ЮЖНО-САХАЛИНСК. Иная высота, иной полет Чехов-центра

Выпуск №2-262/2023, В России

ЮЖНО-САХАЛИНСК. Иная высота, иной полет Чехов-центра

В кабинете у директора Сахалинского международного театрального центра имени А.П. Чехова в Южно-Сахалинске висит интересный, хорошо написанный портрет создателя «Чайки», «Трех сестер» и «Дяди Вани». Автор, к сожалению, неизвестен, полотно совершенно случайно обнаружил среди ненужных и забытых вещей главный художник театра Кирилл Пискунов. Холст реанимировали, и теперь он парадно и торжественно украшает рабочее место Татьяны Николаевны Корнеевой, которая, в свою очередь, еще будучи заместителем директора, с прошлым руководителем и со своей нынешней замечательной командой возвратила к жизни и сам театр, выведя его на аншлаговый уровень. Ведь еще помнятся те времена, когда в зале на 585 мест сидело не более 20 зрителей.

Скоро исполнится 70 лет, как театру присвоено имя великого русского писателя, правда, Чехов-центром он стал чуть больше 30 лет назад.


Ситуация «чеховцентровцев»

Сегодня чеховцентровцы пребывают в ситуации, когда работа идет в разных направлениях. Осенью открывается новая, третья сцена, приглашаются режиссеры совершенно разных художественных взглядов и направлений и, соответственно, ставятся спектакли, эстетический диапазон которых довольно широк.

Первой премьерой сезона, вернее, «предоткрытием» нового театрального года стал спектакль «Порция Кохлан» по пьесе ирландской писательницы Марины Карр. Режиссер-постановщик Олег Еремин и художник Кирилл Пискунов развернули историю сложных семейных взаимоотношений. Любая семья - потемки, вот и эта сага повествует о 30-летней женщине, внешне успешной, живущей в достатке, с мужем и детьми. Но дальше мы видим за внешним благополучием трагедию человека, которому плохо, тесно, душно в мире, где каждый прячет от посторонних глаз свою трагедию. Порция тоскует о брате-близнеце Габриэле (Илья Романов), утонувшем в реке в день их 15-летия. Тень брата все время преследует ее, и подобная привязанность носит порой болезненный характер. Возможно, это страшная драма кровосмесительства, возможно, попытка спрятаться друг в друге и так противостоять жестокому окружающему миру.

Изначально мы видим невротичку, алкоголичку и просто легковесную особу, однако постепенно перед нами предстает человек тонкий, с израненной душой. И всю внутреннюю боль Светлана Задвинская, исполнительница главной роли, смогла вскрыть и прожить на пронзительной ноте. Полотно питерского режиссера многослойное, построенное на аллюзиях, и эта многоплановость рисует, с одной стороны, призрачный мир, с другой - жесткую реальность. Перед художником-постановщиком стояла непростая задача - соединить в одном пространстве и выстроить логично три несовместимых локации: дом героини, берег реки и местный бар. Надо сказать, что Кирилл Пискунов - художник высокого класса, с точным глазом, хорошим вкусом. Он очень умело свел метафизику со стилем барокко и зеленым полем, и даже прозрачный куб, где обитает брат-близнец, вписался в непростой объем.

Хороший сценограф умеет создавать обстоятельства, которые помогают режиссеру и актерам в их работе. Для труппы это прекрасная возможность попробовать себя в необычной театральной эстетике, так как экзистенциальная лексика подразумевает другое внутреннее проживание.

Новый спектакль - событие для Сахалина, так как здесь взята иная высота, иной полет.


«Не дай мне Бог сойти с ума»

Не менее интересна работа опять же петербургского режиссера Романа Кочержевского - «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя. Она камерная и скорее в формате моноспектакля, хотя в нем, кроме Поприщина в исполнении заслуженного артиста Сахалинской области Константина Вогачева, мы видим Анастасию Жаромскую (Софи, Мавра, Канцлер, Девочка) и Сергея Сергеева (Теплов, Начальник отделения, Инквизитор, Врач). Спектакли Кочержевского прежде всего пронизаны болью, хотя сам Гоголь описал нравы чиновничьей России едко, метко, иронично, но режиссер говорит о рождении душевных недугов, когда человек оказывается беззащитным в такой ситуации и становится просто изгоем. Не зря в конце Кочержевский приводит цитаты из книги «Человек, который потерял шляпу» Оливера Сакса, известного американского невролога и нейропсихолога.

