ВОРКУТА. От истории про артистку — к истории про артистов

Выпуск №3-263/2023, В России

ВОРКУТА. От истории про артистку — к истории про артистов

Воркутинский драматический театр имени Б.А. Мордвинова на свой юбилей соединил время и вернулся к «Сильве». В 2023 году один из старейших профессиональных коллективов в Республике Коми и один из немногих заполярных в России отметил 80-летие. Приказ о создании профессионального театра, когда рабочий поселок на реке Воркуте еще даже не стал городом, появился в переломный военный год, 8 августа 1943-го, а уже 1 октября учреждение открылось для зрителей своим первым спектаклем - опереттой Имре Кальмана «Сильва». В попытке оглянуться назад, хотя бы ненадолго вернуться из дня нынешнего в минувшее время и попробовать понять, как мог появиться в шахтерско-гулаговском Заполярье, посреди тундры театр-праздник, здесь поставили спектакль, получивший название «Сильва. Дойти до премьеры».

Автором пьесы стал драматург, кандидат искусствоведения, профессор кафедры искусствоведения Театрального института им. Б. Щукина Сергей Коробков, поставил спектакль доцент кафедры мастерства актера все того же института им. Б. Щукина Валерий Маркин. К постановке готовились несколько лет, а с первых же показов спектакль получил самые лестные отзывы не только широкой публики, но и критиков. Стало ясно: он способен вызвать интерес далеко за пределами Воркуты, ему уготовано большое будущее не только сценическое, но и фестивальное.

Замысел вернуться к своим истокам и уникальной истории появления через оперетту «Сильва» появился больше пяти лет назад, но тогда его не удалось реализовать. Видимо, время еще не пришло. В преддверии юбилея директор театра и по первому образованию музыкант Елена Пекарь вернулась к этой идее. Но как поставить блестящую классическую оперетту силами давно исключительно драматической труппы, насчитывающей всего 20 человек, при очень сжатом штате сотрудников цехов? А главное, зачем, когда с этим великолепно справляются музыкальные, оперные театры? И тогда пошли иным путем: решили создать не новую «Сильву», а музыкально-драматическую историю о том, как в Заполярье восемь десятилетий назад поставили эту оперетту и тем самым открыли театр. Попытаться понять самим и поведать миру, чего стоило это совершить в разгар войны, в глубине Большеземельской тундры, силами людей, половина которых была политзаключенными, - со всеми тяготами их лагерного бытия.

В основу пьесы легли в равной степени партитура «Сильвы» (конечно, не вся, а самые яркие, известные номера) и реальные факты, воспоминания участников и свидетелей тех событий. Однако создатели спектакля постарались уйти от полной документальности и попытались представить, как это было и как могло быть. Что называется, основано на реальных событиях, но взгляд все же художественный.

И если оперетта Кальмана об артистке, чьим именем в России чаще всего называют это произведение, то премьерная постановка ВДТ имени Б.А. Мордвинова - об артистах, которым он обязан своим появлением. Об их таланте и силе духа, неимоверном желании творить - зачастую, чтобы просто выжить, стойкости и силе воли. О том, как в нечеловеческих, условиях, не благодаря, а вопреки здравому смыслу, времени, месту, обстоятельствам, на территории, непригодной не то, что для театра - для жизни! - возник театр столичного уровня.

Поэтому спектакль получил название «Сильва. Дойти до премьеры», а жанр его определился как «поэма о театре». Постановка стала своего рода гимном артистам и всем их коллегам, которые в голоде и холоде, постоянном унижении и страхе, ежедневно проходя от лагеря до сцены и обратно по семь километров под конвоем с собаками, в кратчайший срок взрастили на вечной мерзлоте живой, сильный, яркий цветок: создали театр и поставили в нем блистательную оперетту.

Собственно, устроить в таких условиях настоящий праздник и было главной задачей человека, подписавшего приказ о создании театра. К его появлению предпосылки были: уже с 1933-1934 годов в гулаговско-шахтерской Воркуте сложилась заметная самодеятельность и среди вольного населения, и среди заключенных. Ведь в страшные 1930-е сюда не по своей воле попали очень многие люди, а среди них актеры, музыканты и другие представители искусства, в том числе творческой элиты со всего СССР и его столиц. Имена были поистине блестящими! Но звездам лучших московских и ленинградских подмостков здесь оставалось лишь чахнуть в шахте и на других тяжелых работах. И еще понемногу отводить душу в самодеятельности - если, конечно, хватит сил и здоровья.

