Похожая только на себя / Вспоминая Розалию Тольскую (Калуга)

Выпуск №2-262/2023, Вспоминая

Похожая только на себя / Вспоминая Розалию Тольскую (Калуга)

Подарки от Розы Анатольевны Тольской

Ну конечно, между собой мы называли ее просто Роза. Не из фамильярности. Просто она была похожа на этот цветок: яркая, дерзкая, красивая. И колючая. Она пришла, точнее, ворвалась, в наш Калужский театр в 1993 году для постановки спектакля «Иллюзии» по мотивам пьесы Леонида Андреева «Дни нашей жизни». И дни моей жизни разделились на «до» и «после». Думаю, это была самая важная встреча в моей театральной жизни. Всё было не так, как мы привыкли: репетиции обязательно начинались с тренингов. Слова «атмосфера», «композиция», «партнерство», «ансамбль» перестали быть просто словами и наполнились жизнью. Я не узнавала своих партнеров и все время думала: «А так можно?» И наконец, стало ясно, что настоящий театр - это чудо и тайна. Спектакль «Иллюзии» получился необыкновенно красивым. Вообще всегда ее спектакли были красивы во всем: в оформлении (она всегда оформляла свои спектакли как художник-постановщик), мизансценах, в звучании. И как-то особенно хороши были актерские лица - ясные, спокойные. Роза Анатольевна поставила в нашем театре семь спектаклей: 1993 - «Иллюзии» Леонида Андреева, 1994 - «Игра в кубики» по пьесе «Биография» Макса Фриша, 2000 - «Caprichos» по мотивам «Антигоны» Жана Ануя и «Мух» Жана-Поля Сартра, 2001 - «От Матфея» по пьесе «Долгий день уходит в ночь» Юджина О'Нила, 2003 - «След кисти» по пьесе «Маркиз де Сад» Юкио Мисимы, 2006 - «Федра. Отражения» по трагедии Жана Расина, 2014 - моноспектакль «Без грима» на основе воспоминаний и писем Анны Маньяни, поставленный для нашей замечательной актрисы, заслуженной артистки России Надежды Ефременко.

Несомненно, театр Розы Тольской был театром «не для всех». Не для всех зрителей и не для всех артистов. Ее спектакли и способ репетировать вызывали либо абсолютный восторг, либо категорическое неприятие. А я старалась не пропустить ни одной ее репетиции, и если не видела себя в распределении - просилась в массовку. Очень важно было быть там, на этих репетициях, потому что это была школа.

Роза Анатольевна была замечательным театральным педагогом. Значительную часть своей жизни она преподавала: в Ярославском театральном институте выпустила курс с С.В. Розовым, преподавала во ВГИКе на курсе А.В. Баталова, в ГИТИСе на курсе О.Л. Кудряшова. Она с нами не просто репетировала, она нас выращивала, создавала. Мы много читали, обсуждали фильмы, ездили в Москву на спектакли. Я смотрю сейчас на свою библиотеку: Михаил Буткевич, Анатолий Васильев, Ежи Гротовский, Михаил Чехов, Анатолий Эфрос, Шарль Дюллен - эти книги у меня оттуда, из этих репетиций. Было трудно, но мы были счастливы. Это напоминало захватывающее путешествие, а со спектаклем «От Матфея» мы и вправду отправились в путешествие, самое настоящее - в Америку. Роза Анатольевна долгие годы сотрудничала с Международной Мастерской Михаила Чехова. В 2001 году Мастерская работала в США в городе Веллингфорт, штат Коннектикут. Там мы и сыграли свой спектакль. Нашими зрителями были режиссеры, артисты и театроведы из разных стран мира! Надо ли говорить, что мы ужасно волновались?.. А потом был успех, самый настоящий, с горячими обсуждениями и восхищенными отзывами.

Еще один подарок от Розы.

Мы много работали вместе и долгие годы дружили. Для меня это было больше, чем дружба: уникальный человек - страстный, бескомпромиссный, любящий - она была и есть мой внутренний компас. Посмотрев спектакль Анатолия Васильевича Эфроса «Месяц в деревне», я спросила ее: «Как же научиться так играть?» Она улыбнулась и сказала: «Очень просто! Надо положить на это всю жизнь».

Фотогалерея