Способ быстрой славы / О драматургических лабораториях Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева

Выпуск №2-262/2023, Мастерская

Способ быстрой славы / О драматургических лабораториях Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева

От «Радуги»...

Петербургский Театр юных зрителей на протяжении всей своей вековой истории стремился к поиску новых современных авторов, чьи имена способны определить будущее российской драматургии. ТЮЗ - единственный театр Санкт-Петербурга, на базе которого постоянно прописаны две драматургические лаборатории. В соответствии со спецификой театра они представлены двумя направлениями: для молодежи и для детей.

В декабре 2020 года в рамках Международного театрального фестиваля «Радуга» на Новой сцене ТЮЗа дебютировала драматургическая лаборатория «Молодежь. Театр. Lab.». После пандемийных ограничений фестиваль стал настоящим культурным событием, с большим энтузиазмом было встречено и обсуждение пьес молодых российских драматургов с последующими читками, осуществленными артистами театра. Лаборатория стала органичной составляющей концепции фестиваля, основанного на современной драматургии для молодежи, актуальной режиссуре, поисках нового театрального языка.

Проект получил продолжение на следующем фестивале «Радуга», уже в новом, студенческом формате - в сотворчестве театра с Российским государственным институтом сценических искусств. Режиссерами, художниками и актерами эскизов по пьесам молодых авторов стали студенты выпускных курсов института. Зрители увидели яркие мини-спектакли, исполненные молодежного дерзания и сценической фантазии, оценили удачные опыты, убеждающие в одаренности, перспективности, творческой энергии начинающих драматургов, режиссеров, сценографов, актеров.

Модератором лаборатории стал Александр Вислов, театральный критик, куратор театральных коллабораций и фестивалей, драматург, преподаватель ГИТИСа. Он не раз подчеркивал значение, уникальность лаборатории «Молодежь. Театр. Lab.», обусловленную молодежным форматом на всех уровнях: «Это ноу-хау именно лаборатории ТЮЗа имени Брянцева. Такого подхода еще не было, когда студентами являются и драматурги, и артисты, и режиссеры, и театроведы, и другие участники этого драйва. Благодаря лаборатории мы видим срез современной картины театральных профессий, понимаем, про что пишут молодые ребята, приветствуем редкий случай плотного взаимодействия режиссера и драматурга.

Лаборатория - это еще и возможность для театральных деятелей, представителей российских и зарубежных театров посмотреть на молодых режиссеров, насколько они интересны, перспективны. Лаборатория себя оправдывает и как источник познания новой драматургии, и как стимул для начала будущих работ».



...до «ПЬесочницы»

Первая лаборатория драматургии для детей «ПЬесочница» состоялась в октябре 2021 года в рамках детского фестиваля «Б'АRТ'О» - единственного фестиваля, основанного на поэтических текстах. Фестиваль представил лучшие спектакли детских театральных коллективов со всей России, в основу которых легли стихи Агнии Барто (у нее в тот год был юбилей) и других поэтов - от детской классики до Пушкина и Серебряного века.

Художественный руководитель фестиваля, актриса ТЮЗа Ольга Карленко признается: «Я много лет преподаю в детской студии и знаю, как сложно подобрать для постановки хорошую детскую пьесу. Недаром в рамках фестиваля «Б'АRТ'О» организована лаборатория «ПЬесочница» для поиска новых пьес для детей».

В «ПЬесочницу» приглашаются авторы современных пьес, ориентированных на младшую возрастную категорию - от 6 до 12 лет. Не секрет, что в настоящее время существует острая нехватка сценических текстов для юных зрителей. И ТЮЗ им А.А. Брянцева провозгласил: «Если вы пишете для детей - пришло время отправить пьесу в театр!»

На первый же конкурс пришло около ста заявок, из которых жюри сформировало лонг-лист десяти лучших пьес. Из них три текста были представлены в формате режиссерских читок в постановке актера и режиссера ТЮЗа Андрея Слепухина. Нужно отметить, что на лаборатории «ПЬесочница» работает детское жюри, которое высказывает свои мнения и участвует в выборе лучшей пьесы. По итогам обсуждения лучшей пьесой первой «ПЬесочницы» признана драма «Вадик поет свою музыку» Полины Коротыч - о жизни современного подростка. Пьеса широко вошла в репертуар ряда детских и взрослых театров.

Авторы, участники лабораторий ТЮЗа не обделены вниманием профессиональной сцены. Достаточно назвать имя участника первой лаборатории «Молодежь. Театр. Lab.» Алексея Житковского - одного из самых репертуарных сейчас авторов российского театра. Во многих театрах России идут пьесы Екатерины Тимофеевой; пьесы Анны Гейжан ставились в театрах Москвы, в том числе в рамках Детского Weekend фестиваля «Золотая Маска»; Александр Тюжин засветился на сцене «Сатирикона»... Непосредственно в самом ТЮЗе для молодежной аудитории был поставлен спектакль «Как тебе такой тятр, Илон Маск» по пьесе «Говорение» участниц лаборатории Маши Все-Таки и Полины Коротыч.

И «Молодежь. Театр. Lab.», и «ПЬесочница» уже достойно встроились в общероссийское лабораторное движение, направленное на поиски современной драматургии. При всех издержках, на которые сетуют драматурги, перманентно обиженные невниманием театра, такие лаборатории - реальное место встречи пьесы и сцены.



«К новому Островскому»

В 2023 году XXIV Международный театральный фестиваль Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева (преемник «Радуги») инициировал драматургическую премию «К новому Островскому» - принципиально новый проект, посвященный 200-летию со дня рождения классика русской драматургии и Году русского языка.

Объявляя конкурс на премию «К новому Островскому» театр исходил из того, что среди молодых драматургов, вероятно, вызревает тот, кто подобно А.Н. Островскому, станет зеркалом нового времени - с таким же пониманием, вниманием и сочувствием к современнику, который в этом зеркале отразится.

На конкурс было прислано 150 пьес из всех уголков России. Их тематика отличалась разнообразием: семейные отношения, проблемы самоидентификации, становления личности юного человека, тема одиночества, экзистенциальные проблемы, поиски своего места в мире... Значительное место занимала экологическая тематика. А также темы, которые раньше нечасто поднимались в подростковой, юношеской драматургии: проблема разобщенности и равнодушия, распада личностных связей, переживание утраты близких, стремление к суициду, сосуществование реальной и виртуальной действительности... Представлен широкий спектр жанров, разнообразные стилевые особенности: глубокий психологизм и фантастический реализм, бытовая достоверность и мистика.

Команда экспертов-театроведов выбрала из потока десять лучших текстов. Затем авторитетное жюри под председательством народного артиста России Сергея Паршина выбрало из «великолепной десятки» победителя. Лауреатом стала уже знаменитая Ярослава Пулинович с пьесой «Новогодние приключения Гены и Уйбаана» - современной сказкой, написанной легко, с юмором, иронией и прекрасным знанием насущных реалий. Этакое новогоднее роуд-муви, где московский артист Гена и якутский парень Уйбаан идут зарабатывать деньги для семьи. Гена - в роли Деда Мороза, Уйбаан - в роли Снегурочки. Встреченные ими персонажи, семейные модели представляют социальный срез общества.

Особенностью драматургической лаборатории этого года стало то, что режиссерские читки/эскизы осуществлялись на основе пьес, присланных на конкурс «К новому Островскому». В названии лаборатории появилось расширение «Палитра-23», указывающее на отбор пьес из современной жизни, на актуализацию тематики.

Александр Вислов на этот раз участвовал в фестивале в трех ипостасях - как руководитель драматургической лаборатории «Молодежь. Театр. Lab. - Палитра-2023», как член жюри конкурса «К новому Островскому» и как спикер круглого стола «Классика и современность: проблемы интерпретации».

 

В нашей беседе, говоря об итогах конкурса и лаборатории, Александр Вислов упомянул любопытную тенденцию:

- Мы с коллегами отметили, что, как ни странно, несмотря на социальные, политические сложности, на то, что «иных уж нет, а те далече», театр развивается бурно и очень интересно. Такой вот парадокс: в трудные времена театр начинает искать какие-то дополнительные резервы, наступает период интенсивного развития, выходит огромное количество премьер. Как эксперт «Золотой Маски» я смотрю с удивлением, даже оторопью на количество выходящих премьер, такого не было никогда - от восьми до десяти премьер в сезон.

- Что продемонстрировал конкурс «К новому Островскому», какие проявил тенденции драматургии?

- Конкурс показал честный, правильный и конкретный отбор. Конечно, все конкурсы субъективны, никогда не будет варианта, что устроит всех. Про «Золотую Маску» тоже всегда говорят разное... Мне кажется, что конкурс «К новому Островскому» - это хорошая идея, спасибо Александру Николаевичу и организаторам, возможно, за счет таких конкурсов меняется парадигма, изменяется новая драма с точки зрения сюжета, эстетики, поэтики, персонажей, выбора места действия...

Меняется и лаборатория, читки в четвертый раз проходят в ее рамках, каждый раз выбор пьес осуществляется по-разному. На этот раз выбор происходил на основе конкурса «К новому Островскому». К тому же Театр юных зрителей объединил на лаборатории «Молодежь. Театр. Lab. - Палитра-23» молодых театральных деятелей Москвы и Санкт-Петербурга, в читках/эскизах были заняты студенты не только РГИСИ, но и ГИТИСа.

Одна читка была подготовлена студентами курса Нонны Гришаевой в ГИТИСе - под кураторством режиссера-педагога Александра Нестерова. Они выбрали для читки пьесу «Марсианин» молодого драматурга Екатерины Антоновой.

А три эскиза осуществили студенты режиссерского курса Геннадия Тростянецкого в РГИСИ - под кураторством педагога Натальи Никуленко. Они выбрали совершенно непохожие пьесы, некоторые я раньше даже не мог представить на лаборатории. Я, помнится, никогда не присутствовал на читке монопьесы, это ведь особый жанр. Но китайский студент-режиссер Шэ Муцзе выбрал монопьесу Екатерины Тимофеевой «Я - Федра», где роль актрисы, играющей Федру, завораживающе исполнила греческая студентка курса Арети Сейнтариду. И такая странная пьеса «В день рождения» дебютантки Анастасии Волковой, которую выбрала для постановки сама Арети. И совершенно необычная пьеса «Волга-матушка» Петра Вяткина, которую вполне профессионально представила студентка Надежда Новикова.

Мне кажется, что необходим подобный поиск новых путей, новых поворотов, ракурсов. Конкурс показал, как много неожиданных пьес, поэтому, мне кажется, что это правильный, хороший почин.


- Победитель конкурса - известный драматург Ярослава Пулинович. В десятку лучших вошли и уже заявившие о себе, и совсем новые драматурги. Обращает внимание, что в лонг-листе преобладают дамы, только три пьесы мужские, да и то оказалось, что автор двух - один и тот же человек, Саша Тюжин, спрятавшийся под псевдонимом. У молодой драматургии женское лицо?

- У всего молодого театра сейчас женское лицо преимущественно. Сначала сценографию оккупировали представительницы прекрасного пола. Дальше это с режиссурой, в общем, происходит. Помню, когда я учился в ГИТИСе в 80-е годы, на творческих курсах были такие здоровые дядьки, бородатые, с высшим образованием и где-нибудь одна девушка. Сейчас все наоборот, мужиков с бородами не встретишь в аудиториях, там обитают юные девушки, зачастую после школы.

Есть еще такой фактор: сейчас самый быстрый способ получить известность - это написать пьесу, отправить ее на драматургический конкурс, попасть в шорт-лист, потом эскиз, потом какой-то режиссер заинтересовался... Поэтому сейчас самый верный способ быстрой славы - это драматургия. Раньше девушки писали стихи, но переориентировались, потому что со стихами и тем более с прозой практически невозможно пробиться в издательство.

К тому же девочки молодые, они и более последовательные, конкретные и основательные. Поэтому, почувствовав перспективу, они так и приходят в драматургию в значительном количестве. Но ничего плохого в этом нет. Мне кажется, плохо, что критика у нас отстает, молодые критики, представительницы женского пола, они как-то неистово влюбляются в режиссеров, потом неистово их разлюбляют, в общем, на современном этапе критике не хватает мужского начала и трезвости мысли.

Одна из моих главных тем в последнее время - то, что у нас отсутствует распространенный в Европе класс «драметис» - драматургов, но не в качестве авторов пьес, а в качестве людей, которые работают с режиссером и приспосабливают текст под определенный замысел. Хотя режиссеру кажется, что он сам лучший «драметис», но он начинает пьесу или прозаическое произведение впихивать в прокрустово ложе собственной концепции, теряя ряд смыслов, в результате может получиться бессмысленное, ни уму, ни сердцу, зрелище.


Завершил Александр Вислов нашу беседу следующим предложением: «Может, стоит подумать о будущем годе. Ведь исполнится 225 лет Александру Сергеевичу Пушкину, к творчеству которого ТЮЗ имени Брянцева имеет прямое отношение с самого начала истории».

А пока Театр юных зрителей готовится к новому фестивалю «Б'АRТ'О», который пройдет с 8 по 11 ноября 2023 г. На лабораторию «ПЬесочница» уже начали поступать первые пьесы.

Фотогалерея