Служители муз / "Занавес" в МХТ им.А.П.Чехова

Выпуск №3-263/2023, Премьеры Москвы

Служители муз / "Занавес" в МХТ им.А.П.Чехова

Можно сделать спектакль и так, как сделали его в МХТ имени А.П. Чехова драматург Андрей Стадников и режиссер Юрий Квятковский, сочинив свой хит под названием «Занавес».

Года полтора назад Андрей Стадников решил погрузиться в мир закулисья - таинственный, недоступный, вечно влекущий для зрителя. Он пришел в МХТ имени А.П. Чехова, чтобы взять интервью не только у актеров, но и у работников самых разных служб театра, с которыми артисты работают бок о бок, но о которых ничего не знают по другую сторону рампы. Получилось любопытное исследование закулисной жизни - по сути, театральный фольклор, ставший удивительным документом, переросшим в «документальный фильм на сцене». И вызвавшим острый интерес публики. Ведь именно занавес, за который немыслимо заглянуть, отделяет зал от сцены, обозначая жизнь реальную и жизнь в искусстве. Что там, за ним?

Трехчастная форма определила три вектора этого разговора. В первой части - молодые мхатовские актрисы перед зеркалами гримерной, без грима и макияжа, рассказывают о том, как они пришли в театр. Их лица тут же крупным планом на экране - мы видим близко мимику, волнение, растерянность, ход мысли. Все рассказывают о себе чистую правду (такие условия игры) - Дарья Юрская, Мария Сокова, Надежда Жарычева, Мария Карпова, Ольга Воронина - и это чистый мемуарный жанр, уникальный для зрителя. Какие тут откровения, какие неожиданные подробности и «интимные моменты»!

Мы слышим ошеломляющее признание одной из актрис - совершенно прелестной - в том, что она, оказывается, до сих пор не понимает, кто она, каков смысл ее пути, куда ей двигаться дальше. Словом, вечный вопрос: «кто я, зачем я?» не на шутку волнует и этих прекрасных существ, созданных, чтобы восхищать и волновать. Другая, хрупкая и нежная, всё сетовала на то, что предлагают ей лишь роли юных девушек - а где же рост, где развитие и новые грани? Думаешь при этом: настанут времена, когда девочек играть тебе уж не дадут... Вот еще любопытное актерское откровение: «Одна наша актриса однажды вышла замуж». - «За кого? За режиссера, художника, осветителя?» - «Нет, из публики». А еще ей однажды встретился человек, сроду не бывавший в театре, и когда она попыталась объяснить про свою работу, он догадался: «А, это как в кино, только живьем?» Другую же, признавшуюся кому-то, что она служит в театре, упорно спрашивали: «Так ты там бухгалтером?» Вот он - реальный занавес между сценой и народом.

Вторая часть - смена акцентов: здесь именно те, кто на сцене не появляется и благодаря которым всё крутится и движется в театре. Благодаря которым и стоит театр. Администраторы, технические службы, костюмеры, суфлеры, вахтеры, ключница, реквизиторы, продавцы программок, билетеры, звукорежиссер, фотограф, рабочая по стирке, заведующий складом, врач. Их записанные ранее монологи исполняют актрисы - правдиво, тонко, проницательно, - невольно стирая грань между сценой и закулисьем. Мы видим, какими невероятными путями приходят эти люди в театр, понимая его абсолютно по-своему, но находя здесь свой дом, который они ни за что не покинут, приклеиваясь к театру навсегда, всей душою и телом. У каждой из них - собственная «декорация» ее службы. У ключницы - деревянный щиток с ключами, у бутафора - будущие предметы какого-то спектакля, у врача - медкабинет. Всё, как положено. Но их мысли и откровения внезапны и удивительны.

Врач мудра и печальна: «Здесь же все актеры больны - но никто не лечится!» Одна из работниц техслужб: «Конечно, мне нравится классика. Но вот, например, Достоевский - ой, у него все убийства - нет, это не мое!» Вахтер работает сутками через трое - и ее это очень устраивает, ведь удобно для жизни. К тому же она тайно наслаждается лицезрением живых звезд: «А я этак ненавязчиво целыми днями смотрю на них на всех...» А вот звукорежиссер размышляет о своем предназначении: «Да, все-таки каждый сверчок должен знать свой шесток! Правильно!» Ну, а у продавца программок масса ярких впечатлений от публики: «То начнут пить коньяк и закусывать помидорами прямо в зрительских креслах во время спектакля; а однажды в зал ворвался оскорбленный муж, устроив драку с любовником жены! Прямо во время спектакля! А некоторые подойдут, просмотрят программку, не купят и уходят - что же я могу сделать?» Рабочая по стирке призналась: «Театр - это самый счастливый кусок моей жизни!» И здесь исключительно женские портреты, ведь именно женщины - хранительницы истории, традиций и очага.

Ну, и третья часть, обобщающая. Собирательное полотно. «Театр - это остров, защищенный от мира. Ведь сценическим занавесом можно отгородиться от всего, оставив проблемы и сложности за стенами театра». Это рассуждение развенчивается. На экране перед нами движутся целые эпохи страны с великими мхатовскими спектаклями и его великими актерами. И это то, что осталось навсегда и стало нашим наследием. А нынешняя мхатовская молодежь тем временем исполняет оперу по мотивам этого мхатовского эпоса - в которой, как выясняется, театр ничуть не замкнут, он точно так же разделял с народом все проблемы и трудности времени, живя на его ветрах.

 

Фото Александры ТОРГУШНИКОВОЙ

предоставлены театром

Фотогалерея