Актриса / Вспоминая Клавдию Блохину (Москва)

Выпуск №2-262/2023, Вспоминая

Актриса / Вспоминая Клавдию Блохину (Москва)

22 сентября 2023 г. не стало Клавдии Ефимовны Блохиной - актрисы, роли которой знает и любит не одно поколение зрителей, обладательницы того набора человеческих качеств, который называется «интеллигентность».

Она любила Россию, русский народ и трепетно относилась к своей профессии. И как никто понимала неразрывность артиста с Родиной и в общей боли, и в радости. В Малом театре Клавдия Блохина служила более 60 лет. За долгие годы она создала целую галерею образов, разных, непохожих друг на друга. Не обошел актрису и кинематограф: «Секрет красоты», «Анюта», «Сверстницы», «Первая любовь», «Разведчица Татьяна Бауэр»... До сих пор пользуется зрительским успехом фильм Иосифа Хейфица «Дорогой мой человек». Эпизод с участием Алексея Баталова, Леонида Быкова и Клавдии Блохиной, сыгравшей выросшую девочку Анну, стал одним из самых запоминающихся.

... И все же, с чего начиналась ее творческая судьба?

Москва сразу «признала» Клавдию Блохину, чье имя заблистало на театральном небосклоне после знаменитой премьеры «Власти тьмы» Л.Н. Толстого. Исполнение роли крестьянской девочки Анютки подняло молодую актрису на верхнюю ступень театральной лестницы, поставив ее работу рядом с выдающимся созданием Игоря Ильинского, игравшего Акима.

К ней удивительно применимо понятие «народная», и не по званию, хотя звание заслуженной артистки России Клавдия Блохина имела по праву. Это тот случай, когда слово впитало в себя суть таланта художника, уводя его корни в народные глубины. Клавдия родилась в деревне Григорьево Смоленской области. Воспитывала ее бабушка. Родители умерли рано, еще до войны, и не остались в памяти девочки. Она смогла выстоять в трудных испытаниях, выпавших ей на долю, что во многом определило духовную, нравственную и вместе с тем профессиональную суть Блохиной.

Ей исполнилось семь лет, когда началась война. До наших дней перед глазами Клавдии Ефимовны стояла картина, как по деревне идут немецкие каратели, как сгоняют соседей в сараи, как доносятся женский и детский плач, выстрелы. Смоленск и Смоленская область оккупированы немцами. В лесах действуют партизанские отряды. Каратели нагрянули в деревню после боя - проверить, нет ли партизан. Кому-то из взрослых удалось скрыться в лесу. Немцы обыскали каждый дом, никого не нашли, но операцию решили довести до конца. Местные жители успели спрятать всех детей в одном доме, повесив табличку «тиф». Надпись подействовала, не подожгли.

В годы войны даже в деревнях ходили по дворам, чтобы найти сирот. Клава тогда жила у тетки, имевшей своих двух маленьких детей, она - еще один лишний рот, лишняя забота. Ей предложили поехать в детский дом, Клавдия согласилась. Она была эвакуирована в Пензенскую область. Как правило, в детских домах жилось нелегко, но Клаве повезло. Несмотря на тяжелое время, особой заботой руководителей приюта являлось художественное воспитание и развитие детей. Клавдия была непременной участницей всех концертов художественной самодеятельности. Блохина сумела с детства должным образом закалить свой характер. Неслучайно в спектакле, поставленном на сцене детдома, она играла роль Зои Космодемьянской.

Один из учителей отвез ее в Москву - «пробоваться на артистку». Начали со Школы-студии МХАТ. Блохину не приняли из-за природного изъяна - Клава мило картавила. Девушка не сдалась и отправилась в Училище имени Б. Щукина. Экзамены принимала актриса Вахтанговского театра Елена Понсова. Она всегда играла людей веселых, озорных, чудаковатых. Такой же была и в жизни. Прослушав Клавдию, Елена Дмитриевна спросила: «Душа моя, как ты с таким языком играть будешь? Старух - в 17 лет?» Клава пообещала работать над дикцией.

Еще на вступительных экзаменах она должна была выдержать соревнование с девушками с внешностью на амплуа героинь, на которых всегда существует негласный спрос. Хрупкая, небольшого роста, со звонким голосом Клава Блохина имела меньше шансов попасть в число счастливиц. Наверное, Понсова почувствовала в ней одаренность. Блохину приняли на курс талантливых актеров и педагогов Л.М. Шихматова и В.К. Львовой - учеников самого Евгения Вахтангова.

Еще на 4 курсе ее, студентку, пригласили в Вахтанговский театр. Она даже начала репетировать в спектакле «Так вот она, любовь» с удивительными партнерами Юрием Яковлевым и Анатолием Кацынским. Но не случилось...

В дипломном спектакле Блохина играла, если можно так сказать, коронную роль травести в театре для взрослых - Машеньку в одноименной пьесе А. Афиногенова, с ее теплым сердцем, пробудившим от черствости и одиночества своего дедушку - профессора Окаемова. О Клавдии заговорили как о необычайно тонкой, искренней актрисе. Режиссер Б.И. Равенских, увидев Блохину в «Машеньке», в 1955 г. пригласил ее в Малый театр на роль Анютки в свой спектакль «Власть тьмы» Л.Н. Толстого.

Молодая актриса еще долго будет создавать образы, похожие на Машеньку. И существовать в амплуа травести, играя детей или немного угловатых, прелестных девушек-подростков: Лиду в «Крыльях» А. Корнейчука, Сашеньку в «Селе Степанчикове и его обитателях» по Ф.М. Достоевскому, Лизу в «Неравном бое» В. Розова...

Пройдут годы, Клавдия Блохина будет выступать в ролях комедийных и лирических. Сыграет грибоедовскую Лизу в «Горе от ума», Олю Василькову в «Светит, да не греет» А.Н. Островского и Н. Соловьева, Эмилию Седли в «Ярмарке тщеславия» У. Теккерея... Но все эти годы в ее репертуаре сохранится горячо любимая роль из «Власти тьмы».

Появление на сцене Анютки Блохиной было рождением нового яркого актерского дарования. Ее героиня, словно солнечный лучик, озаряла стены крестьянской избы. В ночном разговоре Анютки и Митрича - Михаила Жарова молодая исполнительница оказалась не только достойным партнером мастера, но и проявила себя замечательной драматической актрисой. На ее глазах взрослые совершают чудовищные вещи - сколько отчаяния звучало в голосе Анютки, когда где-то в подполье убивали только что родившегося младенца!.. Своим подлинным, правдивым существованием в образе Блохина помогала персонажам Ильинского и Жарова донести идею спектакля. За мрачными событиями пьесы вставали иные духовные горизонты - не «власти тьмы», а «власти света».

Судьба Клавдии Ефимовны столь тесно переплелась с театром, что и мужа она встретила здесь. С уникальным актером Борисом Федоровичем Горбатовым они прожили долгие годы, вместе играли во многих постановках. Во «Власти тьмы» роль Петра в исполнении Горбатова считалась одной из лучших работ спектакля.

Творческое сотрудничество продолжалось и на концертной эстраде. Вспоминается поэтический вечер, посвященный 150-летию со дня рождения Н.А. Некрасова. Литературная программа «Русские женщины», в которой Горбатов и Блохина читали стихи и поэмы, вобрала в себя также материалы, связанные с восстанием декабристов. Трубецкая и Волконская... Резкая, порывистая Трубецкая и очень юная, хрупкая Волконская. Бережно, с огромным состраданием относилась актриса к этим женщинам - разным по характеру, но прекрасным по поступкам.

Великое счастье встретить режиссера, с которым можешь решать любые творческие проблемы и задачи, расти в профессии, познавать мир театра. Клавдия Ефимовна работала с Равенских, с Бабочкиным...

В 1972 г. Малый театр показал самую сложную для понимания пьесу Горького «Фальшивая монета», в которой реальность тесно переплеталась с фантастикой и символикой.

Режиссер Борис Бабочкин сумел превратить малюсенькую роль Дуни, картавящей из жеманства, в своеобразный музыкальный лейтмотив спектакля. Клавдия Блохина виртуозно играла эксцентрическую фигуру с крашеными локонами - персонаж трагикомического балагана. Истошным голосом пела Дуня мещанский романс «Маруся отравилась». Романс звучал дважды: в середине и в финале спектакля. Бабочкин смело и вполне оправданно внес его в спектакль, с беспощадностью обнажая фальшивость мещанской морали, прикрывавшейся красивыми словами и иллюзиями.

Свою няньку Еремеевну в «Недоросле» Д. Фонвизина (режиссер В. Иванов) Блохина играла 30 лет, своеобразный сценический рекорд. Жалость и живое сочувствие вызывала ее героиня. Поднявшая своего выкормыша на ноги, она вместо благодарности получала только оскорбления да колотушки.

Одна из значительных удач актрисы - образ, созданный в «Господах Головлевых» по М.Е. Салтыкову-Щедрину (режиссер Е. Весник). Евпраксеюшка - экономка и сожительница Иудушки, которого гениально исполнял Виталий Доронин, а затем замечательный актер Владимир Кенигсон. Сквозь безразличие и довольство положением экономки и барской любовницы в ее героине прорывались гнев и горе матери, насильственно разлученной с ребенком. Своеобразный бунт достигал своего апогея в смело решенной режиссером картине драматического танцевального прохода Евпраксеюшки под разудалые звуки плясовой. Словно повинуясь призывно-мажорным звукам балалайки, доносящимся из людской, неузнаваемо преображается еще недавно забитая, тупая женщина, восстав против своего угнетателя Иудушки.

Актриса озорно, с юмором играла Домну Евстигневну в спектакле «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского (режиссер Э. Марцевич) - нелепо-смешную, наивно-хитрющую маменьку недалекого умом Елеси, неожиданно запевающую тоненьким хмельным голосочком романс: «Шумел камыш, деревья гнулись...» И тут же начинала вторить ей замечательная актриса - Ольга Чуваева в роли лавочницы Фетиньи Мироновны Епишкиной. И вели их героини между собой разговоры, радуя зал каждым сочным, емким словом Островского. Блохина и Чуваева создавали на сцене мастерский комический дуэт, вызывая смех в зрительном зале.

Таланту Блохиной были присущи мягкий лиризм и острая, порой доходящая до гротеска, характерность. Умение сочетать эти качества - знак мастерства. Она и была настоящим мастером, Актрисой.

Фотогалерея