«Записки» держатся на внутренней энергии актера, который уже сидит в своей комнате, когда публика еще рассаживается в зале. Вневременное пространство художника Сергея Илларионова - то ли больничная палата, то ли еще какое-то жуткое помещение. Герой Вогачева обладает острым умом, наблюдательностью, небывалой эмоциональностью и, конечно, манией величия, хоть какая-то компенсация за одиночество и всяческие унижения. Аксентий Иванович недоволен своим социальным положением, допотопным платьем, недостойной его должностью, жалким жалованьем. Он унижен и раздавлен. Несомненно, артист обладает тем неврастеническим темпераментом, дающим возможность играть даже не сумасшествие, а фатальную болезненную боль. Поначалу актер суетится, но постепенно его интонация начинает пульсировать, и появляется нужный ритм. В конце уже проходит смятение и звучит пронзительное: «Матушка, спаси твоего бедного сына! Урони слезинку на его больную головушку!..»

Мне приходилось видеть спектакли, в которых гоголевский герой представлен полным ничтожеством. У Романа Кочержевского передан момент сострадания, милосердия к маленькому человеку, тем более что в России сходить с ума - дело опасное, еще Пушкин писал: «Не дай мне Бог сойти с ума...»


Отцы и дети

Спектакль «Песочница с вайфаем в космосе» по пьесе Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной - о тотальном непонимании детей и их родителей в широком смысле слова. У каждого свой мир, свои интересы и свой язык. Одним словом, живем словно на разных планетах.

Постановка Михаила Заеца, как и текст пьесы, довольно остроумная, правда, острота не без грусти и печали. Художник Алексей Паненков выстроил в два этажа помещение, заваленное полиэтиленом, обмотанное проводами. Экраны отсчитывают четко время назад, непрекращающийся дождь навевает еще большую тоску и безнадежность.

Герои здесь - подростки, папа, мама, дед и учитель. Дети к взрослым относятся как к детям, дяди и тети мечутся со своими комплексами. «Миром правит хаос», - постоянно проговаривает девочка Наташа. Вот в этом хаосе переплелось множество сюжетных линий: взрослая женщина переписывается с ровесником своей дочери. Школьниц Майю (Диана Атанова) и Наташу (Светлана Задвинская) вызвали к учителю Игорю Ивановичу (Константин Вогачев) за то, что они сквернословили и явились в школу в мусорных пакетах. Забавный дедушка (Леонид Всеволодский) обожает своего внука Пашку (Илья Ловкин) и переживает за его сидячий - за компьютером - образ жизни. И так далее, и так далее...

Другими словами, проблему отцов и детей никто не снимал. В «Песочнице» в ироничной, насмешливо-саркастической форме об этом и говорится. Несмотря на весь мусорно-черный антураж, работа получилась трогательной, нежной и даже поучительной. Я бы сказал, что спектакль подходит для семейного просмотра.

Вообще, в репертуаре театра присутствуют и классические вещи, такие как «Метель» А.С. Пушкина в постановке художественного руководителя театра Александра Агеева. Режиссерская трактовка повести полна лиризма, тонкого, душевного, романтического настроя и отчасти притчевости. Дебют режиссера пятилетней давности сохранил главное - пушкинское слово и атмосферу.

Исключительно творческая и деловая атмосфера сегодня присутствует и в самом коллективе, и это, вне всяких сомнений, благодаря Татьяне Корнеевой и Александру Агееву, сделавшим Центр популярным местом. Но модное сегодня может завтра стать само собой разумеющимся. Еще в Чехов-центре есть постоянный зритель, который на чрезвычайно понравившиеся спектакли приходит по нескольку раз.

И именно губернатору Сахалинской области Валерию Игоревичу Лимаренко принадлежит идея постановки оперетты «Сильва» Имре Кальмана. А поскольку в регионе нет музыкального театра, спектакль будет делаться сообща с филармонией и симфоническим оркестром. Солистов планируют приглашать из Москвы, Санкт-Петербурга и Магаданского театра оперетты. Премьера «Княгини Чардаша» намечена на 14 декабря.

Конечно, «легкий жанр» в репертуаре Чехов-центра будет сиять отдельным украшением, но сей жанр всегда был почитаем и любим в России. А когда первое лицо области уделяет особое внимание театру, это прежде всего говорит о высоком уровне культуры высокого сановника. Безусловно, южносахалинцам повезло, ведь есть, увы, министры культуры регионов, которые театры посещают так редко, что даже с трудом их находят.

 

Фото Сергея КРАСНОУХОВА

Фотогалерея