Взгляд в сторону солнца / Татьяна Шестакова (Санкт-Петербург)

Выпуск №2-262/2023, Лица

Взгляд в сторону солнца / Татьяна Шестакова (Санкт-Петербург)

Хуже нет для артиста, чем «ждать и догонять». Искать свою фамилию в вывешенном за кулисами распределении ролей. Годами играть зайчиков или стражников, мечтая о Гамлете или хотя бы Лаэрте. А тут еще журналисты со своим самым ненавистным для творческого человека вопросом: «Ваши творческие планы?» Какие планы могут быть у артиста, если он, как известно, человек подневольный и зависит от массы людей и обстоятельств?!

Народная артистка России, лауреат Государственной премии, всевозможных «Золотых софитов», «Масок» и прочих престижных премий, ведущая актриса МДТ - Театра Европы Татьяна Шестакова, наверное, могла бы подобными проблемами и не заморачиваться. Что ни спектакль, то главная роль. И какие роли! Любая звезда позавидует. Все-таки союз с талантливым режиссером, художественным руководителем всемирно известного театра Львом Додиным что-нибудь да значит. Но недаром говорится: чтобы стать женой генерала, надо выйти замуж за лейтенанта.

А если говорить о Татьяне Шестаковой, то кто бы мог предвидеть, что большеглазая, «метр с кепкой», стопроцентная травести будет играть главных чеховских героинь, блистать в ролях мирового репертуара, ничуть не страдая от перепадов амплуа? Впрочем, мало кто мог разглядеть будущих примадонн в таких актрисах, как Ирина Соколова или Инна Чурикова. И у них фантастический творческий взлет начинался с зайчиков, мишек косолапых и букашек-таракашек. Встретить своего режиссера, художника своей группы крови - это, конечно, тоже большое счастье. Как и для режиссера - найти актеров, способных стать выразителями его размышлений, чувств, сомнений и фантазий. Но кроме таланта и везения необходим еще и характер. У Татьяны Шестаковой он - железный. Коня на скаку? - Запросто.

Каждая история здесь - особая статья. Вот и отношения студентки Шестаковой и педагога Додина начались с конфликта. Юная пигалица заявила мастеру курса З.Я. Корогодскому, что не будет показывать этюд, пока «этот» не выйдет из аудитории: «При нем не буду!» Что это было? Рискну предположить, что именно тогда шел между молодыми людьми неясный им самим обмен эмоциональными токами. Искрило от того, что волновало, тревожило. Вскоре, как мы знаем, тучи развеялись. И актриса охотно участвовала почти во всех режиссерских сочинениях Додина. Главная из затей стала судьбоносной. Это была попытка поставить в тюзовском театре 5-го этажа пьесу Александра Володина «Мать Иисуса». Только любящее сердце могло распознать в хрупкой жизнерадостной девчонке трагическое дарование. На фотографиях, сохранившихся с той поры, лик мадонны с огромными глазами, в которых - виделось ли тогда? - предчувствие бед и робкая надежда. Спектакль зарубили на корню. Даже безобидные с виду пьесы Володина у начальства вызывали аллергию - на правду, надо полагать. А евангельский сюжет вообще напугал. Так с этой несыгранной ролью и прожила актриса семнадцать лет, до того, как в МДТ Додин поставил «В сторону солнца» по пьесам Володина, где нашлось место и ее героине... Образ, что называется, «пролежал на полке» почти два десятилетия. При этом не только не устарел, но отозвался и в других работах актрисы. Прежде всего, в «Кроткой», игравшейся уже во МХАТе (недаром Олег Борисов так любил свою партнершу, что смертельно больным готов был участвовать в давнем додинском «Вишневом саде»). И, конечно, в «Бесах», где Марья Лебядкина была и сестрой своего брата, и несчастной женой Ставрогина, и русской Мадонной, и юродивой провидицей.

Расстояние от ТЮЗа до МДТ не могло пройти бесследно для актрисы. Как и Лев Додин, она не чувствовала себя необходимой ни в Театре комедии, ни в БДТ. Хотя в театре Товстоногова он поставил один из лучших спектаклей той поры - «Кроткую», а она сыграла свою первую чеховскую роль - Соню в «Дяде Ване». И самые сильные впечатления от той постановки актерские: стареющие чудаки, сыгранные Олегом Басилашвили, Кириллом Лавровым и Евгением Лебедевым, и заливающаяся слезами Соня, оплакивающая не столько себя, сколько их всех. Уже тогда она умела терпеть и верить, за всех страдать и молиться.

Много лет спустя Татьяна Шестакова потрясет зрителей тихим, без слез и рыданий, монологом Матери в спектакле «Жизнь и судьба» по Гроссману. Зал в эти минуты замирает, слушая сердцем простые слова, которые, казалось, могут не только поддержать слабых и беззащитных, спасти и сохранить, уберечь от отчаяния. Голос ее почти не дрожал, в нем была твердость, способная разрушить оковы - пусть не железные, но зато те, что в головах у людей. В облике этой слабой маленькой женщины поражал покой. Она говорила не столько о страданиях, сколько о любви и вере: «Какое богатство надежды!»

В 1982-м Додин принял приглашение стать художественным руководителем МДТ. Это спасло обоих от отчаяния и бездомности, а театральный Ленинград - от очередной потери (режиссер был буквально в двух шагах от переезда в Москву). Татьяна Шестакова естественно влилась в труппу, куда наряду с исконными артистами областного театра вошли выпускники курса Аркадия Кацмана и Льва Додина. Для МДТ началась новая эпоха. Режиссер строил театр, актриса была ему надежной помощницей и талисманом. И щедро тратила талант и жизненный опыт на роли, в которых теперь не было недостатка. Режиссер возводил театр, опираясь на актеров, мечтая каждому дарованию дать возможность проявиться как можно шире и ярче. Татьяна Шестакова наметила диапазон будущих ролей еще в ТЮЗе - от озорниц, что, сияя улыбкой, смотрели в сторону солнца, до мудрых страстотерпиц. Диапазон был, а границ не наблюдалось. Потому ей удалось стать и безудержно пылкой чеховской Генеральшей в «Пьесе без названия», и гротескным клоуном в спектакле «Страх Любовь Отчаяние» по Брехту; и умевшей быть счастливой слепой Молли Суини, и неунывающей пьянчужкой из «Звезд на утреннем небе»... Не говоря уж о том, как сумела доподлинно рассказать о трагических судьбах русских женщин: о первой любви Лизки ПряслинойДом») и о любви запоздалой - Анфисы ПетровныБратья и сестры»). Все эти характеры она черпала из своей натуры.

Она родилась в октябре. Но каждый раз, видя актрису на сцене или даже просто проходя мимо МДТ - Театра Европы, я вспоминаю пушкинскую строчку про весенний месяц: «Слезы с улыбкою мешаю, как апрель». Солнце сквозь непогоду, радость сквозь невзгоды, надежда, превозмогающая боль, - все это дарит талант Татьяны Шестаковой.

Фотогалерея