Вперед в прошлое или назад в будущее / "Раймонда" в Самарском академическом театре оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича

Выпуск №2-262/2023, Мир музыки

Вперед в прошлое или назад в будущее / "Раймонда" в Самарском академическом театре оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича

Закрытие сезона в Самарском академическом театре оперы и балета, с марта 2022 года носящего имя Д.Д. Шостаковича, было ознаменовано балетной премьерой. Афишу украсила еще одна жемчужина классического репертуара - «Раймонда».

Лебединая песня Мариуса Петипа в XIX веке, первый опыт Александра Глазунова в жанре балета, этот спектакль создавался для императорской сцены и обладает поистине грандиозным масштабом. Появление в репертуаре «Раймонды» свидетельствует об амбициозности театра - балет признан сложнейшим среди классических шедевров и по исполнению, и по требованиям к постановочным ресурсам. Достойно представить его по силам только самым мощным коллективам.

В истории Самарского театра было две постановки «Раймонды»: Натальи Даниловой в 1957 году и Эркки Танна в 1969-м. В заглавной партии выступали ведущие солистки тогда еще куйбышевской труппы: Людмила Статкевич и Светлана Россет, в мужских ролях демонстрировали артистизм Виктор Сергеев (Жан де Бриен) и Николай Щеголев (Абдерахман).

В год 125-летия «Раймонды» художественный руководитель балета Самарского театра Юрий Бурлака, великолепный знаток хореографического наследия, решил подарить городу эксклюзив и воплотил на сцене, вероятно, наиболее полный из всевозможных вариантов этого спектакля. Взяв за основу московскую версию балета, созданную в 1908 году Александром Горским, Ю. Бурлака осуществил свою постановку в новой хореографической редакции. Сегодня незаслуженно забытый, балет в хореографии А. Горского и сценическом оформлении К. Коровина, в свое время пользовался большим успехом. Именно его собирался демонстрировать Парижу Сергей Дягилев в рамках «Русских сезонов». Этим планам не суждено было осуществиться, но неизвестно, какой была бы судьба спектакля, если бы все сложилось в соответствии с замыслом великого импресарио. Самарские премьеры, состоявшиеся в июне, стали прекрасным поводом отметить двойной юбилей легендарного балета.

Благодаря слаженной работе всех постановщиков спектакль получился по-настоящему роскошным. В серьезную команду, призванную решать сложнейшие театральные задачи, вошли ассистенты балетмейстера, заслуженная артистка России, лауреат премии «Золотая Маска» Юлиана Малхасянц и Алексей Конкин, художественный руководитель и главный дирижер театра Евгений Хохлов, народный художник России Вячеслав Окунев, художник по свету, еще один обладатель премии «Золотая Маска» Александр Наумов. Создатели самарского спектакля прониклись идеей возрождения балетного шедевра рубежа веков. При этом балет не стал реставрированным музейным экспонатом, но, вобрав в себя «аромат эпохи» конца XIX - начала ХХ века, обрел удивительную свежесть и актуальность.

Хореограф-постановщик отредактировал либретто балета, которое часто упрекают в обилии недостатков. Главное изменение коснулось Белой дамы: из малозначимого персонажа, традиционного призрака, обитающего в средневековом замке, она превратилась в реально действующую покровительницу дома де Дорис. Белая Дама не только переносит героиню из покоев замка в фантастический сад (знаменитая сцена сна), где перед Раймондой поочередно предстают сначала Жан де Бриен, а затем Абдерахман, но и доставляет письмо юной графини жениху. Замечательно обыграл постановщик мотив зеркала, с помощью которого сарацин пытается обольстить главную героиню: Белая Дама забирает зеркало из рук Раймонды, прерывая воздействие его магических чар; направляя с помощью зеркала луч света в Абдерахмана, покровительница рода де Дорис приводит шейха в смятение, чем способствует победе рыцаря в поединке.

Еще одно нововведение коснулось партии Жана де Бриена. В большинстве постановок она оставалась мало танцевальной, что в наше время кажется невозможным. Стремясь уравновесить в балете виртуозную насыщенность женского и мужского танца, балетмейстер сочинил две вариации для героя-рыцаря в первом и третьем актах, а также вариацию трубадуров во втором. Для двух вставных номеров он использовал музыку Петра Шенка - балетного композитора, современника А. Глазунова. Изменения музыкальной композиции сделаны настолько корректно, что остаются практически незаметными даже профессиональному музыканту.

Все действие спектакля разворачивается в потрясающем воображение изысканно-живописном сценическом оформлении Вячеслава Окунева. Декорации и костюмы создавались художником для спектакля Николая Боярчикова в Михайловском театре; благодаря финансовой поддержке мецената Вячеслава Заренкова они стали украшением самарской «Раймонды». Напомним, что Вячеслав Окунев учился в мастерской Ильи Сегаля, который в свою очередь был учеником К. Петрова-Водкина и М. Добужинского. Возможно, через наставника В. Окуневу передалась та театральная декоративность, что свойственна «Миру искусства» в целом и К. Коровину в частности, а сейчас воспринимается характерной чертой стиля художника Михайловского театра. Оформление самарского спектакля выглядит и современно-впечатляюще, и передает атмосферу легендарной эпохи. Его хочется внимательно рассматривать, вникая во все детали отделки. Притушенная цветовая гамма костюмов ассоциируется со старинной живописью. Суперзанавес, представляющий собой триптих с изображением главных героев балета (сарацинский шейх - прекрасная дама ‒ рыцарь), отражает мотив «Ожившего гобелена». Выразителен орнамент, обрамляющий картину: гирлянды цветов, танцующие нимфы, текст, украшенный вензелями. Когда суперзанавес поднимается, рамка ненадолго остается на месте - и всё, происходящее на сцене, начинает восприниматься как легенда из старинного манускрипта, превращаясь в реальную историю, разворачивающуюся перед зрителями.

Отдельного внимания заслуживает и буклет спектакля - подробный и содержательный. Красивый и солидный, он включает развернутый комментарий к премьере балетмейстера-постановщика, искусствоведческие статьи А. Груцыновой и С. Лалетина, подробное изложение легенды о Белой Даме и либретто, а также эскизы декораций к балету, фотографии и портреты первых исполнителей, сцены из спектаклей Куйбышевского театра, биографии постановщиков, список артистов труппы... Буклет - издание серьезное, а в программке нашлось место и для выражения иного, иронического взгляда постановщиков на балет. На обложке программки - шаржи братьев Легат на Е. Гельцер и А. Горского из альбома «Русский балет в карикатурах». Возможно, такое оформление вызвано идеей интеллектуального заигрывания с публикой, ведь «Раймонда» ‒ балет не просто для искушенных, а спектакль для настоящих гурманов.

Три грандиозных сюиты: характерная, полухарактерная и классическая - сплетаясь, образуют единую цепь, внутри которой разворачивается музыкально-хореографическое действие. Оно и является основным содержанием спектакля. Антитеза классической и характерной танцевальной лексики отражают метафору столкновения двух цивилизаций. Провансальский замок графини Дорис становится ареной противопоставления европейской христианской и восточной арабо-мусульманской культур. Мир идеализированного романского средневековья, в котором обитает Раймонда, исполнен достоинства и рыцарского благородства. Варварские танцы манят и пугают необузданностью диких страстей.

Классический балет - царство балерины. «Раймонда» повествует о томлении души героини, о ее страстях и сомнениях, о счастливом обретении ею гармонии. При отсутствии внешних изменений, пять вариаций главной героини отражают разные состояния ее души. В этих соло музыка и хореография ведут Раймонду от юности с ее наивной беззаботностью и шаловливостью - через мечтательность и сомнения девушки на пороге расцвета, через преодоление искушения страстью - к зрелой женственности и осознанию силы и красоты своего чувства.

