Легкое, изобретательное зрелище!.. / "Иван Васильевич" В Театре Сатиры

Выпуск №2-262/2023, Премьеры Москвы

Легкое, изобретательное зрелище!.. / "Иван Васильевич" В Театре Сатиры

В Сатире - премьера. Легендарный «Иван Васильевич» Михаила Булгакова спустя почти 90 лет со дня создания, появился, наконец, на подмостках Театра, для которого и был написан. На читке пьесы автором в начале 30-х годов ХХ века и актеры, и руководство хохотали до слез, но зритель спектакля не увидел. Сатирический талант автора, безошибочно чувствующего все подводные течения современной жизни, скрытые смыслы и предвидящего грядущее, бдительное театральное начальство распознало и постановку запретило.

Своей известностью пьеса обязана искрометному таланту кинорежиссера Леонида Гайдая, который полвека назад выпустил на экраны блестящую комедию «Иван Васильевич меняет профессию», сразу же разошедшуюся на цитаты. Снайперский подбор актеров, блестящий ансамбль, точные типажи завоевали зрительскую любовь.

Спорить с таким соперником непросто, однако Театр Сатиры и его руководитель Сергей Газаров не побоялись конкуренции и вывели на сцену булгаковских персонажей, подарив новым поколениям театралов яркие характеры и образец блистательно написанной пародии, не лишенной известной доли и цинизма, и холодного скепсиса, и острой наблюдательности.

Постановщик Сергей Газаров не мудрствовал лукаво, положившись на самоигральность, объемность и убедительность авторского слова и, несомненно, выиграл.

Театр следует за автором, воссоздавая узнаваемую среду существования героев пьесы, время действия которой - 30-е годы ХХ века. Художник-постановщик Владимир Арефьев выстраивает фронтальные декорации. Две комнаты в разрезе, где слева - солидная дорогая мебель и обилие кубков, статуэток, и прочего обозначения богатой жизни Шпака. А слева - аскетическое жилище изобретателя Тимофеева, где железная кровать, простой стол и образ некоего очень сложного аппарата - экранчики, приборы, огромный зеркальный черный шар, куда как в зеркало смотрятся женщины, перед которым они кокетничают, и гофрированная труба-раструб. Стены в тимофеевской комнате обклеены газетой - идет вечный ремонт, зато у Шпака прямо-таки королевские бордовые обои с золотым рисунком.

Интерьеры покоев царя Ивана Грозного мгновенно появляются после того, как раздвигаются стены современных жилищ. Стол, куда принесут разнообразные яства, макет храма Василия Блаженного, жерло пушки с ядрами. В огромный ствол пушки - своеобразный тоннель, время от времени будут прятаться то псевдоцарь Бунша, то не в меру развеселившаяся удалая царица. Решено перемещение во времени легко, изящно, и историческая правда обстановки и костюмов и ХVI и ХХ веков по возможности соблюдена.

В пьесе «Иван Васильевич» автор соединил фантастическое допущение - игру со временем и пространством, перенеся действие из настоящего в прошлое (правда, его современники, например, Маяковский, предпочитал настоящее сопоставлять с неведомым, но таким притягательным и манящим будущим), и прекрасно выписанные характеры, часто даже остро обрисованные типажи своих современников, добиваясь максимального комического эффекта.

Главными героями этого забавного зрелища становятся Иван Васильевич, Грозный царь ХVI века, и противный въедливый управдом из века ХХ. Обе роли исполняет народный артист России, премьер Театра Сатиры Юрий Васильев и делает это поистине виртуозно.

Самое интересное в решении образов, что актер предельно серьезен, и чем больше он со страстью и истовой сосредоточенностью погружается в столь разные характеры персонажей, невольно поменявшихся местами и нарушившими нормальное течение жизни, тем забавнее и уморительнее воспринимаются возникающие в столь необычных обстоятельствах ситуации.

В образе Бунши актер появляется в самый неподходящий момент, мешает увлеченному изобретателю Тимофееву, назойливо лезет к нему с мелочными придирками, подозрительностью, готовностью «держать и не пущать». А при случае и «настучать» куда следует. Этакий гадкий и опасный человек, словно впитавший в себя черты тех, кто через несколько лет будет вынюхивать, докладывать, вершить судьбы людей, загребать жар чужими руками. Клочковатая бороденка, шляпа, очки, взгляд исподлобья. Малоприятный, «скользкий» навязчивый тип, словно поставивший своей целью отравлять жизнь окружающим. Вот он потихоньку входит в комнату Тимофеева, а вот уже по-хозяйски расположился за столом, хотя бедный ученый всячески пытается избавиться от непрошенного посетителя. Смех рождает именно точность социально-психологического портрета управдома. Он буквально концентрирует в себе дух времени.

Царь Иван Васильевич при внешней - естественно! - схожести с управдомом совсем иной. Меняется пластика, жесты, появляется внутренняя свобода, жесткость и осознание своего могущества, никакой приблизительности и неуверенности, даже в абсолютно новой среде - в коммуналке 30-х годов ХХ века - он по-прежнему царь. Поэтому возникает необыкновенный комический эффект: суетливый и очень уж обыденный Якин Федора Лаврова рядом с настоящим царем обнаруживает свою мелочность и незначительность. Смешные пассы Якина, его стремление «выстроить кадр», мельтешение подчеркивают человеческое обмельчание рядом с монументальной фигурой Ивана Грозного.

Для Васильева два столь разных героя дают возможность продемонстрировать самые неожиданные, убедительные краски его актерской палитры. В исполнении артиста звучат не только мелодраматические, сатирические, но и трагические нотки, прорывающиеся в сцене отчаянья царя, понимающего, что его власть не всесильна при столкновении со столь необычным будущим.

В Театре Сатиры удалось решить и довольно сложную техническую задачу почти одновременно появляющихся Царя и Бунши. Артист Валерий Гурьев, который играет Неизвестного гражданина, как указано в программке, стал настоящим двойником Васильева. Не будем раскрывать театральную кухню, позволяющую добиться такого раздвоения, но результат налицо - удается отыграть технически чисто сцены мгновенного преображения актера.

Исполнители ролей в этой булгаковской фантасмагории радуют точностью попадания в характеры, владением жанром, легкими и уморительно смешными штучками и приспособлениями.

Тимофеев Ильи Малакова - типичный изобретатель времен советской драматургии и театра довоенной и послевоенной поры. Худощавый чудак в белом халате, словно отгороженный невидимой стеной от реального мира. Ни обольстительная жена, ни коварный управдом по-настоящему не затрагивают его чувств - он сосредоточен на своей работе. Тимофеев-Малаков мгновенно бросается на пол и успевает убрать из-под изящных туфелек жены и из-под ног бесцеремонной Ульяны Андреевны, жены Бунши, листы с драгоценными расчетами уникальной машины времени. Работа захватила молодого человека полностью. По-настоящему его взволновал только блестящий эффект от работы его аппарата. Поэтому и с царем он общается уважительно, но без особого пиетета, понимая, что все происходящее - дело его рук, результат точности его расчетов, которыми он сам восхищен.

Очаровательна жена Тимофеева, киноактриса Зинаида Михайловна Александры Мареевой. Первое ее появление несколько ошеломляет и даже шокирует. Красавица Зина появляется в эффектном туалете, словно из Зойкиного салона, из пьесы того же автора «Зойкина квартира» (художник по костюмам Мария Боровская). Стильное платье горчичного цвета, шикарное пальто, прелестные ножки, изощренный танец - обольщение и просто желание покрасоваться, еще раз восхититься собой (хореограф - изобретательный Сергей Землянский).

Вообще режиссер Сергей Газаров вольно или невольно вскрывает одну интересную особенность персонажей пьесы - все они зациклены на самих себе, бесконечно любуются своей необыкновенностью, красотой, социальной значимостью, творческой одаренностью, своим положением в мире. Но тем интереснее наблюдать за этим своеобразным парадом жителей той коммунальной квартиры, в которой, как в волшебном зеркале, отражены парадоксы существования современников прозорливого автора.

Эффектно появление Шпака, который в исполнении Сергея Газарова - художественного руководителя театра - насмешлив, элегантен. Блестящий актер, ученик Олега Табакова, сам уже мэтр, он покоряет ленивой грацией, точностью реакцией, иронией исполнителя, которая оттеняет характер Шпака из отдела Международных перевозок.

И, конечно, одна из наиболее ярких фигур - обаятельный, находчивый вор-домушник Жорж Милославский в исполнении Артема Минина. Его наглость и напор смягчаются артистизмом и фантастическим умением приспособиться к любой ситуации. Особенно смешны и забавны сцены в Кремле, где Милославский виртуозно выкручивается из опасных и пикантных ситуаций, который невольно создает простодушный Дьяк Кирилла Анисимова. По сути, это дуэт двух клоунов - белого и рыжего, и каждый новый сюжетный поворот рождает серию гэгов, веселую сумятицу, рождает повод для искреннего смеха.

Две откровенно буффонные сцены - это явление шведского посла (Иван Михайловский) со свитой (Станислав Буров, Артемий Соколов-Савостьянов, Тимур Тихомиров, Виталий Четков) и танцевальный номер царицы (Надежда Филиппова) и ее свиты.

Посол в причудливой одежде и его свита старательно выделывают замысловатые «па», бурно радуются полученной Кемской волости, изумляют и развлекают несчастного Буншу и циничного Милославского.

Буйное веселье псевдоцаря и фривольно настроенной царицы изрядно развлекает публику, превращаясь во вставной номер, но финал спектакля неожиданно переводит разудалое веселье кремлевских сцен в иной регистр.

В комнате изобретателя появляется его жена, на сей раз не роковая красотка, а скромная совслужащая, хоть и актриса, в строгом темнозеленом платье.

А вся фантасмагория, так захватившая зрителей, оказалась сном заработавшегося изобретателя Тимофеева, и только Шпака обокрали наяву, а не во сне...

Легкое, веселое, динамичной изобретательное зрелище стало ярким началом нового сезона Театра Сатиры.


Фото Веры ЮРОКИНОЙ предоставлены пресс-службой театра

Фотогалерея