Здесь служит Орлов / Юрий Орлов (Томск)

Выпуск №2-262/2023, Лица

Здесь служит Орлов / Юрий Орлов (Томск)

Совсем недавно на вопрос журналиста, в чем «изюминка» сегодняшнего Томского театра куклы и актера «Скоморох» имени Романа Виндермана, известный режиссер-постановщик Александр Борок, выпускавший в этом театре июньскую премьеру, ответил: «Здесь служит Юрий Орлов...»

Действительно, этот актер, отметивший в июле свой полувековой юбилей, так не соответствующий его молодости, «несолидности» и «нестепенности», уже давно стал своеобразной визитной карточкой и театра, и города. Про таких, как Юрий Орлов, говорят, что его Господь поцеловал в макушку. Так и есть. Удивительная гармоничность и полное растворение в каждой роли, дар партнерства на сцене, умение «любить искусство в себе, а не себя в искусстве», человеческая порядочность и ранимость - и это все о нем! Не имеющий званий (актеру из провинции их получить ой как сложно сегодня!), он является народным по сути, по зрительскому признанию, по своей востребованности. Легче перечислить спектакли, в которых Орлов не занят!

Уже несколько лет в театре нет главного режиссера и, договариваясь с иногородними постановщиками о предстоящей работе, часто приходится высылать им для ознакомления с актерами видеовизитки. Юрий Орлов никогда не остается незамеченным. Даже онлайн режиссеры умудряются рассмотреть мощную энергетику и тот огромный потенциал, который содержится в этом актере.

Левша и Санчо Панса, Моцарт и Вакула, Джон Леннон и Звездочет, Клоун и Винни Пух, Мистер Мартин и Дроссельмайер, Поприщин и Достоевский, и прочие, прочие, прочие - кого только не пришлось сыграть ему за годы служения театру!

Впечатляют и недавние работы, заставившие поклонников таланта Орлова вновь удивиться его творческим возможностям. Особенно наглядно это проявилось в постановках известного белорусского режиссера Игоря Казакова - та счастливая история, где актер и режиссер нашли друг друга! В «Истории одного города» по Салтыкову-Щедрину Юрию Орлову пришлось не только произносить трудный для восприятия и громоздкий авторский текст, взятый практически без купюр, но и каким-то невиданным образом сделать так, чтобы его тяжеловесность исчезла, и он стал понятным и завораживающим для публики. Помимо Рассказчика он играет в этом спектакле еще несколько персонажей - разноплановых, рождающих противоположные эмоции и вызывающих разное к ним отношение.

Его Мистер Скрудж в «Рождественской истории» по Ч. Диккенсу на глазах зрителей претерпевает потрясающие метаморфозы: из злобного, скрюченного, жадного и ворчащего старикашки превращается в словно светящегося изнутри, помолодевшего на десятки лет человека, с другой пластикой, другим голосом.

В прошлогодней премьере «Лес» А.Н. Островского Орлов играет Несчастливцева и лишний раз доказывает, что актер-кукольник может быть и блестящим драматическим актером. Боготворящий свою родственницу Гурмыжскую, идущий ради нее на небольшой обман, трепетный и открытый, его герой, узнав правду, становится холодным и жестким и в то же время очень ранимым, а в финале - в прохудившейся одежде вместе со своим приятелем Счастливцевым застывает «скульптурной группой» под снегом и дождем, потрясенный цинизмом и двуличием «сильных мира сего».

Самое интересное, что выросший на селе и не видавший театра (разве что по телевизору), Юрий Орлов вовсе не собирался стать актером. И как бы решилась его судьба, если бы не прислали по распределению некого комсомольского лидера, решившего объединить местную молодежь с помощью драмкружка? Кружковцы сами писали злободневные сатирические сценарии, сами мастерили костюмы и декорации и даже выезжали на гастроли в соседние села. Узнав, что в областном училище культуры есть специальность «организация клубных мероприятий», поступил туда, но взаимоотношения с alma mater у него были нестабильные: то учился, то бросал, вновь восстанавливался и все по кругу. Уже хотел все оставить окончательно и даже устроился стажером в милицию, но тут как-то позвонила его педагог из училища и сообщила, что тогдашний главный режиссер Томской драмы Олег Пермяков набирает актерский курс. На следующий день Юрий явился на прослушивание и был принят. Именно у Пермякова на дипломном спектакле «Лекарь поневоле» его вместе с однокурсницей Леной Дзюба подсмотрел главный режиссер «Скомороха», последователь «уральской школы» кукольников Роман Виндерман и пригласил в свой театр. Время работы с Мастером Юрий Орлов считает одним из самых ярких в своей творческой биографии.

- Мечта любого актера - театр партнерский, ансамблевый, - рассказывает Орлов. - Вот таким и был при нем «Скоморох». Будучи сам Личностью, Роман Михайлович притягивал к себе людей одаренных, одержимых театром. Вспомним, что часть труппы приехала вслед за ним в Томск из Свердловска. С семьями и, как говорится, со всем скарбом. Значит, они верили в него безоговорочно. Мне до сих пор памятен день, когда мы впервые с Леной Дзюбой переступили порог «Скомороха». Ленка жалась ко мне и как молитву повторяла: «Не дадим себя сожрать, не дадим себя сожрать!» Это наш педагог Олег Рэмович, дабы подготовить своих питомцев к суровым реалиям театральной жизни, говорил, что мы всегда должны быть готовы постоять за себя. Заклинания Лены не пригодились. Коллектив нас встретил очень тепло, мы почувствовали, что влились в большую семью. После репетиций опытные актеры всегда подходили, делали замечания, давали советы, предлагали помощь - все исключительно доброжелательно. «Скоморох» дал мне некую точку отсчета, какой-то профессиональный алгоритм, которого я придерживаюсь и поныне. Процесс вливания в творческий процесс мне показался бесконечно долгим. Оно и понятно, ведь я «угадал» к тому периоду, когда пожарная охрана закрыла здание театра и «Скоморох» был вынужден выезжать в детские сады и школы или работать за границей. Первым спектаклем для нас с Леной стал «Ну и здоровенная она у тебя!» по роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». А еще меня ввели в сказку «Шишовы напасти». Для этого надо было всякий раз отправляться с труппой на выезды и смотреть этот спектакль. Помню, помреж в расписании писала, что едут те и те, а дальше следовала приписка: «Орлов! Смотреть!». Самой знаковой ролью того периода для меня стал мистер Мартин в «Лысой певице» Э. Ионеско. Даже не знаю, как это передать словами, но когда мы репетировали этот спектакль, нас всех как бы накрыло каким-то куполом, и именно тогда я, наверное, очень многое понял о театре, об актерском ансамбле и о счастье выходить на сцену...

Он учился на актера драматического и до прихода в «Скоморох» о куклах практически ничего не знал, не считая телевизионной передачи, которую вел по выходным Сергей Образцов со своей куклой-талисманом Тяпой. В один из первых дней в «Скоморохе» увидел лежащих на стуле тростевых кукол. Заинтересовала конструкция. Попросил разрешения и взял в руки...

- Было такое ощущение, что кукла посмотрела на меня, - продолжает свой рассказ Юрий Орлов. - Как будто встретились после долгой разлуки хорошие друзья... Знаете, а я даже рад, что у меня нет «кукольной» школы. Я более свободен, более раскрепощен в работе, на меня не давят рамки: это можно, а это нельзя, это правильно, а это неправильно. Часто я действую интуитивно, на каком-то подсознании.

В его жизни был и московский период. Один сезон он прослужил в Центральном театре кукол им. С.В. Образцова. Случилось так, что на занятиях летней театральной школы, где Орлов был от СТД, его «заприметил» Борис Константинов, который вот-вот должен был стать главным режиссером театра Образцова. К тому же Юрия ему порекомендовал режиссер Виктор Шрайман, бывший на постановке в «Скоморохе».

- Принять решение в самом начале сезона было нелегко, - признается актер, - но у меня была довольно продолжительная черная полоса в жизни, и я понимал, что что-то срочно надо менять. Из Томска уезжал в полной уверенности, что вернусь через год. Просто посмотрю, что и как, вдохну столичного воздуха, наберусь опыта - и назад, домой! В образцовском театре прослужил всего один сезон. Очень интересный и своеобразный театр, со своими устоявшимися традициями, законами, этакий театр-эталон. Он многое мне дал в профессиональном плане, за что ему благодарен бесконечно. Но еще задержаться там или остаться навсегда желания не возникло. Хороший театр, но не мой. Так бывает! Собирался, как и хотел, возвращаться в Томск, но неожиданно задержался в Москве, два года прослужив в Московском театре кукол, куда попал, пройдя кастинг. Возможно, я бы и остался там, но пожилые родители попросили вернуться домой, им была нужна моя помощь. Так что вновь оказался в «Скоморохе», своем родном театре.

Через театр кукол он пришел еще к одному своему увлечению, ставшему профессией. Театром Петрушки Орлов увлекся в мастерской когда-то работавшего в «Скоморохе» замечательного конструктора кукол Валерия Колесника. Ему нравилось у него бывать, узнавать тайны изготовления кукол. Кстати, тот с удовольствием делился всеми секретами. Орлов часто интересовался, почему в Томске не возрождают театр Петрушки - поле-то непаханое! А тот в ответ: «Вот и возроди! А я помогу, если что». Взялся за дело, перечитал старинные «петрушечьи» тексты, и они его разочаровали. Попробовал сам написать - ничего путного не вышло. В общем, энтузиазм понемногу стал исчезать. Но тут с театром поехал в Екатеринбург на фестиваль, где случайно встретился с петрушечником из Кургана Анатолием Архиповым. Тот с женой Ларисой замечательно обыгрывал старинные тексты, ничего не меняя в них. Архипов поделился с Юрием всеми тонкостями театра Петрушки, а во время второй встречи уже в Германии на фестивале в Штутгарте он чуть ли не силой заставил Орлова переснять чертежи компактной раскладной ширмы, которая в сложенном виде легко помещается в небольшой кофр. С Петрушкой Юрий Орлов выезжал на несколько фестивалей, с томским театром «Этнос» делал несколько петрушечьих программ. И сейчас работает в этом жанре от случая к случаю.

В пространстве одного, пусть и самого любимого театра Орлову тесно. Он участник околотеатральных и других культурных проектов, реализуемых в Томске. Его постоянно приглашают на радио и телевидение, просят поучаствовать в читках пьес, он один из лучших ведущих на различных фестивалях и театральных капустниках. Ему интересны различные формы. Из самых свежих проектов - роль Венечки Ерофеева в экспериментальном спектакле «Ю» (по мотивам поэмы «Москва-Петушки»), созданном актерской группой и сыгранном в подвале одного из местных кафе. Это был экстренный ввод вместо другого актера, но Орлов так органично вписался в проект, что стал единственным исполнителем главной роли.

- Я не могу жить без постоянного творческого кипежа! - признается актер. - Пока мне интересно, буду участвовать во всех проектах, кроме скучных. И очень хочу, чтобы это состояние «заинтересованности» сохранилось как можно дольше!

 

Фото Ирады АБДУЛЛАЕВОЙ и из архива театра

Фотогалерея