Давайте обниматься / Лаборатория Театра Наций по современной драматургии (Новороссийск-Геленджик)

Выпуск №2-262/2023, Мастерская

Давайте обниматься / Лаборатория Театра Наций по современной драматургии (Новороссийск-Геленджик)

Геленджик на карте театральной кружком означен не всегда. Долгие годы знаменитый город-курорт обходился без своего дома Мельпомены. В конце 1980-х актер и режиссер Анатолий Слюсаренко создал здесь ставший известным на всю страну театр «Торикос», в 2000 году закрытый и вновь открытый сегодня. Одна из площадок, на которой возрожденный «Торикос» играет свои спектакли - Театр Старого парка, заповедник искусств и культуры, созданный писателем Александром Алексеевым в селе Кабардинка, входящем в муниципальное образование «город-курорт Геленджик». Центр парка - Театр, вобравший в себя различные архитектурные стили, времена и эпохи, воплощая мечту о театре-храме.

Именно здесь и в Новороссийске Театр Наций (при поддержке Министерства культуры РФ) провел очередную лабораторию по современной драматургии, в рамках которой были подготовлены три эскиза спектаклей и прошли мастер-классы по «Сценической речи». В режиссерско-педагогический десант вошли педагоги Людмила Бояринова-Морозова (Санкт-Петербург), Марина Гарсия Солано (Москва) и режиссеры Михаил Заец (Ростов-на-Дону), Юрий Квятковский (Москва), Георгий Цнобиладзе из Санкт-Петербурга, ныне - главный режиссер Алтайского Краевого театра драмы им. В.М. Шукшина.

Открыл череду показов Михаил Заец, представивший на сцене Театра Старого парка эскиз спектакля «Привычка придумывать облака» Леси Гура. Ее герои - 50-летние Мама (Татьяна Литвинова) и Папа (Алексей Иванов), кому еще рано подводить итоги, но время вспоминать молодость, выпавшую как раз на 90-е годы. А их дочь (Анфиса Овчинникова), ничего не помнящая про эти времена, через рассказы о них пытается как-то разобраться в собственной жизни. Поле этих экскурсов в прошлое - вся страна (сначала СССР, а после перестройки - Россия), а диапазон - от чисто бытовых тем (цены на спиртное и продукты, зарплаты, курс доллара) до восхищения природой и музыкальных предпочтений героев.

Михаил Заец - главный режиссер Ростовского молодежного театра, опытный постановщик, умеющий работать с артистами, этот поток ассоциаций и обрывочных воспоминаний выстраивает в стройную историю. Папа с Мамой находятся в почти постоянном конфликтном диалоге, от чего дочь считает, что, если бы не она, предки давно бы разошлись. Она - связующее звено, оберег их брака. Но Заец подарил героине еще одну мотивировку заглянуть в себя. В эскизе она беременна и, судя по всему, в ее личной жизни не все гладко. И вопросы родителям имеют особый смысл. Их жизнь, как и всех людей этого поколения, напоминает американские горки, со сменами дискурса, превратностями, взлетами и падениями, радостями и утратами. Именно тот период, когда по людям катком прошлась история, когда рушился привычный уклад, стал годами родительского счастья уже потому, что они были молоды. Владивосток, Владик (как его ласково называют герои), где когда-то жили родители, и Петербург, в котором так же пахнет морем, и где они обитают теперь на съемной квартире, сливаются в сознании дочери, словно освещая изнутри молодую женщину, ждущую ребенка. И этим светом озарены все непростые отношения троицы, обозначенной автором: Папа, Мама, Я - счастливая семья. Удивительно, но артисты за пять репетиционных дней не только выучили текст, но и обрели настоящую сценическую свободу, позволяющую им даже импровизировать. Надо сказать, что в Театре Старого парка пока нет своей труппы и артисты собираются на конкретный проект.

Отличную команду руководство театра собрало и для эскиза «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, над которым работал Георгий Цнобиладзе. Сценической площадкой режиссер сделал террасу жилого дома в Старом парке, задействовав все подсобные помещения и забор, через который лихо перескакивали по преимуществу молодые исполнители. Сюжет строится вокруг любовного треугольника: отец - сын - молодая девушка. Для 15-летнего Димы (Александр Молчанов) она старовата, а для 40-летнего Толи (Дмитрий Грищенко) - молода, о чем им напоминают окружающие, да и они сами упрекают друг друга за этот возрастной мезальянс. Обостряется конфликт неординарностью личности отца, поведением и характером совершенно несоответствующего представлению о мужчине слегка за сорок. Он не экстремал, не эпатажник, не фрондер. Он просто естественный человек, в чем-то даже старомодный, но благодаря своей порядочности и щепетильности воспринимающийся обывателями как белая ворона. Помимо прочего, он еще любит танцевать на свой манер, столь неожиданно и эксцентрично, что заставляет Диму краснеть за своего предка. Его дансинг, кем-то заснятый на телефон, быстро распространяется в Интернете, сделав Анатолия звездой ТикТока и You Tube, что не упростило его отношений со своим потомком, но вызвало интерес коллег по работе, дворовой подружки сына и даже нравящейся им обоим Ксюше (Вероника Орлова). В эскизе Цнобиладзе своеобразием отличается вообще вся семья Толика и его длинноволосый Отец (Николай Волобуев), в чьем облике угадывается бывший хиппи, и строптивец-Дима, искренностью и чистой отличающийся от сверстников. Здесь все герои в чем-то своеобразны и не укладываются в общий ряд, а простор нетеатрального пространства, где выясняют отношения, сидя на крыше, или ведут диалог с партнером, оседлав забор, «летят» на мотоцикле или «несутся» на стоящем в гараже автомобиле, только усиливает это ощущение волюнтаризма, которому подвержены почти все герои. Параллельно с историей об отце и сыне, влюбленных в одну девушку, развивается второй сюжет о свободе и праве человека быть самим собой. Здесь все выражают себя в танце, у каждого есть своя пластическая характеристика. Хочется назвать исполнителей и других ролей - Яну Чекменеву, Анну Черкунову, Ирину Мальцеву, Ричарда Никодимова. Апогея этот дух вольности достигает в финале, когда все пускаются в безудержный пляс, поливая друг друга из садового шланга, благо, действие происходит на свежем воздухе...

Над третьим эскизом «Обнимательная машина», созданном на базе Новороссийского муниципального драматического театра им. В.П. Амербекяна, работал Юрий Квятковский, режиссер с богатой фантазией, умеющий придать даже знакомому материалу новое звучание. В Новороссийске на его долю выпала молодежная пьеса Риты Кадацкой, чем-то напоминающая репертуар советских ТЮЗов. Не очень коммуникабельная девочка приезжает к дальней родственнице в деревню, где общение с местными жителями ее меняет и делает лучше. Только девочка здесь, в отличие от тех забытых произведений, чуть-чуть аутистка, плод от плода нашего времени. В ее расписании есть ретрит (время для духовных упражнений). И она на постоянной связи с психологом. Но постепенно девочка избавляется от этого влияния, в чем ей помогает говорящая корова, для которой построен специальный «успокоительный» агрегат повышения удоя. Девочка же, усовершенствовав это сооружение, называет его «обнимательной машиной», дарящей людям счастье.

В пьесе много действующих лиц и различных коллизий. Часть артистов через микрофон, без интонаций, излагает сюжет, где реплики разложены на всех, а другая - пластически комментирует их слова, но не иллюстративно, а достаточно парадоксально, зачастую «поперек» текста. В какой-то момент режиссеру словно надоело разбираться во всех перипетиях сюжета. Оборвав нить «повествования», он концентрируется на его сути. А она в том, что недолюбленный ребенок, да и любой человек, замыкается в себе и несет эту травму всю жизнь. А все, что ему нужно - немного тепла и дружеское объятие. И с этого момента герои пьесы начинают тянуться друг к другу, осторожно, бережно, поначалу избегая прикосновений, а потом вступая в тактильный контакт друг с другом. К этой полусерьезной медитативной игре исполнители пытаются приобщить и зрителей. На показе эскиза соблазну присоединиться к актерам поддалась только одна девушка, хотя это действо и завораживает гипнотически. Но в будущем, если работа над эскизом будет продолжена, что вполне возможно, судя по реакции художественного руководителя театра Евгения Кушпеля, «Обнимательная машина» может стать сеансом коллективного объяснения в любви друг к другу и радости человеческого общения.

Если же подвести итоги Геленджикско-Новороссийской лаборатории, она была посвящена любви во всем многообразии проявлений этого чувства.

Фотогалерея