Октябрь уж наступил... / Театральный фестиваль «Город юности» памяти Б. Равенских (Старый Оскол)

Выпуск №3-263/2023, Фестивали

Октябрь уж наступил... / Театральный фестиваль «Город юности» памяти Б. Равенских (Старый Оскол)

Осень - пора сбора урожая. И его оценки. А значит - пора экзаменов тоже. Это в очередной раз подтвердил Старооскольский театр для детей и молодежи имени народного артиста СССР Бориса Равенских. И дело не только в открытии нового театрального сезона, подведении итогов и составлении планов на будущее. Октябрь - время проведения театрального фестиваля «Город юности» памяти Бориса Равенских, в рамках которого в этом году уже традиционно прошла режиссерская лаборатория. В ней приняли участие студенты 5-го курса режиссерского факультета ГИТИСа: Анастасия Кудиярова, Аскар Галимов и Даниил Роменский (мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова).

В 2019 году двое участников такого творческого «экзамена» после показа эскизов своих работ уже получили право поставить полноценные спектакли на сцене театра в Старом Осколе, которые, как показало время, органично вошли в репертуар и пользуются успехом у зрителей. Такими счастливыми избранниками стали Максим Меламедов (выпускник режиссерского факультета ГИТИСа мастерской Леонида Хейфеца) и Тимур Галеев (мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова). Эскизы, представленные Тимуром Галеевым, выросли в спектакль «Долина аистов» по произведениям Иона Друцэ - одного из любимых авторов Бориса Равенских. А Максиму Меламедову посчастливилось поставить на сцене Старооскольского театра целых два спектакля - «Смердяков» (по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы») и «Тартюф» Ж.-Б. Мольера.

На этот раз будущим режиссерам было предложено представить отрывки из произведений А.Н. Островского, чье 200-летие со дня рождения отмечается в 2023 году. Но не только эту дату вспомнила в своем вступительном слове Александра Борисовна Ровенских. В Год Педагога и наставника, объявленного в нашей стране, нельзя было не вернуться к истокам режиссерской профессии. В этой связи необходимо вспомнить имя выдающегося русского поэта, литературного и театрального критика Аполлона Григорьева - друга Островского. Именно с их именами связано появление пьес, которым понадобилась режиссура. А в 1926 году вышла книга Константина Сергеевича Станиславского с глубоким изучением режиссуры как профессии, эпохальный труд «Моя жизнь в искусстве». С этого момента началось не просто научное изучение режиссуры, а непосредственное следование тем пунктам, которые он обозначил в своей книге.

Художественный руководитель театра (и режиссерской лаборатории) Семен Михайлович Лосев предоставил молодым участникам полную свободу творчества, лишь изредка, очень ненавязчиво и тактично, давая советы по выбору актеров из труппы своего театра, о которых он, конечно же, знал больше, чем московские студенты. Но, как оказалось, не всё. После просмотра эскизов Семен Михайлович признался, что сделал для себя немало приятных открытий не только в актерской команде, но и по-новому оценил возможности работы со светом, звуком и реквизитом всех служб театра. Дав свободу молодым режиссерам, Мастер не забывал и урок Товстоноговской школы, когда Георгий Александрович поставил студентке «отлично», зная, что она просто не мешала актерам. С присвоением звания «Заслуженный деятель искусств РФ» художественного руководителя театра поздравили все участники режиссерской лаборатории во главе с членами семьи Бориса Ивановича Равенских - дочерью Александрой и внучкой Алиной, в очередной раз приехавшими в театр Старого Оскола.

... Летом этого года ушла из жизни народная артистка СССР Вера Кузьминична Васильева, которая горячо поддерживала и театральный фестиваль в Старом Осколе, и высоко ценила сам театр и его коллектив. Ее душевное приветствие, прозвучавшее на открытии первого фестиваля, запомнилось многим. В тот день Веру Кузьминичну горячо поздравляли еще и с днем рождения, и с именинами (был день Веры, Надежды, Любови). Буквально за несколько дней до начала нынешней лаборатории скончался Ион Пантелеевич Друцэ... Светлую память актрисы и драматурга все присутствующие почтили минутой молчания.

