Очарованная душа / Вспоминая Наталию Королёву (Иркутск)

Выпуск №3-263/2023, Вспоминая

Очарованная душа / Вспоминая Наталию Королёву (Иркутск)

Она ушла. Неожиданно, внезапно, на пике успеха, на волне творческих устремлений, накануне уже отгруженных гастролей. Еще вчера такая близкая, исполненная жизни, планов, надежд, сегодня она принадлежит вечности. Королева охлопковской сцены, Наталия Королёва оставила ее, чтобы стать легендой, частью богатой летописи театрального Иркутска. Отправилась в бессрочные гастроли по безбрежным эфирам космической мистерии, за бесшумные, невидимые нам кулисы. Но свет ее, как свет погасшей звезды, еще долго будет освещать сердца поклонников. Легкие маленькие следы ее незабываемых героинь никогда не остынут на чутких подмостках. Едва уловимое эхо ее тончайших интонаций будет хранить наша память, наша очарованная душа.


Иркутску ставшая родной

Народная артистка России, Почетный гражданин Иркутской области, лауреат Национальной премии «Золотая Маска», прима Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова, прослужившая здесь ровно 40 лет, завершила свой земной путь 3 октября 2023 года. В этот погожий, солнечный день она была в театре, общалась с коллегами, говорила про чемоданный настрой по поводу поездки в Читу на фестиваль Олега Лундстрема. Именно там 7 октября в юбилейный двухсотый раз был заявлен шедевральный спектакль по Распутину «Последний срок», где Наталия Васильевна была абсолютно неподражаема в главной роли старухи Анны. Но, волею Рока, игралась в этот день другая мистерия. Театр, Иркутск, семья и многочисленные поклонники провожали Наталию Королёву в последний путь. Сердце у нее было больное, прооперированное, работавшее на искусственном клапане. И, конечно, риски, связанные с этим фактом, игнорировались, когда это могло помешать призванию, созданию роли, зову сцены.

Она приехала в старинный город на Ангаре, известный своей неистовой театральностью, вслед за мужем, сосватанным в административное руководство охлопковцами в 1983 году. Приехала с уже солидным профессиональным багажом успешной работы в Свердловском ТЮЗе, в Новочеркасске, Архангельске. Вместе с мужем они думали, что это очередной этап привычной лицедеям кочевой биографии. Но Иркутск оказался для них местом силы, местом судьбы. Анатолий Андреевич Стрельцов именно здесь реализовался как один из лучших театральных менеджеров страны, в 1986 году возглавил труппу, на пороге миллениума инициировал грандиозную реконструкцию, в новом тысячелетии вывел театр на новый эволюционный уровень. Наталия Васильевна Королёва за 40 лет служения сыграла на охлопковских подмостках около 200 ролей, среди которых самые знаковые роли классического репертуара, главные партии в лучших пьесах современности, в сценических версиях мировых шедевров прозы. Здесь, будучи педагогом Иркутского театрального училища, а затем и наставником целевого «щукинского» выпуска, она воспитала блестящую плеяду молодых лицедеев. Здесь стала заслуженной, а затем и народной артисткой России, а к 75-летнему юбилею, весной нынешнего года, получила «Золотую Маску» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Символично, что первыми ролями на иркутской земле для нее стали образы жен декабристов - Марии Волконской и Александры Муравьевой. Эти женщины выдающихся душевных качеств тоже когда-то были чужими в купеческой столице Иркутской губернии. Теперь их судьбы неразрывно связаны с сибирским краем, сибирской историей и культурой. Спектакли о декабристах в Доме-музее Трубецких играли творческие группы областного отделения СТД РФ по книгам иркутского автора Марка Сергеева. Позднее она сыграет возлюбленную Колчака Анну Тимирёву в пьесе иркутского автора Сергея Остроумова. Так набирала разбег иркутская история Наталии Королёвой.


Выразитель распутинской правды

В последние годы ей суждено было стать голосом другого иркутского литератора, великого русского писателя Валентина Распутина, ушедшего от нас в 2015 году. Королёвой довелось сыграть двух его символических героинь - старуху Анну и старуху Дарью в постановках Геннадия Шапошникова по повестям «Последний срок» и «Прощание с Матёрой». Две постановки высочайшего философского содержания и высочайшей жизненной правды, постановки, которым стоя рукоплескала московская публика. В работе над первой из них принимал активное участие сам Валентин Григорьевич. Он присутствовал на репетициях, был на премьере, много раз приходил на следующие представления. Сдержанный на оценки, он «признал» свою историю в камерном охлопковском спектакле. А исполнительнице главной роли сказал после премьерного триумфа: «Вы играете лучше, чем я написал». Конечно, она не приняла эти слова буквально. Просто автор, с большой осторожностью относившийся к вторичным воплощениям своих замыслов, выдал актрисе свое высокое свидетельство подлинности характера и судьбы, сыгранных предельно искренне и правдиво. Отношение к правде у Распутина было корневое, сакральное. И у Королёвой тоже. «Она была бескомпромиссна в правде, сценической и жизненной», - скажет о любимой артистке экс-министр культуры Иркутской области Виталий Барышников, пришедший отдать ей последний поклон. К образу Анны в 2008 году Наталия Васильевна приближалась с опаской, с одолеваемым не без труда женским смущением. Ей не было еще и шестидесяти, а играть предстояло умирающую старуху за восемьдесят. Невеселая тема последнего амплуа сквозила тут изо всех щелей. Но роль «на вырост» пришлась, как по мерке, со всем ее просторным трагикомическим диапазоном реплик и монологов, с богатым спектром эмоциональных состояний, с огромной, как у айсберга, невысказанной, «подводной» нагрузкой. Я смотрела этот спектакль несколько раз, последний - 6 сентября, когда, как оказалось, зритель простился с ним навсегда. Каждый раз поражалась светлому, теплому, пронизанному надеждой послевкусию. Повесть трагична, а зритель из театра уходит, омытый какой-то нежной, примирительной и чистой печалью, согретый удивительной улыбкой старухи Анны, которая не боится смерти, прощает и благословляет всех. Уходит, обласканный лучами ее поразительных васильковых глаз. Кто видел лицо героини этой невероятной постановки - видел реальное просветление, о каком говорят канонические гуру.


Человек распахнутого сердца

В последнем спектакле единственный раз подругу Анны старуху Мирониху сыграла другая матерая охлопковская актриса, заслуженная артистка России Елена Мазуренко.

- Быстротечный летний месяц, во время которого мы с Наташей работали на мой ввод в «Последний срок», для меня неожиданно оказался совершенно счастливым, - признается Елена Сергеевна. - Почему так получилось? Я в театре пятьдесят лет, она - сорок. Каждый шел своей дорогой. И, при определенной симпатии друг к другу, потребности друг в друге у нас не было. И вдруг мы сблизились, благодаря, может быть, автору, который создал этих закадычных подружек, Анну и Мирониху, и поняли... я, во всяком случае, поняла, что встретила очень близкого мне, дорогого, родного по духу человека. Она всегда казалась мне достаточно закрытой, немногословной, не ищущей общения. А тут, в отпуске, вне театральных стен, у нее на даче, у меня на даче, открылась для меня настоящая Наташа, ее душа, распахнутая к пониманию и сопереживанию моих душевных движений, готовая успокоить мои внутренние метания, даже взять на себя мои сердечные тяготы. В ней напрочь отсутствовала претензия кем-то казаться, как-то выглядеть, производить впечатление. Между нами все было предельно просто, искренне и понятно. Как в распутинской прозе. Мне в подарок жизнь послала такого человека, с которым я могла говорить абсолютно обо всем, что меня волнует и бередит. Я обрела ее так негаданно и потеряла так несправедливо быстро, так нестерпимо горько, когда никто не ждал».

Проститься с Наталией Васильевной прилетела из Москвы выпускница ее первого курса в Иркутском театральном училище актриса и педагог Юлия Горностаева. Не могла не прилететь, ведь по словам ученицы: «Наталия Васильевна - это мой учитель, мой друг, моя мама, моя семья. Счастье моей жизни, что мы так общались, начиная с моей студенческой скамьи и долгие годы после, до самого конца. Началось с того, что она помогла мне выбраться из душевного крушения юношеской несчастной любви. Я поняла, что могу ей безгранично доверять во всем, даже в самом сокровенном. Я не пропустила ни одного ее спектакля, для нас всех на курсе она была эталоном высочайшего мастерства. А для меня еще и просто необходимым человеком по жизни. Я в каждый приезд на родину обязательно с ней встречалась, бывала на даче. Вот, кстати, и нынче в августе мы там вокруг картошки разглагольствовали, я шутила, предлагая меня удочерить. Дочка Наталии Васильевны Саша отшучивалась, что я уже давно удочеренная, что со мной все в их семье без политесов. Никогда не забуду один ее говорящий жест из гоголевской «Женитьбы». Когда Агафья Тихоновна берет руку артиста Венгера-Подколёсина и как-то так трогательно, смущенно, безоружно прижимает к своей щеке... И... не поверите! Молнии между ними. Это, невидимое, было видно зрителю, я вам клянусь! Как она это делала? Объяснить невозможно. Таких артистов очень немного. Это секрет. Это нельзя разложить на атомы, вычислить «химический состав». В этом мистическом ремесле всё - тайна. И все-таки оно как-то передается «из рук в руки». Я, кстати, во многом благодаря Королёвой стала театральным педагогом. Когда-то зарекалась: ни за что. Жизнь оказалась мудрее. Наталия Васильевна видела во мне склонность к наставничеству, поддерживала меня в моих первых начинаниях. Потом мы часто с ней обменивались своими учительскими заботами и поисками. Ее место в моей жизни огромно, и ему не будет замены».


Мастер театральной магии

О том, что Королёва обладала тайной, при прощании говорили многие. Она, такая маленькая, умела создать невероятный сценический объем образа. Голос ее, тихий и приглушенный, рождал интонации неотразимой проникающей силы, поразительной точности и убедительности. Она была из тех удивительных лицедеев, что будто бы ничего особенного не делают на сцене, а публика сходит с ума, плачет и смеется без удержу, как ребенок.

«Я всегда восхищалась ее комедийным талантом», - вспоминает заместитель директора Иркутского драмтеатра по маркетингу Ирина Змеенкова. Свою карьеру Ирина Владимировна начинала еще в театральном гардеробе, на студенческой подработке, с 1982 года, она помнит приход Королёвой в труппу, ее самые первые шаги на охлопковских подмостках, а потом и моменты ее безоговорочного триумфа.

«Как она играла партийную чиновницу в ходульной, в общем-то, сатире «О ревуар, товарищи!», - продолжает Ирина Владимировна. - Перетаскивала на себе какой-то неугодный памятник в парке. С ее пионерским ростом и с бешеной упертой энергией! Это было невозможно смешно. Вспоминались хрестоматийные строки про женщин «в русских селеньях», которые и коня, и горящую избу - и коммунизм заодно, а чего там! Когда Королёва играла в комедии, я не сомневалась: спектакль будет иметь успех, на него будут, что называется, валить валом. А для меня лично это будет исполнение всех моих зрительских желаний, ни с чем не сравнимое удовольствие. Какая уморительно прекрасная пара они были с народным артистом Виталием Венгером в «Поминальной молитве»: Голда и Тевье, они много импровизировали, всякий раз отчебучивали что-нибудь новенькое. А Памела Кронки! В этом американском ситкоме Джона Патрика она просто купалась, доводя зал до экстаза. Потому что она знала, как варится этот смачный комический бульон. Я каждый раз ждала нового сюрприза. У меня в памяти навсегда отпечаталась каждая ее роль, ее голос звучит у меня в голове, на пленке моей эмоциональной памяти. Так это было ярко, сочно, индивидуально, неповторимо!»

Эпитеты можно продолжать. Ими изобилуют многочисленные рецензии на ее спектакли, они украшают книги об артистке, они наготове у многолетних поклонников. Искрометная, пронзительная, яростная, живущая! Актриса тонких нюансов и пастельных тонов, глубоких погружений, вдумчивой, кропотливой работы над ролью. Актриса огромного дарования, предельной искренности, редкой интеллектуальной глубины. Ее талант включал в себя богатые сокровища неостывшего сердца, целительную иронию, жизнеутверждающий оптимизм.

Театральный корифей Михаил Семенович Щепкин уверял, что актер должен отказаться от собственной личности, чтобы тем самым выкупить способность надеть то лицо, которое дает ему автор. Наталия Васильевна, думаю я, не согласилась бы с этим. В ее системе ценностей актерская личность обязательно должна опираться на нерушимые константы убеждений и принципов, обогащаться переменными разных, отрицательно и положительно заряженных переживаний, освещаться и освящаться тайными знаками жизненного волшебства. Только цельная личность может, не теряя себя, а, напротив, развивая и вырастая, трансформироваться в другую. Только богатая личность узнает и выразит себя в другом, незнакомом, непохожем образе. Только личность наполненная может щедро, без меры тратить, изливать, излучать свою энергию на других.

В актерских тренингах есть упражнение на лучеиспускание, вполне конкретное, вполне практическое. Лучеиспускание: со сцены - в зал, из мистерии - в жизнь, от сердца артиста - к сердцу пришедшего зрителя. Это и есть магия профессии. Чтобы овладеть ею, надо внутри себя накопить, генерировать это волшебное излучение. Чтобы гипнотизировать, очаровывать нас, надо и самой быть очарованной жизнью, зачарованной театром. Все вспоминают фантастическое сияние пронзительно голубых, васильковых глаз Наталии Васильевны, которые особенно ярко вспыхивали в самые волнующие минуты. И этот свет, как свет потухших звезд, длится еще очень-очень долго и после их угасания. Он продолжает пронизывать неимоверные расстояния, одолевать холод космоса, побеждать немыслимые разделения. Немеркнущий свет таланта. Сделавший жизнь светлее и чище, он всё еще с нами, он всё еще здесь.

 

Фото Анатолия БЫЗОВА и Анастасии ТОКАРСКОЙ

Фотогалерея