Вера, Надежда, Любовь артиста и человека / Вспоминая Виталия Коняева (Москва)

Выпуск №3-263/2023, Вспоминая

Вера, Надежда, Любовь артиста и человека / Вспоминая Виталия Коняева (Москва)

В жизнь подростков 60-х годов Виталий Коняев вошел органично и незабываемо: дети родителей, на горьком опыте познавших все тяготы Великой Отечественной войны, многого не понимая до конца, завороженно смотрели «Тишину», «Чистое небо», украдкой взглядывая на отцов и матерей, и по их реакции чувствовали правду происходящего на экране. Сергей Вохминцев из «Тишины», молодой, белокурый, с обаятельной интеллигентной улыбкой стал, по признанию многих, одним из главных героев наступившей оттепели. Для моего поколения это осозналось значительно позже, когда, взрослея, мы не единожды пересматривали фильм... С конца 50-х Виталий Анатольевич стал не просто широко известен, но и чрезвычайно популярен: даже на первые, небольшие его театральные работы стремились зрители, высоко оценившие дебют артиста в кино.

Зачисленный после окончания Театрального училища им. М.С. Щепкина в труппу Малого театра, Виталий Коняев прослужил в нем всю жизнь, 65 лет. В кино он сыграл меньше, чем желали того зрители, но неизменным успехом пользовались такие ленты, как «Песнь о Кольцове», «Город под липами», «Щит и меч», «Слушать в отсеках»...

Тогда же, в отроческие и в более поздние годы поколения 50-60-х, запомнились роли-вводы Виталия Коняева, которые мастерски раскрывали его многообразное дарование: Видоплясов в «Селе Степанчикове» по Ф.М. Достоевскому, Швандя в «Любови Яровой» К. Тренева, Горецкий в «Волках и овцах» А.Н. Островского, Луиджи в «Украли консула!» Г. Мдивани... Постепенно полудетские впечатления пополнялись такими различными работами мастера, как князь Звездич в «Маскараде» М.Ю. Лермонтова, Вайнонен в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского, Васильков в «Бешеных деньгах» А.Н. Островского, Эрих Кламрот в «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, Джанеттино в «Заговоре Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера, герцог Корнуэльский в «Короле Лире» У. Шекспира, Непряхин в «Ивушке неплакучей» М. Алексеева, Репетилов в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, Пьеркен в «Дельце» О. де Бальзака, Малюта Скуратов в «Князе Серебряном» А.К. Толстого, Градобоев в «Горячем сердце» А.Н. Островского... А с каким нескрываемым наслаждением и юмором играл Коняев в детских спектаклях: его Вральман в «Недоросле» Д.И. Фонвизина, царь Салтан в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, Советник в «Снежной королеве» Евг. Шварца приводили в восторг не только маленьких зрителей, но и их родителей!

Диапазон дарования Виталия Коняева был невероятно широк. При располагающей обаятельной внешности, интеллигентном общении он настолько точно по-актерски чувствовал природу каждого из своих многочисленных персонажей в кинематографе и театре, что мог предстать и зловещим, и циничным, и беспечным, и мрачным, и надменным, и простым...

Когда-то довольно давно на одном из театральных фестивалей мы вместе оказались в жюри. Выступив на обсуждении спектаклей как всегда деликатно, но весьма сдержанно, Виталий Анатольевич подошел потом ко мне и спросил: «Скажите, на ваш взгляд, я не обидел режиссера и артистов?» Признаюсь, я была поражена: он говорил абсолютно честно, но смягчая интонациями каждое высказывание, вежливо, уважительно, объясняя несовершенство сыгранного отчасти неприспособленностью к чужой сцене, волнением от встречи с новой публикой, точно и кратко говоря об ошибках в разборе характеров, и т.д. И я подумала о том, что он, вероятно, замечательный педагог!..

Преподавательский опыт Виталия Коняева богат и разнообразен: в Театральном училище им. М.С. Щепкина он преподавал актерское мастерство и фехтование, в Международном Славянском институте - актерское мастерство. Педагогической деятельностью впервые занялся более 40 лет назад. В 1972-1983 годах Коняев работал в ВТУ им. М.С. Щепкина, подготовив Южноосетинскую и Чувашскую студии. На протяжении семи лет являлся профессором факультета искусств МГУ... А с 2015 года руководил собственным курсом в Институте современного искусства.

Трудно сосчитать, сколько будущих артистов прошло его школу, скольких одарил Виталий Анатольевич не только своим мастерством, но и человеческим теплом и участием...

В одном интервью он сказал очень простые и важные слова: «Если я чувствую, что кому-то могу чем-то помочь, я делаю всё возможное. И еще важно в нашей жизни чувство юмора. Если бы его не было, не знаю, что бы я делал. Пытаюсь радоваться жизни и каждое утро просыпаться с улыбкой».

30 сентября, в день Веры, Надежды, Любови и их матери Софии Виталий Анатольевич Коняев ушел из жизни. Есть, вероятно, какой-то неведомый нам знак в этой дате, потому что он оставил навсегда у зрителей, коллег, учеников, и всех, с кем сводила его судьба, благодарную и светлую память...

 

Фото предоставлены Малым театром

Фотогалерея