Всюду жизнь / XIII Международный фестиваль-конкурс «Авангард и традиции» (Гатчина, Ленинградская область)

Выпуск №3-263/2023, Любительские театры России

Всюду жизнь / XIII Международный фестиваль-конкурс «Авангард и традиции» (Гатчина, Ленинградская область)

Раз в два года в Гатчине собираются любительские театры и студии, и так происходит уже 30 лет. Самый первый фестиваль «Авангард и традиции» состоялся в 1998 году по инициативе режиссера театра «За углом» Тамары Шмаковой и заложил еще одну важную традицию в международном театральном движении. Для людей, не связанных со сценой профессионально, такие встречи необходимы: помимо общения с единомышленниками это еще и школа для актеров и режиссеров.

Организаторы XIII фестиваля, проходившего с 12 по 15 октября, - Комитет по культуре и туризму и Дом народного творчества культуры Ленинградской области, администрация Гатчинского района, Гатчинский городской Дом культуры. Многие годы этот проект поддерживают Союз театральных деятелей РФ и Российский центр Международной ассоциации любительских театров (АITA). На конкурс поступило 63 заявки, однако в финальный тур попало только 9 коллективов. Играли на двух сценических площадках, что дало возможность театрам привезти на фестиваль постановки большой формы и камерные. Диалог участников встречи сложился из обсуждений представленных работ, где можно было поделиться своими размышлениями, выслушать точку зрения авторов спектаклей, а практические навыки они получили на мастер-классах по актерскому мастерству от артиста Театра на Литейном, театрального педагога Сергея Соболева.

Фестиваль с самого начала стремился к тому, чтобы собирать в едином пространстве театралов-любителей всего мира, и постепенно стал для них одним из центров творческого притяжения. В разные годы в Гатчину приезжали актеры и режиссеры из Австрии, Нидерландов, Латвии, Эстонии, Литвы, Украины, США, Франции, Чехии, Германии, Дании, Италии и других стран. Многое изменилось, сложная политическая ситуация коснулась сегодня и такой сферы, как театр, но, тем не менее, в афишу «Авангарда и традиций» вошла молодежная студия «Тишина закулисья» из города Петропавловска Республики Казахстан. С 2020 года она существует при Областном русском драматическом театре им. Н. Погодина под руководством актера и педагога Рината Исмаилова и с большим успехом исполняет литературные композиции по произведениям поэтов разных эпох и стран. По условиям нынешнего конкурса зарубежные коллективы могли представлять свои работы только в онлайн-формате, что не помешало оценить по достоинству спектакль «Март и Слива» по пьесе Екатерины Бизяевой в постановке Рианы Исмаиловой о болезненных проблемах взаимоотношений подростков и взрослых, отсутствии важных точек соприкосновения между представителями разных поколений.

В качестве гостя на фестиваль приехал театр-студия «Наш дом» из подмосковного Одинцова. «Мелочи жизни» по рассказам А.П. Чехова вошли во внеконкурсную программу, соединив смешные и грустные сюжеты, тонкий юмор и глубокую печаль. Режиссер Алла Зорина включила в свою постановку «Хористку», «Индейского петуха», «Жениха и папеньку», «Двух газетчиков», пьесу-шутку «Медведь», и родилась история о тех, кто не может противостоять грубой силе и равнодушию сильных мира сего, о непростых семейных отношениях и внутренней свободе, об одиночестве и неожиданных подарках судьбы. Благодатный чеховский материал, психологически точные образы: бедная хористка Паша Марии Стенюшкиной будет вечной жертвой бесчестных людей «благородного» сословия, ярким представителем которого выступает жена ее любовника Колпакова в исполнении Александры Шмелёвой; подкаблучник и лентяй Лохматов Алексея Виногорского приспособится к любой ситуации; вдовствующая помещица Попова Екатерины Былинкиной и разочаровавшийся в женщинах Смирнов Андрея Ганущака сумеют преодолеть стереотипы и, возможно, будут счастливы вместе. А циничный репортер Шлёпкин Антона Шмелёва всегда найдет повод для острой газетной публикации, потому что - всюду жизнь.

Народный театр-студия «Закулисье» из города Пушкина (Пушкинский район Санкт-Петербурга), неоднократный обладатель Гран-при фестиваля «Авангард и традиции», представил на конкурс моноспектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина: история одного несостоявшегося подвига» по известной пьесе Михаила Хейфеца. Режиссеры и они же авторы художественного решения Ирина Никитюк и Анатолий Трухин выбрали для своей работы строгую лаконичную форму, наполнили легкой иронией, сделали точные смысловые акценты. Пронзительный и очень честный рассказ главного героя Михаила Питунина, мастерски сыгранного Константином Грицаном, заставляет зрителя пересмотреть свои взгляды на вопросы совести, чести и глубинной культурной памяти, которая живет в каждом из нас.

И столь же сильное впечатление оставил спектакль театра «Текст» из Сургута. «Эскориал» по пьесе Мишеля де Гельдерода в постановке Сергея Гиренко отсылает к мрачным временам правления испанского короля Филиппа II, приведшего страну к полному разорению, и резко обозначает границу между разрушительной силой власти и уязвимостью живой души. В цельной режиссерской концепции особую роль играет образ трона, который по мере развития действия становится ареной для жестокого фарса, а в финале превращается в орудие пыток. Актерский дуэт держит в напряжении от первой минуты до последней. Король Андрея Дзюненко - творец смерти, человек с обуглившимся сердцем. Шут Артема Злобина идет на заклание, и это жертва во имя высшей справедливости. Монарший суд свершится, но тьма не отступит, окрасит давние страницы истории черным цветом, прочертив линию к сегодняшнему дню.

«Поезд Победы-2023» - наша память о Великой Отечественной. Музыкально-поэтическая постановка театрального коллектива «Эксклюзив» из поселка Елизаветино Гатчинского района покорила искренностью и неподдельным уважением к прошлому своей страны. На сцене играли подростки и совсем маленькие дети, исполняли стихи и песни военных лет, проживали судьбы далеких сверстников, и в таком удивительном погружении несомненная роль режиссера и автора инсценировки Марины Хейстонен. О радости каждого дня размышляли артисты студенческого театра Политеха из Санкт-Петербурга. Режиссер Виктор Борисенко создал яркий игровой спектакль «Селфи forever» по пьесе Надежды Гречанниковой с замечательным актерским ансамблем. Он о людях и кошках, ценности дружбы и любви, а главное, об умении отвечать за свои поступки.

Авторским высказыванием можно назвать постановку Народного театра «Городок» из Соснового Бора. Спектакль-концерт «Я не жалею ни о чем», посвященный Эдит Пиаф, поставил Сергей Сулим по сценической версии поэтессы и переводчицы Ирины Разумовой (творческий псевдоним Наира Рамузова), написавшей сценарий на основе дневников и писем великой актрисы, воспоминаний современников, а также многочисленных легенд, сложившихся вокруг ее имени. Она же стала исполнительницей главной роли, сумев добиться не только психологического попадания в образ, но и показать невероятную силу духа и дарования парижского «воробушка». Со сцены звучит реальный голос Пиаф, высвечиваются редкие фотокадры, но, что очень важно, мы слышим точные переводы текстов песен, исполненные актрисой речитативом и позволяющие глубже проникнуть в трагическую судьбу негаснущей звезды, почувствовать силу ее любви, жажду творчества. Не случайно эпиграфом к спектаклю выбраны слова Эдит Пиаф: «Всё, что я умела - это любить и петь».

С каждым предметом, даже незначительным, на первый взгляд, связаны чьи-то воспоминания и тайны. Иногда та или иная вещь вмещает в себя целый мир, глубоко личные переживания, становится знаком любви и заботы. Это может быть книга, которая своего рода информационный канал между студенткой театрального вуза и ее знаменитым прадедом; черная куртка, заставляющая подростка воспринимать мир в темных тонах и совершать необдуманные поступки; мотоциклетный шлем, ставший для его владельца знаком счастливой встречи. Спектакль «Вещь» актерской студии при Чебоксарском камерном театре тоже авторский, он поставлен Ириной Ивановой на основе реальных историй самих исполнителей.

Народный молодежный театр-студия «Дети понедельника» из Сортавалы Республики Карелия исполнил фантазию на четыре голоса «В ожидании его» по пьесе Михаила Хейфеца. Незамысловатое и, в общем-то, банальное повествование о женском одиночестве с его мечтами об идеальном спутнике жизни, но сыгранное легко и остроумно. Актрисы создают абсолютно разные, немного утрированные типажи наших современниц, но делают это без комикования и наигрыша. За грубоватостью Молодой Анастасии Сапроновой чувствуется ранимая душа; застегнутая на все пуговицы. Интеллигентка Елены Писаренко оказывается натурой не только романтичной, но и страстной; в наивных рассуждениях Блондинки Натальи Пименовой на самом деле немало мудрости; Пожилая Надежды Деревяжинковой подкупает чистым взглядом на жизнь. И каждая верит, что рано или поздно появится тот самый единственный мужчина, который станет главной опорой.

Житейские истории из книги Ирины Ёлочкиной «Звезда по имени Василиса» поставил руководитель народного театра-студии «За углом» (Гатчина) Юрий Калугин. Спектакль «Островки моей памяти» невидимыми тропами уводит нас в детство, где все кажется значительным и прекрасным. Рассказчица Татьяны Шкляревской находит для этого верную интонацию - доверительную, сердечную. Между абсолютно разными по складу характера Степаном Дмитрия Маслобоева и Степанидой Ларисы Ковель вспыхивает искра любви, мы следим за стремительным развитием событий и верим, что их линии жизни сольются в одну. Вместе с Егором Александра Папулова пытаемся разгадать тайну случайной фотографии, а в итоге соприкасаемся с печальной судьбой Михалыча Сергея Харитонова, почти шукшинского «чудика». И в каждом сюжете сквозь слезы слышатся смех и радость жизни.

 

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея