ЙОШКАР-ОЛА. Вечное противостояние

Выпуск №3-263/2023, В России

ЙОШКАР-ОЛА. Вечное противостояние

В день рождения классика марийской литературы Сергея Чавайна, 6 октября, на сцене Марийского национального театра драмы им. М. Шкетана состоялась премьера спектакля «Мӱкш отар» («Пасека») по его одноименной драме в постановке Василия Пектеева. Спектакль стал значительным событием в культурной жизни республики Марий Эл. Театр предложил зрителю богатую в этнографическом плане постановку с прекрасной живой музыкой, которая тонко передает атмосферу происходящих на сцене событий, совпадает с психологическим, душевным состоянием героев спектакля.

По сюжету пасека, принадлежащая Петру Самсонову, перед его уходом на войну сдается в аренду Евсею Самсонову, и на этот счет заключен официальный договор. В случае смерти Петра она должна перейти его дочери Клавдии (Клавий) по достижении ею совершеннолетия или замужества. Кроме того, Евсей Самсонов обязан платить семье бывшего владельца пасеки ежегодно с каждого улья по одному рублю. Петр погибает, и Евсей присваивает себе его имя, подделывает бумаги, завладевает пасекой. Клавий становится батрачкой новоявленного Петра, который пытается подавить ее волю и выдать замуж за самого богатого в округе купца-урода Эрезея. Герои драмы пройдут через многие испытания, прежде чем справедливость восторжествует. Когда Клавий станет полноправной хозяйкой пасеки, она подарит ее школе для рукодельниц, давшей девушке путевку в жизнь.

Не зря говорят, что классика потому и классика, что она всегда актуальна, вне времени. Как зритель, я очень благодарна нашему талантливому драматургу за его прозорливость. Хотя на сцене царит атмосфера 1920-х, жизненные перипетии главных героев, их конфликты ничуть не чужды современности. Среди нас продолжают жить и Петры, и Онтоны, и Епсеи, и Эрезеи. Человеческая натура такова, что один с рождения стремится к Богу, а другой становится слугой Дьявола. Чаши весов постоянно колеблются. Мы живем в дуальном, биполярном мире, где правят Свет и Тьма, Добро и Зло.

В драме «Пасека» Сергей Чавайн затронул глубокие социальные, нравственные проблемы, волнующие каждого человека. Они заставляют режиссеров вновь и вновь браться за постановку шедевра марийской классики. Ценители театра знают, что спектакль «Пасека» впервые поставил на марийской сцене режиссер Наум Календер в далеком 1928 году. В дальнейшем к пьесе обращались Сергей Иванов, Олег Иркабаев и Алексей Ямаев. Наиболее бурно публика отреагировала на постановку Олега Иркабаева в 1988 году, не приняв спектакль из-за нетрадиционного прочтения драмы режиссером. Олег Иркабаев попытался через осмысление исторических событий 1920-х годов в судьбе марийского народа помочь современному зрителю через призму прошлого воспринимать настоящее.

Василий Пектеев предлагает новое оригинальное прочтение драмы. В центре постановки - человек с его запросами, целями и стремлениями, путями и способами достижения своих потребностей, удовлетворения желаний. Возникает логичный вопрос: почему жажда власти и богатства побеждает? Почему идет полнейшая деградация личности, существо разумное превращается в получеловека-полуживотное с алчными стремлениями к наживе, сиюминутным удовольствиям? В спектакле идет напряженный поиск ответов.

Несмотря на то, что традиционно главной героиней драмы считается девушка-сирота Клавий, основным действующим лицом в новой работе стал Евсей Самсонов, живущий теперь под именем Петра. Другие герои помогают раскрыть сложный характер владельца пасеки. С одной стороны, Клавий, старик Кори, сельский учитель Мичи, учительница Татьяна Григорьевна с их добротой, человечностью, искренней верой и надеждой в торжество справедливости, правды, непритворным желанием помочь ближнему. С другой стороны, считающие себя вершителями людских судеб председатель сельсовета Онтон, матрос Епсей, богач Эрезей. Четыре добрых начала сошлись на сцене в жестокой схватке с четырьмя представителями зла. Магия этого числа заключается в том, что сила созидания сталкивается с силой разрушения, новое - со старым.

Новоявленный Петр Самсонов воспринимается воплощением зла, страшным «шершнем» на пасеке, одним из главных в шайке ему подобных «двуногих шершней». Зритель наблюдает за поступками человека, действующего только из корыстных побуждений, игнорирующего законы морали, человеческих ценностей. Но он не добился бы всего этого без «мохнатой руки» из числа чиновников - председателя сельсовета Онтона в исполнении Алексея Тетерина. Владелец пасеки выставляет себя перед беззащитными Клавий и Кори всемогущим властелином, поднимает на них руку, унижает. Но в глубине души он трус. Перед «покровителем», от которого зависит будущее пасеки и будущее его самого, заискивает, лебезит, пытается во всем угодить. За любую, даже мизерную услугу Петр готов отдать ульи своему «благодетелю». Его охватывает паника, когда обнаруживает потерю важных для своей судьбы бумаг. Все эти противоречивые чувства героя, нюансы в перемене настроения, душевную борьбу, трусость, с одной стороны, заносчивость и гордыню, с другой, великолепно донес до зрителя Иван Смирнов. Его игра достоверна и вызывает восхищение.

Стоит отметить Генриха Тимиряева в роли матроса Епсея. Суть своего персонажа, человека настырного, стремящегося всеми путями стать богатым, быть наравне со своими зажиточными «друзьями» и ради достижения этой цели готового пойти на любые преступления, актер раскрыл правдиво, точно. Не зря он носит в кармане наган. При необходимости Епсей способен убить человека. А цель у него одна: благодаря случайно попавшим в его руки бумагам заполучить Клавий и разбогатеть.

Физически уродливый Эрезей Андрея Бусыгина отражает одновременно духовную неприглядность определенных представителей общества, символизирует моральную извращенность, беспринципность. Самый богатый человек в округе, он может позволить себе роскошь. Эрезей богат, но чувствуется, что ему все равно чего-то не хватает. К тому же он пуглив, страшно боится за свою жизнь. В опасных ситуациях падает и, подобно страусу, прячет голову. Андрею Бусыгину удалось выразить внутреннюю сущность своего героя-урода. Интересно наблюдать за его попытками ухаживать за женщинами. В паре с актрисой Светланой Филипповой он великолепен.

Образы представителей зла раскрывает и своеобразная декорация. Задний темный фон воспринимается как зеркало их преступлений, выступает символом зла и невежества. Эта темная, коварная, жестокая среда уничтожает всё живое. Поэтому пасеки, как таковой, к которой привык зритель в предыдущих постановках, на сцене нет. Только ряды ульев. Вначале их мало, но в конце они поднимаются почти до потолка, как бы закрывая собою пространство, препятствуя проникновению воздуха, нависая над главным героем. Они сложены клином и готовы пронзить своим острием хозяина. Такое чувство, что сама пасека идет на него в атаку. Петр Самсонов загнан в угол, хотя и пребывает в эйфории от счастья - пасека по бумагам принадлежит только ему, он безгранично богат, строит планы на будущее и не замечает опасности. А конец близок.

В этой жуткой, губительной атмосфере чахнет красивый цветок - девушка-сирота Клавий. Она - символ нежности, искренности, верности зародившимся чувствам к молодому учителю Мичи. Клавий напоминает юную, неопытную пчелку, вокруг которой кружатся шершни, готовые ее уничтожить. Молодая талантливая актриса Светлана Александрова отлично справилась со своей ролью, психологически глубоко показала образ человека, противостоящего миру зла, по-своему протестующего против его представителей, в первую очередь, Петра и Епсея. Зритель жалеет Клавий, ее рабская жизнь на пасеке достойна сочувствия. Но девушка не унывает. У нее есть друзья - пчелы, с которыми она беседует, и старик Кори. Героиня мечтает о такой же дружной, волшебной, трудолюбивой семье, как и пчелиная. Она открыта миру и вселенной, естественна, как сама природа. Искренне полюбив Мичи, Клавий в порыве ярости инстинктивно нападает на матроса Епсея, не веря ни одному его слову об «обмане» учителя. Она страдает, сокрушается, рыдает о потерянной любви, в ней угасает вера в честность человеческих отношений.

Сельский учитель Мичи в исполнении Акпарса Иванова - ее надежда, ее будущее. В этом спектакле сложился их прекрасный дуэт. Совместное выступление в главных ролях Светланы Александровой и Акпарса Иванова всегда захватывает, увлекает, трогает. Так происходит в постановках «Элнет» и «Югорно». Волнующей, поражающей до глубины души стала мизансцена прощания Клавий и Мичи, когда он сообщает о своем отъезде в город. Заметив слезы на глазах любимой, он нежно вытирает их. И душа наполняется тихой радостью и облегчением, когда по сюжету выясняется, что девушка на фотографии не жена, а родная сестра Мичи.

Добрым, заботливым другом, единственной опорой на пасеке Петра для Клавий становится старик Кори. Казалось бы, чужой, посторонний человек, потерявший свою семью, свободный, способный прожить оставшуюся жизнь в свое удовольствие, проникается чувством сострадания к девушке-сироте, остается на пасеке, опекает ее как внучку, терпит побои и унижения со стороны Петра Самсонова. Он спасает Клавий из рабства, приводит в школу для рукодельниц, где молодые девушки учатся, живут, трудятся как пчелиная семья. Олег Кузьминых, исполнитель роли старика Кори, - мастер воплощения на сцене глубоких психологических образов, требующих вдумчивого, основательного подхода к раскрытию характера героя. Актеру свойственна неторопливость, рассудительность, степенность. Эмоционально глубоко, мощно и убедительно сыграл Олег Кузьминых в сцене противостояния Кори и Петра. Хозяин пасеки, привыкший решать проблемы кулаками, вдруг отступает под гордым, непокорным взглядом Кори. Игра двух ведущих мастеров сцены - Ивана Смирнова и Олега Кузьминых - на высоте.

В спектакле много важных символов. Например, красная рубаха Петра Самсонова в последних сценах. Этот цвет олицетворяет могущество, жестокость, агрессию. Петр празднует победу: обманом заполучил пасеку, зажил на широкую ногу, всех потенциальных противников, в чем глубоко убежден, - уничтожил. Но у красного есть и другие значения. Это - символ жизни, крови, революционных преобразований. Поэтому рубаха еще и предвещает трагические изменения в его судьбе.

Работая над новой постановкой, Василий Пектеев основательно продумал все мизансцены, жесты, реплики героев. Важное значение имеют здесь и временные рамки. Действие начинается ночью, когда на пасеке проходит вечеринка, а завершается ярким днем, светлым весельем. Предложенный режиссером финал стал зримым свидетельством того, что зло не вечно, и есть на свете высшая справедливость.

 

Фото предоставлены театром

 

Фотогалерея