Постановки эскизов в режиме «блиц» (всего за четыре дня!), как и на первом фестивале, оказались возможны не только благодаря трем сценам (в театре три зала), но и всему творческому коллективу старооскольцев, готовых решать любые технические и творческие задачи, приходить на помощь и отзываться на все просьбы в процессе работы. Впрочем, не только в работе ощущается их искреннее участие. Можно отметить эту черту буквально во всех сферах жизни города, который год от года хорошеет на глазах и влюбляет в себя всех, кто сюда приезжает.

Право первой показать свою работу предоставили Анастасии Кудияровой. Она выбрала отрывок из «Грозы», в котором были и молния, и луч света, и «диалоги без слов», и удивительно смешной Тихон (Егор Лифинский), и «роковая красавица, мудрая» Кабаниха (Яна Сухомлинова), и монолог Феклуши в исполнении Татьяны Фартушной... В который раз ловила себя на мысли, что стереотипы не вечны. То, что вызывало сострадание у поколения, воспитанного на Добролюбове, сегодня может вызывать смех, вчера давало веру - сегодня сомнение, еще недавно было негодование - сегодня понимание. Красивые женские ноги в луче света, с которых начинается сцена, может, и не ответят на вопрос «откуда ноги растут» у всех и вся в «темном царстве», но вот любви там точно нет. Физиология - возможно. Сегодня на эту тему рассуждать гораздо проще, чем в свое время А.Н. Островскому. И ближе всех к любви (хотя бы материнской) оказывается Кабаниха.

После «Грозы», разразившейся в Синем зале, предстояло смотреть эскиз «Снегурочка» Аскара Галимова в Каминном зале театра... Его «горячее» название, впрочем, лишь добавляло интриги в сценическое решение отрывка, и неожиданностей было немало: поющая Снегурочка в черном с длинным струящимся прозрачным палантином, Лель с гитарой и искусно продуманная игра света, тьмы и тумана, и настоящая речка по авансцене (действие-то происходит в Заречной слободе). В реку падал и «цветок любви», и цепи-оковы, и палантин-шарф Снегурочки, «духовной жаждою томимой», но опутанной цепями «бремени страстей человеческих»... В борьбе духа и плоти, божьего и дьявольского в Берендеевом царстве скрыто так много! Загадочная пьеса до сих пор вызывает массу вопросов, и нет им конца...

«Светит, да не греет» - пьесу с таким названием взял для своего эскиза Даниил Роменский. В ней, как и в «Грозе», главная героиня тонет, пережившая измену любимого, как Купава в «Снегурочке». Но режиссер представит нам лишь эскиз, поэтому, даже зная содержание, увиденное заставляло делать противоречивые трактовки сцен и по-разному расставлять акценты. Третья работа была самой «современной». Поэтому смена главной героиней кринолинового платья на привычные джинсы не показалась лишней. Макет блочной многоэтажки с горящими окошками - узнаваемый современный символ родного дома. К нему, вроде, и тянет, но он не греет. А на авансцене в этом эскизе - полоска земли - родной земли, на которую возвращается Анна Ренева (в блистательном исполнении Татьяны Соловей, выходящей с чемоданом прямо из зрительного зала). А вот дальше... Для кого-то прозвучавшие выстрелы вызвали очень актуальный на сегодня вопрос: «Почему здесь убивают людей?!» Для меня же эта полоска земли не была «родной», а, скорее, нейтральной полосой, на которой героине надо было решить, в каком направлении двигаться. Отделить зерна от плевел режиссер решил буквально. Хлесткие удары сухим букетом буквально обмолачивают героев: что-то летит в землю, что-то витает в воздухе (в свете рампы это хорошо видно). Так и остальные герои пьесы будут определять для себя истинное и ложное. Почему-то пришли на память слова известной песни о русском поле: «Запах полыни, вешние ливни вдруг обожгут меня прежней тоской»... Именно так обожгли они главную героиню, в роли которой Татьяна Соловей получила возможность виртуозной импровизации, за которую ее похвалил и худрук театра С.М. Лосев.

Суммируя результаты «октябрьских экзаменов» в театре Старого Оскола, не хочется делать поспешных выводов. Каждый эскиз был по-своему интересен, смел, с самостоятельным режиссерским видением - и человека, и родной земли, и воды (в прямом смысле, в духе А.Н.Островского). Во всех трех отрывках герои стояли перед выбором между духовными ценностями и природными инстинктами. Даже на обсуждении всего увиденного хотелось еще подумать, не спеша осмыслить эти студенческие работы, а еще лучше - увидеть их целиком. Александра Ровенских лишь заметила: «Размышляя о выборе студентами-режиссерами трех пьес, казалось, разговор пойдет о любви. Я ошиблась. Скорее, о душе и о том, куда ее девать, если души слишком много. Если она живет по своим, никому не ведомым и неподвластным законам! Такова Катерина в «Грозе», слышащая токи земли; Снегурочка - потустороннее дитя, влюбленное в народные песни; такова заблудившаяся душа Анны, героини пьесы «Светит, да не греет». Мне показалось, лаборатория была очень честным разговором молодых о том, что мучает больше всего. И, если это душа человеческая, то в этом - главное совпадение с творчеством режиссера Бориса Равенских!»

Спешить с выбором победителей, действительно, не стоит. А вот поблагодарить весь коллектив театра за такой опыт для будущих режиссеров-профессионалов нужно! И не только коллектив театра. Особой благодарности заслуживают верные и преданные театру работники руководящих структур города и области: Сергей Аркадьевич Гусев - депутат Белгородской областной Думы, председатель Совета директоров группы предприятий «Славянка»; Ирина Викторовна Дружинина - директор по социальным вопросам АО «ОЭМК им. А.А. Угарова»; Карл Карлович Лоор - председатель Совета директоров АО «КМАпроектжилстрой»; Эдуард Александрович Журналёв - депутат Белгородской областной Думы. Их бескорыстная спонсорская и организационная помощь неоценима для проведения всех мероприятий в рамках фестиваля «Город юности». В который раз хочется низко поклониться этим людям и «по-театральному» поаплодировать!

О сложности постановки пьес А.Н. Островского очень подробно говорил Семен Михайлович Лосев: о скорости меняющейся лексики, о примитивности приема замены исторического костюма на современный и многом другом... А на следующий день мы имели счастье посмотреть спектакль по пьесе-шутке «Тяжелые дни» в постановке самого Семена Лосева. Это был настоящий мастер-класс для молодых режиссеров и праздник для всех зрителей. Специально не стала заранее перечитывать, признаюсь, изрядно подзабытую пьесу, не самую известную и не очень-то принятую в свое время критиками. Но сцены из московской жизни любого периода меня, как коренную москвичку, никогда не оставляют равнодушной. Хотелось сюрприза. Ожидания не обманули. Спектакль, легкий, смешной, действительно шуточный, по-настоящему московский и по-московски «всероссийский». Его герои, хоть и в костюмах эпохи А.Н. Островского, но - мои современники. И к памятнику великому драматургу у Малого театра, стоящему в глубине сцены, обращаются с вопросами - мои современники. А уж песню, звучащую лейтмотивом в течение всего спектакля, уверена, запели бы сегодня все, кто бы ее ни услышал. Мы, кто слышал ее на спектакле, так и делали - пели в поезде от Старого Оскола до самой Москвы слова удивительного режиссера Семена Лосева на музыку Анны Богуславской, вновь и вновь хохотали, вспоминая сцены с великолепной Ольгой Кузнецовой - жемчужиной старооскольского театра. Снова и снова вспоминали сам памятник А.Н. Островскому на сцене, который был «живым» - крутил головой на 180 градусов, шевелил ногами, отбивался от ворон. С головой вообще произошло странное совпадение: участники режиссерской лаборатории получили в подарок конструкторы с 3 D-пазлами из гофрокартона для сбора бюста А.Н. Островского. Уж теперь-то они точно не забудут ни спектакль С.М. Лосева, ни свой режиссерский опыт на сцене Старооскольского театра в год юбилея Островского.

«Послевкусие октябрьских дней», тем не менее, почему-то возвращало к последним дням марта в столице. Тогда, в рамках проекта «Театральная провинция», Старооскольский театр показывал спектакль «Эмигранты» по пьесе Славомира Мрожека в постановке Александра Золотовицкого. И тогда, и сейчас, после всего увиденного, не могу считать этот театр «провинциальным». Скорее, он задает тон многим столичным.

P.S. Когда верстался номер, пришло печальное известие о смерти актрисы театра Татьяны Фартушной. Скорбим вместе с близкими и театром.

Фотогалерея