Но долгое время идея о создании здесь настоящего театра не находила поддержки. Даже когда в 1941-м на Воркуту приехал отбывать срок Борис Аркадьевич Мордвинов - ни много ни мало бывший главный режиссер Большого театра, преподаватель ГИТИСа и профессор Московской консерватории, заслуженный артист РСФСР, лучший и любимый ученик Станиславского и Немировича-Данченко. Увидев великолепных, в том числе знаменитых артистов и развитую самодеятельность, Борис Аркадьевич подключился к руководству ею. И предлагал лагерному начальству создать театр - неоднократно, но тщетно. Всё сложилось только летом 1943-го.

В марте того же года начальником Управления «Воркутстроя» НКВД СССР назначили инженера-полковника Михаила Митрофановича Мальцева - личность совершенно неординарную и неоднозначную. Человек очень жесткий, но деятельный и умеющий выполнять поставленные партией и правительством задачи. Ему, инженеру и командиру, было приказано за два года поднять уровень угледобычи на Воркуте в 10 раз - воюющая страна очень нуждалась в угле из Заполярья. Понимая, что для повышения производительности нужно увеличить рабочий день горняков, а чтобы они смогли больше и лучше трудиться, им нужно лучше питаться, он сумел добиться от Москвы повышения продпайка. Но, как известно, не хлебом единым... А тут именитый режиссер и заключенный Мордвинов в очередной раз обратился с предложением создать театр. К заместителю и правой руке Мальцева, инженеру Симону Бенционовичу Шварцману приехала его жена Наталия Глебова - в недавнем прошлом прима Ростовского музыкального театра, героиня всего классического репертуара. А Мальцев - завзятый театрал и большой любитель оперетты...

И в конце июля 1943-го в Воркуте произошло судьбоносное совещание Мальцева с работниками культуры. Сохранилась примерная стенограмма выступления Михаила Митрофановича (тоном, не допускающим возражения): «Здесь в Заполярье, в условиях Полярной ночи и вечной мерзлоты, мы должны создать театр яркой зрелищности, веселый и лиричный, с музыкой легкой и красивой, чтобы наши труженики, придя в свой театр, могли отдохнуть, развлечься, полюбоваться зрелищем радующим и бодрящим. Разумеется, в дальнейшем театр должен уделить внимание серьезным драматическим спектаклям, но открыть его нужно опереттой. Сейчас, с приездом Наталии Ивановны Глебовой, это становится возможным, так что вы, Борис Аркадьевич, займитесь этим вплотную. Через три дня вы мне представите ваши соображения и перечень всего необходимого. Подумайте также о сроках подготовки первого спектакля. Думаю, что театр мы должны открыть не позже первого октября».

8 августа того же года Мальцев подписал приказ № 883: «В целях наилучшего систематического обслуживания вольнонаемного населения Воркутинского угольного бассейна художественно-зрелищными мероприятиями ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Организовать на основе хозрасчета театр по обслуживанию в/н населения Воркутинского бассейна.

2. Театру присвоить имя «Воркутстроя».

3. Утвердить труппу театра в следующем составе: (......).

4. Включить в состав труппы следующих заключенных: (......).

5. Художественным руководителем и главным режиссером театра назначить Б.А. Мордвинова.

8. Открытие театра установить 1 октября с. г.».

С «закадрового» зачитывания этого приказа и начинается спектакль «Сильва. Дойти до премьеры». А дальше - как силами труппы из двенадцати вольнонаемных и девяти заключенных артистов (половина из которых не профессионалы, а из самодеятельности), под руководством заключенного же режиссера почти на пустом месте, в бараке, переделанном под клуб, меньше чем за два месяца ставится яркая, праздничная, всеми любимая оперетта. Как подбираются на роли артисты, создаются костюмы, декорации, бутафория. И чего стоит многим из этих артистов сделать то, чего никогда не делали. Кому-то, кто до того умел лишь петь, предстоит еще и играть актерски, танцевать. Кому-то, прежде игравшему на скрипке за третьим пультом, впервые дирижировать. Кому-то вообще дебютировать на сцене и сыграть одну из ключевых ролей...

А ведь почти половина труппы - зэка! Три с половиной километра до ОЛПа (отдельного лагерного пункта) до сцены. Три с половиной туда, три с половиной обратно. Ежедневно, пешком, при любой погоде, под конвоем с собаками. И каждый день - на шаг ближе к свету. Они обязательно дойдут. Через голод, холод, усталость, полное бесправие и многое другое из списка «вопреки».

Они ежедневно выходят из темного и холодного барака на залитую огнями сцену. «Как из ада в рай!» (эта фраза в спектакле - из реальных воспоминаний заключенного артиста Алексея Маркова). И откуда-то появляются силы улыбаться, шутить, танцевать, играть беззаботных аристократов и праздную публику, создавать «зрелище радующее и бодрящее». Ведь серая лагерная действительность - это примерно половина наполнения спектакля. Вторая же половина - собственно сцены, арии и ансамблевые фрагменты из «Сильвы» Кальмана. И как контрастны ад и рай, так контрастируют на сцене зэковские телогрейки и великолепные фраки, ватные штаны и летящие платья из невесомого фатина, изможденные, землистые лица с болью в глазах только что пришедших на репетицию «крепостных» артистов и сияющие, радостные улыбки гостей праздника жизни. «Тут все страшные, серые и понурые... Пока... А вот дойдем до премьеры - расцветут!» - оптимистично уверяет в начале спектакля один из героев.

Театр административно создан, но в полной мере пока не родился. Это произойдет в момент показа первого спектакля, возникнет в полной мере и станет для своих служителей настоящим спасением - рассудка, профессиональных навыков, здоровья, вообще самой жизни. Поэтому им непременно нужно дойти до премьеры! И они идут - через мороз и пургу, через голод до обмороков, потерю голоса, произвол вертухаев. Кто-то не сумел...

Как рождалась та «Сильва» и вместе с ней сам театр - сейчас уже всех деталей не воссоздать. Но приблизиться к той исторической реальности, хотя бы отчасти представить ее себе и попытался сегодняшний театр, весной 2019 года получивший имя своего основателя - Бориса Аркадьевича Мордвинова. Руководство Республики Коми поддержало амбициозный замысел воркутинских служителей Мельпомены максимально возможным для премьеры грантом Главы региона.

Создать уникальный драматургический материал, отвечающий этим целям, - сплав, синтез фрагментов из «Сильвы» (причем, посильных для исполнения актерам драмы) и постановочного процесса в 1943-м, выстроить фабулу действия, продумать персонажей - и чтобы всё было основано на исторических фактах, но стало не хроникой, а художественным произведением - задача сложнейшая, объемная, масштабная, требующая высокой квалификации и серьезного опыта в подготовке подобного рода сценариев. Уже приглашенный на постановку Валерий Маркин в качестве автора, способного написать такую пьесу, порекомендовал своего коллегу по «Щуке» Сергея Коробкова.

Свой вклад в текст пьесы внес, конечно, и режиссер-постановщик. А еще в этом процессе большое содействие и помощь оказала внучка основателя театра Бориса Мордвинова - Надежда Михайловна. Сегодня, пожалуй, она самый большой знаток истории ВДТ.

Основу постановочной группы составили специалисты ВДТ имени Б.А. Мордвинова: художник-постановщик спектакля Екатерина Давыдова, хореограф-постановщик Ангелина Комлева, и нужно отметить их поистине блестящую работу. Конечно, в спектакль вошли фрагменты из оперетты И. Кальмана «Сильва»: новую звуковую партитуру для них создал звукорежиссер Глеб Тазиев. Большинство арий, дуэтов, терцет и хоры актеры исполняют вживую. Их репетитором по вокалу стала Ирина Ларионова. Видеоряд к спектаклю подготовили Алена Бурмистрова и Петр Галкин из Москвы.

Постановочный процесс был запущен в июне, и в него вовлеклась не только вся актерская труппа ВДТ: на сцену в образах самых разных героев пьесы вышла часть сотрудников цехов и даже директор театра Елена Пекарь. Профессиональная пианистка, она сыграла роль Концертмейстера и стала музыкальным руководителем всего проекта. При том, что в труппе 20 актеров, в постановке исполнителей на сцене в полтора раза больше. «Сильва...», похоже, стала самым массовым спектаклем театра за последние десятилетия.

Премьера, а с ней празднование 80-летия театра состоялись 14 октября. Билеты на этот вечер, в программу которого вошел первый показ необычной постановки и торжественная поздравительная часть, раскупили задолго до назначенной даты. Часть зрителей составили приглашенные руководители республики и города, представители бизнеса, деятели культуры и искусства из Воркуты, Сыктывкара и других регионов России. Это друзья, коллеги, партнеры театра, с кем ВДТ сотрудничал и сотрудничает последние четверть века, часть его ветеранов, а также автор пьесы Сергей Коробков и театральный обозреватель, критик Виктория Рогозинская (Пешкова).

Действо получилось необычным и поистине масштабным, ведь к юбилею ВДТ, помимо премьеры не имеющего аналогов спектакля, в театре подготовили интерактивный арт-объект в фойе, символизирующий неразрывную связь нынешнего дня театра с его прошлым, а также книгу о своем прошлом и настоящем. И арт-объект, и книга получили название «Соединяя время»: оно вместе с «Сильвой...» стало лейтмотивом всего юбилейного проекта.

