И партитура звучит / Ульяна Стратонитская (Новосибирск)

Выпуск №2-262/2023, Гость редакции

И партитура звучит / Ульяна Стратонитская (Новосибирск)

Новосибирский музыкальный театр не боится рисковать, любит представить публике то, чего она (да и никто еще) не видела и не слышала. Он ставит своей целью не только интерпретацию уже существующего, когда-то написанного, но в значительной степени - создание нового. Свой репертуар всегда создавали «свои», в том числе, новосибирские композиторы. В разные годы здесь были поставлены произведения Григория Гоберника, Анатолия Дериева. Сейчас с успехом на сцене театра идут мюзиклы Андрея Кротова «А зори здесь тихие», «Вий», «Римские каникулы» (не забудем еще и детский спектакль «Слоненок»). Но, конечно, приоритет отдается не только местным авторам. Театр всегда готов к сотрудничеству с талантливыми композиторами, независимо от места их локации, и неоднократно добивался успеха в этом взаимодействии. В связи со своей концепцией театр даже поменял официальное название: из театра Музыкальной комедии несколько лет назад он превратился в Музыкальный театр, что не сковывает его жанровыми ограничениями, напротив, дает возможность решать самые разные творческие задачи, экспериментировать...

Вот и сейчас, в завершение 64-го, предъюбилейного сезона, в заполненном до отказа зале была представлена громкая премьера - новый мюзикл, написанный специально для постановки в Новосибирском музыкальном театре. Композитор Ульяна Стратонитская и либреттист Алина Байбанова (Москва) взяли за основу мюзикла роман известного фантаста Александра Беляева «Человек, нашедший свое лицо». Фантастическим персонажам писателя не впервой выходить на театральные подмостки, вспомним хотя бы «Человека-амфибию», но история знаменитого голливудского комика Тонио Престо, героя позднего романа Беляева (1940), впервые разыгрывается на сцене, к тому же в захватывающем ярком музыкальном действе. Его герои и фантастичны, и в то же время узнаваемы. Как и коллизии спектакля - с лихим судебным расследованием, салоном красоты и преображения кудесника медицины Доктора Цорна, особым, не без патологии, миром киностудии и тихой уединенной жизнью сторожа в парке... Милая и добрая Элен, дочь сторожа, поет красивую оперную арию на шекспировский текст Офелии, а вот раздаются звуки мадригала, голливудская кинодива мисс Гедда Люкс ошеломляет жестоким романсом, а главный герой блистательно исполняет хит сезона - «Фейковый мир»... Латино, испано, фольклорные мотивы, джаз и роковый драйв - все это виртуозно и азартно переплетено и взаимодействует в новом мюзикле. При этом его можно смотреть и слушать как настоящий квест, находя, угадывая знакомые, давно ставшие знаками музыкальные символы, классические и современные.


Гость редакции, композитор Ульяна Стратонитская, автор музыки многочисленных мультфильмов, лауреат премии ТЭФИ в интервью приоткрывает тайны создания удивительного спектакля.

- Мюзикл написан специально для Новосибирского музыкального театра. Как началось это сотрудничество?

- Моя творческая судьба всегда полна неожиданных поворотов, я не родилась с золотой ложкой во рту, и всегда исключительно по какому-то прошлому опыту работы ко мне с помощью сарафанного радио обращались люди. Так и в этом случае получилось, что один из актеров, режиссеров порекомендовал меня как возможного автора нашему либреттисту Алине Байбановой. Она прислала мне несколько синопсисов, на которые я написала демонстрационные номера, и Алина уже отправила их сюда в театр. Так и случилось наше знакомство. Номера понравились, и мы поставили этот спектакль. Поэтому наша дружба только началась, но надеюсь на дальнейшее развитие взаимоотношений.

- Насколько вам интересен сам жанр музыкального театра? Все же это ваш первый подобный - дебютный проект.

- Я композитор по образованию, окончила Московскую консерваторию, аспирантуру там как композитор в классе Владислава Германовича Агафонникова. Знаете, такой курьез судьбы. Дело в том, что я с детства связана с музыкальным театром. Сначала с детским - в Твери, это мой второй родной город, первый - Бежецк. Я была ребенком, и для нашего Тверского детского театра писала музыку и сама же там играла. Потом поступила в музыкальное училище, и там у нас был студенческий театр под руководством замечательного мастера Натальи Георгиевны Грибуниной, которая сама училась в Щуке и ставила у нас спектакли со студентами. И даже у меня на третьем курсе возникла дилемма: идти дальше, как актрисе, или все-таки в консерваторию, продолжать писать музыку. Я тогда взвесила все это до забавности здраво: что я хотела бы иметь хорошую семью, стабильную и быть дома, поэтому, наверное, все-таки писать музыку...

- Интересный ход рассуждений.

- Да, очень странно. Но этот жанр музыкального театра был мне всегда близок. Я сама как актер проживала роль. И в этом спектакле тоже - каждого персонажа, потому что для меня каждый из них любим и близок. Каждую из нот, которые вы слышите, я в принципе пропела сама прежде, чем отдать материал в театр. Поэтому мне этот жанр очень близок, очень отзывается, и я рада, что есть возможность дарить эту музыку публике.

- Вы не вмешивались в процесс постановки спектакля?

- Мы сейчас очень подружились в процессе постановки с дирижером Александром Новиковым. Пока он стоит за пультом этого театра, я спокойна за все, что происходит. И вмешательства моего просто не потребовалось. Я сдала материал в театр, все номера были мной пропеты в аудио-версии, и потом были написаны ноты. Единственное, что оркестр в музыкальных театрах - всегда сюрприз, потому что это не обычный симфонический оркестр, в котором мы понимаем акустически, как писать, а здесь есть и ритм-секция, и синтезаторы, определенная акустика, гитары. Поэтому в чем-то я советовалась, в Москве, когда приезжал театр на «Золотую Маску», мы встречались с Александром Новиковым, я задавала ему вопросы, которые меня волновали. И в итоге все получилось. И партитура звучит, я довольна.

- Видно, что и Александр Новиков с явным удовольствием дирижирует спектаклем, это ему «в кайф», что называется.

- Вообще, вся эта музыка писалась для того, чтобы все «кайфанули». И композитор, когда ее писал, тоже кайфовал.

- То есть все ваши ожидания оправдались, все, что было задумано, воплотилось?

- Да, там очень много того, что я задумала. Но, конечно, есть и сюрпризы для меня. В частности, Тони Престо в партитуре - это два персонажа: комик Тони Престо в начале и второй герой после преображения. Была прописана партия баритона для второго. Поэтому, возможно, слышно, что артист и в теноровой тесситуре существует, и потом, уже во втором акте - еще и в баритональной. Но это было решение режиссера, так героя показать, в одном лице.

- Вы первый раз столкнулись с нашим театром, и какое впечатление он произвел на вас?

- Театр мне очень нравится. Он на меня произвел впечатление еще в Москве, на «Золотой Маске». Они показывали спектакль «Великий Гэтсби», и там я поняла, что мне с точки зрения оркестровой волноваться не о чем, потому что уровень музыкальности Александра Новикова самый высочайший. А тут я понимала, что сделано практически невозможное в каком-то совершенно огненном ритме. Самый конец сезона, и в сезоне было уже несколько премьер, и этот спектакль последний, и в июне были детские каникулы и по два спектакля в день... Понятно, что это огромный труд, но никакой усталости мы не видим, и я очень благодарна всем. Надеюсь, что понравится спектакль, он будет жить, нарастет каким-то «мяском», которым мы все обрастаем со временем, и найдет своих почитателей.

- В оркестр вы предоставили свой инструментальный набор или ориентировались на то, что есть?

- Оркестр сам по себе такая краска, что всегда существует вариативность. У меня был курьезный момент с тем, что лейтмотив, когда Престо приходит к Гедде: пара-рарам, пара-рарам в басах, у меня там прямо слышался бас-кларнет, на что мне Александр Сергеевич Новиков сказал: «Нет у нас бас-кларнета». Есть виолончели, есть фагот, т. е. всегда можно эти моменты решить. А Александр Сергеевич купил в театр гитару, до этого была в театре одна гитара, но столько я туда привнесла рока, который он любит, что Новиков с большой радостью взял вторую гитару и сказал: «Давай, давай! Сделаем это мощнее». Оркестр театра полностью укомплектован, соответствует всем возможным ожиданиям, перкуссия просто богатейшая. Я много писала в нотах. Но был момент, который мы обговаривали, что всегда ударник хороший и талантливый, как и гитарист, лучше композитора прочувствует, лучше поймет свой инструментарий, поэтому, конечно, очень большая работа была Александром Новиковым проведена с этой секцией ударной. Художественный подход.

- Не только оркестру тут есть, что делать. Получился, можно сказать, что и хоровой мюзикл.

- Он очень сложный и не совсем типичный для хора. Считаю, что ребята справились и более того, они на этом материале еще и сильно-сильно подрастут. А хоровой - вообще вся эта история, она про мир, она сюрреалистичная, и хор - это то, что происходит в публичном пространстве постоянно, и без него было бы странно. Поэтому он даже не отдельное действующее лицо, а некое... Хор - это жизнь.

- У вас есть точки притяжения в этом жанре?

- Мои точки притяжения сейчас не в театральном жанре, и это, скорее, для меня плюс, хотя зрителю судить: плюс или минус. Это скорее искатели-музыканты, которые сейчас умудряются делать невозможное. То есть, невозможно писать сейчас, на мой взгляд, мюзикл. Изначально, когда я читала либретто и думала, что это, может быть, у меня сначала какие-то моменты тяготения, что, наверное, это туда - к Бобу Фоссу, старой Америке, «Чикаго»... Какие-то такие нотки. Но потом, когда я в это погрузилась, поняла: нет, это не сработает. Сейчас очень большое количество современных музыкантов, которые мешают жанры и находят в этом как раз свой уникальный язык. И мне кажется, в этом, в единстве всех архетипов, которые в нас есть, - фольклор и классика, джаз, и рок - сила, мы этим богаты. Мы можем этим пользоваться как единым инструментом. Поэтому я, наверное, как губка, за свою жизнь впитала много всего и сейчас мне интересно так разговаривать со слушателями.

- Стала ли эта работа важной ступенью, быть может, своеобразной вершиной в вашем нынешнем этапе творчества?

- На самом деле, для меня любой проект, которым занимаюсь, очень важен. В любой проект погружаюсь как ребенок, наверное, в свой мир игры, и пока в нем существую, пока не наиграюсь, не выхожу. Поэтому никаких вершин. Я хочу дальше лезть. С музыкой какая происходит вещь, даже с точки зрения музыкального мастерства - думаешь: сейчас вот это, и вершина. А поднимаешься и видишь, что там плато и дальнейший подъем. Это как на гору, и у нее нет конца и края. Сколько мы растем, развиваемся - бесконечный путь.

- Можно понять, что вы уже нацелились на какой-то горный пик.

- Я так скажу: я на каждую свою работу еще смотрю с удовольствием, потому что пишу с удовольствием, а с другой стороны, я стараюсь на опыте этой работы видеть - в чем, например, ее слабые места. Критически к себе относиться тоже важно для того, чтобы дальше взять эту высоту, и эту, и следующую... Поэтому я к себе всегда строга как к автору и надеюсь, что вершины будут следовать.

- У вас много музыки к мультфильмам.

- Да, очень много...Так вышло. Это - опять же цепь случайностей. Однажды
меня, когда я была студенткой, позвали в проект, который потом не
состоялся. Но позже один из ребят, работавших со мной в этом проекте, уже
работая в анимации, дал мои контакты студии, которая искала композитора
для нового анимационного сериала. Сериал по замыслу не должен был быть
музыкальным, от меня хотели одну-единственную фоновую тему, в итоге у
нас поучился наимузыкальнейший сериал «Деревяшки» - 104 серии,
написанные как мини-оперы с огромным удовольствием. И дальше - три
номинации на ТЭФИ за лучшую музыку к мультфильмам, и за один из
проектов я получила ТЭФИ-Kids. А дальше все пошло по цепочке: и Алина ко
мне пришла, зная, что мы делали с одним из ее знакомых театральный
проект, написали и поставили мюзикл «Сказка о царе Салтане». Так что
Алина ко мне пришла как к детскому композитору. Это я про то, что иногда
на людях ставят ярлыки: раз человек работает в этой сфере, значит,
наверное, он только это и умеет. Но вот нынешняя работа как раз
показывает, что я, наверное, очень многостаночный автор.

- Это должно стать теперь отправной точкой для новых свершений в этом жанре.

- Надеюсь. Но вот здесь, после премьеры даже немножко расстроилась. Когда делаешь анимационный сериал, говорят: у нас будет второй сезон. И мне здесь тоже хочется узнать продолжение этой истории.

- Вторая серия? Почему бы нет.

- Такое было, наверное, только у Вагнера в «Кольце нибелунга». «Полет валькирий» Вагнера, кстати, я здесь цитирую.

- Не только Вагнера, есть и Бах, и Моцарт с его «Фигаро»...

- Да, у меня много аллюзий всяких запрятано, и классических в том числе. Мир очень разнообразен, он един, но он многообразен, этим и прекрасен. Я себя не ограничивала. Поскольку роман своеобразный, история своеобразная, спектакль получился такой. Он о серьезных вещах, с одной стороны, но с другой - через призму процесса: жизнь идет, и бывает, случается так, бывает, по-разному, и все равно - жизнь идет.

- Остается некая аура от спектакля - легкая, светлая, позитивная, в противовес «чернухе», которой так много, увы, сейчас.

- Я за то, чтоб своим видением человеку, который слушает, что я делаю, давать мысль о том, что свет так или иначе вокруг нас. Даже если происходит что-то не очень хорошее, потом становится понятно, что это не случайно и возможно, поворачивает твою жизнь в ту сторону, о которой ты даже не думал. И все равно свет первичен. Главное - в себе нести это чувство, и сейчас очень важно об этом говорить.

 

Фото Дарьи ЖБАНОВОЙ

Фотогалерея