Глазунов придал индивидуальную эмоциональную окраску каждой вариации Раймонды. Первая из них (знаменитое Pizzicato) рисует юную графиню в радостно-безмятежном настроении: она открыта всему миру и получает наслаждение от своего присутствия в нем. Созданию образа способствуют легкие пассажи флейт и скрипок. Эмоциональную порывистость демонстрирует и хореография: эффектный выход по диагонали согласуется с жизнеутверждающе-грациозной позой аттитюда. Быстрые, резвые искрометные па-де-бурре и пируэты отражают ликующе восторженный характер героини. Рамки одной статьи не дают возможности описать все блистательные находки композитора, но умолчать об ироничной мелодии валторны в вариации из второго действия и гениальном новаторском приеме - соло фортепиано, изображающем игру на цимбалах, - невозможно. Оркестр под управлением Евгения Хохлова был не аккомпаниатором хореографического действия, а настоящим создателем музыкального спектакля. Дирижеру и оркестру удалось передать колористическую красочность и насыщенную чувственность партитуры, ее симфоническую глубину и объем.

На премьерных показах самарские балетоманы увидели три разных состава - и это были три разные Раймонды! Заслуженная артистка России, признанная звезда труппы, Ксения Овчинникова акцентировала в характере Раймонды сдержанность и неприступность, выражая все эмоции соответственно титулу и положению своей героини. О ее исполнении восторженно отозвалась в рецензии местной газеты критик Инга Майорова, назвав статью «Непреклонная стойкость «Раймонды». Наталии Клеймёновой удалось в танце воплотить сложность натуры прекрасной дамы средневековья. При первом появлении и в вариации второго акта она кокетлива и лукава, в сцене сна - романтична и мечтательна, а в финальном большом адажио - торжественно-величественна. По-своему интересна была и Раймонда Полины Чеховских: гордая юная красавица, которую переполняли чувства. Каждая балерина, танцующая заглавную героиню, явила зрителям свой эталон женственности, убедив в том, что единого идеального образа балерины, как и единого образа идеальной женщины, не существует.

Исполнение партии де Бриена разными солистами тоже привнесло в спектакль свои смысловые нюансы. Рыцарь Дмитрия Петрова гармоничен в обеих ипостасях: влюбленный жених в дуэтах с Раймондой демонстрировал внимание, чуткость и благородство; смелый и решительный воин отправлялся в крестовый поход и защищал честь своей невесты в поединке. Его танцу свойственна элегантность, чистота стиля и надежное партнерство. Педро Сеара показался более не средневековым рыцарем, а традиционным лирическим героем: в сольных вариациях техничный и артистичный, в адажио он предстал влюбленным романтиком, преданным вассалом, покоренным красотой своей дамы. Сергей Купцов воплотил героя академически чисто, оставаясь в рамках балетного канона; в сольных фрагментах он выглядел ярче и свободнее, чем в дуэтных сценах.

В роли Абдерахмана сильное впечатление произвел Дмитрий Мамутин. Сарацинский шейх в его трактовке - совсем не дикарь, а человек, пораженный всепоглощающей любовью-страстью, гибнущий с достоинством. Финальный его жест обращен к Раймонде: в момент смерти он просит о снисхождении к своему чувству. Эта деталь раскрывает рыцарскую составляющую образа, вскрывает отношение Абдерахмана к Раймонде не только как к объекту вожделения, но и как к предмету поклонения.

Запомнились выразительностью пантомимы и ясностью жестикуляции Ульяна Шибанова в партии Белой Дамы и Ольга Марочкина в роли Графини Сибиллы, тетушки Раймонды. Эффектно в ориентальном танце выступила Аделина Камалиева. Зажигательный Панадерос представили Вероника Землякова и Дмитрий Сагдеев. Чувство стиля удалось сохранить и солистам, и что особенно важно - кордебалету. Вполне профессионально выступили студенты Самарского хореографического училища (колледжа) в вариациях духов из первого действия и танцах детей в финальной картине.

В интервью автору статьи Ю.П. Бурлака признался: «Идея любви и верности, на мой взгляд, является главной нитью, проходящей через всю эту неторопливо разворачивающуюся партитуру. Для балета сегодняшнего времени верность нравственным, эстетическим идеалам классики предстает спасительным кругом, способным вернуть российскому хореографическому искусству былую глубину и славу».

В сохранении великих традиций русского балета видится актуальность самарской «Раймонды» - спектакля, ставшего достойной работой постановщиков и исполнителей, вызывающего искреннее восхищение публики.

 

Фото Александра КРЫЛОВА предоставлены театром

Фотогалерея