Арт-объект презентовали гостям еще до начала спектакля: алую ленточку торжественно разрезали и.о. министра культуры и архивного дела Республики Коми Мария Балмастова и директор театра Елена Пекарь. А в антракте состоялась презентация печатного издания, несколько его экземпляров разыграли среди зрителей, лучше всего знакомых с историей ВДТ имени Б.А. Мордвинова.

Премьера спектакля, сопровождавшаяся огромным волнением не только на сцене и за кулисами, но и в зрительном зале, пролетела «на одном дыхании». Публика очень чутко воспринимала все происходящее, многие зрители, особенно те, для кого тема ГУЛАГа - часть семейной истории, не сдерживали слез. Овации на поклоне, крики «браво» длились несколько минут. Премьерные показы спектакля «Сильва. Дойти до премьеры» также прошли 20, 21 и 22 октября - все при полных залах, при тех же овациях и невероятном количестве цветов для всех исполнителей.

На пресс-конференции накануне премьеры Валерий Маркин отметил, что эта постановка - событие поистине федерального масштаба. У воркутинской «Сильвы...» есть все шансы обрести большую фестивальную востребованность и известность в России.

После спектакля состоялась поздравительно-концертная часть - настолько обширная, что продлилась почти столько же, сколько спектакль. На ней со словами благодарности театру, теплыми пожеланиями и вручением подарков выступили многочисленные гости вечера. И.о. министра культуры и архивного дела Коми Мария Балмастова передала диплом Главы Республики Коми всему коллективу работников ВДТ имени Б.А. Мордвинова, поздравила от своего ведомства и себя лично. Кроме того, Мария Алексеевна вручила награды разного уровня - от звания «Почетный работник культуры Республики Коми» до благодарностей министра культуры и архивного дела Республики Коми почти половине сотрудников театра и преподнесла в подарок учреждению сертификат на приобретение оборудования и новые постановки на сумму 5,5 миллионов рублей. Замруководителя администрации Воркуты Юрий Слонис вручил награды администрации города еще шестерым служителям ВДТ. С поздравлениями вышел на сцену гендиректор градообразующего угледобывающего предприятия Максим Панов и вручил денежный сертификат на 500 тысяч рублей.

Одним из самых ярких и теплых стало поздравление заслуженной артистки России, народной артистки Коми, солистки Академического театра оперы и балета Республики Коми Ольги Сосновской. Она передала поздравления и подарки от всех республиканских театров, расположенных в Сыктывкаре, от имени председателя СТД РФ Александра Калягина, от Союза театральных деятелей Коми, членом правления которого является, и от своей творческой семьи. А главным ее подарком, как отклик на историю, стал вокальный фрагмент из другого кальмановского сюжета: Ольга Сосновская исполнила арию Одетты Доримонд из оперетты «Баядера».

Поздравили театр депутат Госсовета Республики Коми Сергей Гагаузов, помощник его коллеги по парламенту Руслана Магомедова Юрий Нечаев и депутат городского Совета, директор воркутинского Дворца творчества детей и молодежи Елена Прокопчик. Особыми гостями стали специально прибывшие в Воркуту на этот праздник дочь известного художника Адама Шмидта, находившегося в заключении в Воркутлаге, художника лагерного театра - Маргарита Шмидт из Ярославля; дочь заслуженной артистки РФ, народной артистки РК Ивы Шварцберг - Ирина Перунова из Ярославля; режиссер Аман Кулиев из Нижнего Новгорода, поставивший в 2008-2016 годах на воркутинской сцене десять надолго запомнившихся спектаклей. От ветеранов города выступили почетный гражданин, член Общественного совета Воркуты Михаил Тверской и почетный шахтер России Леонид Коффе.

Украсили торжественную часть музыкальные презенты от ряда воркутинских творческих коллективов. А подарком от самого ВДТ стал яркий, эффектный танец в исполнении молодых актеров театра Ангелины Комлевой и Михаила Марчука.

Завершился торжественный вечер словами благодарности ко всем собравшимся от Елены Пекарь и коллективным исполнением гимна театра всеми сидящими на сцене - а это был почти весь коллектив ВДТ. Гимн написан 50 лет назад, к 30-летию театра. Сегодняшние специалисты немного подредактировали и осовременили текст, музыку торжественной песни. И к третьему повтору куплета его, кажется, уже запомнили зрители:

Актеры, актрисы -

За совесть и труд - не за страх.

Актеры, актрисы

Мечтают о новых ролях.

Почти полубоги

И демоны во плоти -

Актеры всегда в дороге,

Актеры всегда в пути.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея