"Театром надо жить" / Нина Барковская (Сызрань)

Выпуск №2-262/2023, Лица

"Театром надо жить" / Нина Барковская (Сызрань)

Сызранский драматический театр имени А.Н. Толстого я знаю и люблю уже почти четыре десятилетия. Помню потрясшие не только меня спектакли «Завтра была война» Б. Васильева, «Рейс» С. Стратиева, «Танго» С. Мрожека, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Наши» по роману Ф.М. Достоевского «Бесы», «Игра в джин» Д. Кобурна... И хотя живу в Самаре, стараюсь не пропускать сызранских премьер. Приезжая в театр, каждый раз встречаюсь с заслуженной артисткой Самарской области Ниной Васильевной Барковской. Если она не занята в новой постановке, обязательно смотрит спектакль в одном из первых рядов партера рядом с супругом, заслуженным артистом России Юрием Петровичем Андруховичем. Таких заинтересованных и неравнодушных зрителей, как они, еще поискать!

17 сентября, в день окончания Третьего межрегионального фестиваля «Время театра», Нина Васильевна Барковская отмечала юбилей. Возраста она не скрывает, с улыбкой напевает о нем: «Мои года - мое богатство». В свои 75 актриса полна творческих сил. Нежнейшей, поистине материнской заботой окружает она не только молодых артистов, но и всех, с кем ее сводит жизнь.

За несколько дней до юбилея мы встретились в кабинете главного режиссера театра Олега Шахова и, угощаясь чаем с конфетками и сухариками, поговорили о жизни и судьбе. Для Нины Васильевны эти понятия не всегда тождественны. В судьбу верит, но считает, что человек проживает свою жизнь, несмотря ни на какие знаки свыше. Были у нее на сценических подмостках творческие взлеты, были и падения, случались зоны турбулентности, но трудности лишь закаляли характер. Она могла выйти на сызранскую сцену юной выпускницей Саратовского театрального училища, но режиссер Александр Ривман тогда отчего-то не среагировал на письмо начинающей актрисы. В Барнаульском ТЮЗе Нина играла много, в том числе и вместе с актером Андруховичем. Лет пять они видели друг в друге исключительно коллег. И вдруг на гастролях произошло «короткое замыкание». Вскоре поженились. Затем были Иркутский ТЮЗ, Уральский театр драмы. В 1994 году собрались перебраться в Иваново, да перед этим заехали в Самару, к своему другу, актеру театра «СамАрт» Юрию Долгих. Юрий Иванович предложил им обратить внимание на Сызрань и тут же созвонился с директором театра Сергеем Владимировичем Салминым. Так Андрухович и Барковская не доехали до Иваново. Без малого уже три десятилетия они выходят на сызранские подмостки. Этот город стал их второй родиной. Идешь с ними по улице, и каждый прохожий или здоровается по имени-отчеству, или улыбается так, что сразу видно - узнает.

Лауреат городского конкурса «Женщина года» в номинации «Культура и искусство», Нина Васильевна награждена нагрудным знаком «За достижения в культуре», почетными грамотами Министерства культуры Самарской области, Думы и Главы городского округа Сызрань. Но своими главными наградами актриса считает роли - и неважно, главные они или эпизодические. Надо слышать, с какой любовью она говорит о возникших почти случайно малышках-ролюшках! В который раз убеждаюсь: разговор о себе Нина Васильевна сводит к беседе о театре и о коллегах. Нет-нет да проскользнут в ее голосе знакомые нотки высокой требовательности и принципиальности. Это и понятно: она никогда не работала вполсилы, считая позором половинчатый подход к делу.

Нина Васильевна знает: даже если репетиции идут трудно, что-то вдруг случится, и спектакль получится. За это неожиданное и загадочное «вдруг» она и любит театр. Подробный разбор пьесы, знание своего персонажа, чтение литературы, имеющей отношение и к эпохе, и к замыслу драматурга, - все это занимает и увлекает актрису. Но влияние на процесс таинственного «вдруг» для нее несомненно.

Каждый, кто хоть раз общался с Ниной Васильевной, ощутил на себе исходящие от нее волны добра, тепла и материнской нежности. Помню, как не только меня она учила снимать стресс, показывала, как успокаивать сердце, как бороться с волнением. Помню, как объясняла влияние на каждого из нас энергии земли-матушки, Волги и космоса...

В репетиционном процессе она послушна. Если ее точка зрения на роль принципиально не совпадает с режиссерским замыслом, озвучивает свои доводы спокойно и твердо. Бывало, что в одном спектакле играла так, как требовал режиссер, а в другом - так, как сама чувствовала свою героиню, и после этого режиссер со словами благодарности обнимал ее. Бывало, к актрисе не сразу приходила любовь к ее героине. Так, например, бабушка Ануш из «Ханумы» А. Цагарели Нину Васильевну поначалу не заинтересовала, но стала одной из тех ролей, которые принято называть звездными.

А как она смущается, когда перечисляют ее роли, вошедшие в историю Сызранского театра! Мачеха в «Золушке» Евг. Шварца, Аграфена в «Банкроте» и Милонова в «Лесе» А.Н. Островского, Бабка в «Семейном портрете с дензнаками» С. Лобозерова, Полли в «Сестрах милосердия» И. Фёдоровой, Варвара в «Касатке» А.Н. Толстого, мать Глафиры в «Кабаре господина Аркадия Аверченко», Евдокия в «Родне» В. Крестовского, Арина Пантелеймоновна в «Женитьбе» Н.В. Гоголя, Фонсия Дорси в «Игре в джин» Д. Кобурна, Мать в «Дульсинее Тобосской» А. Володина...

Нина Васильевна из тех актрис, которые прислушиваются и к критике, и к советам, и к пожеланиям. Она не существует на сцене «на автопилоте», контролирует себя, стараясь не повторяться ни в жесте, ни в интонации. Неудивительно, что театроведы и журналисты не раз писали о свойственной ее персонажам правде жизни.

Одно дело - создавать отдельно взятый сценический образ, и совсем иное - существовать в ансамбле, не тянуть «актерское одеяло» на себя. Были годы, когда Нину Барковскую сопровождало амплуа лирической героини. Такой ее видели режиссеры в Барнауле, Иркутске, Уральске. В Сызранском театре у актрисы более разнообразная палитра красок. «Выдуриваться на сцене я не люблю, да и не умею, - говорит Нина Васильевна. - Много раз сталкивалась с так называемым поиском новых форм у тех, кто считает себя режиссерами. По-моему, не прыжки, не ужимки и не технологии важны в театре, а русская психологическая школа. Многие в театре работают. Я считаю, что театром надо жить».

О театральном и супружеском союзе Юрия Петровича Андруховича и Нины Васильевны Барковской впору слагать легенды. Они невероятно интеллигентны и на сцене, и в жизни. В 2008 году в спектакле Виктора Курочкина «Старомодный коктейль» Андрухович и Барковская блистательно воплотили образы Левицких. Рецензенты писали, что благодаря актерам загадка и нежность киноповести В. Дельмар «Уступи место завтрашнему дню» перешла в спектакль. Журналисты не раз отмечали, насколько глубоко в «Сильвии» А. Герни Андруховичем и Барковской были разработаны взаимоотношения Грега и Кейт. Помню их замечательный актерский дуэт в образах родителей Альдонсы в «Дульсинее Тобосской» А. Володина.

Нина Васильевна уверяет, что их без малого полувековой семейный стаж основан на том, что она называет принципом притяжения дополняющих друг друга противоположностей: «У нас разные театральные школы, такие же разные театральные симпатии. Мы по-разному мыслим. Объединяет нас любовь и схожее отношение к людям. В память о наших друзьях Юра повесил дома несколько настенных часов, показывающих московское, барнаульское, иркутское и сызранское время. Дома Юра, конечно, главный. В наших дуэтах на сцене подруливаю я. Правда, вместе мы играем не очень часто. Когда мы вдвоем на сцене, он с трудом сдерживает нежную улыбку. Юра, вообще, очень добрый, любящий и меня, и детей. Это счастье, что мы нашли друг друга...»

Смотрю на Нину Васильевну и вспоминаю сыгранную ею лишь один раз на сызранской лаборатории Театра Наций трагическую Стефани из эскизного показа по пьесе фон Майенбурга «Камень». На Втором межрегиональном фестивале «Время театра» вместе с коллегами по жюри я был потрясен ее Мамашей в «Калеке с острова Инишмаан» Макдонаха. А как на областном фестивале «Театральная весна Островского» зрители аплодировали ее Ничкиной из комедии А.Н. Островского «Женитьба Бальзаминова»!..

Поздравляя Нину Васильевну Барковскую с юбилеем, директор Сызранского драматического Сергей Владимирович Салмин подчеркнул, что благодаря таким людям в их городе создана творческая, духовная, нравственная основа для развития театра.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея