Белгород. "...И жизнь, и слезы, и любовь"

Выпуск №4-264/2023, В России

Белгород. "...И жизнь, и слезы, и любовь"

Новый, 88 сезон в Белгородском академическом драматическом театре им. М. Щепкина открылся долгожданной премьерой - спектаклем «Поминальная молитва». Пьеса Григория Горина давно привлекала внимание художественного руководителя БГАДТ заслуженного деятеля искусств РФ Виктора Слободчука. Постановка ее на белгородской сцене - дань памяти наставникам, тем, кто помог мальчишке с городской окраины, родившемуся в военное лихолетье, стать человеком, известным всей театральной России.

К драматургии Горина щепкинцы обращаются не впервые - спектакли «Королевские игры», «...Забыть Герострата!» не один сезон собирали полные залы. Свою самую известную пьесу, «Поминальную молитву», Горин написал в 1987 году по мотивам повести в письмах «Тевье-молочник» классика еврейской литературы Шолом-Алейхема. Сегодня в длинном ряду театральных и киноверсий повести о бедном молочнике есть немало интересных интерпретаций. Речь не только о «Поминальной молитве» Марка Захарова в «Ленкоме» (1989). Это и оскароносный бродвейский мюзикл «Скрипач на крыше» (1971), и телеспектакль Сергея Евлахишвили «Тевье-молочник» с Михаилом Ульяновым в главной роли (1985), и постановка НАДТ им. И. Франко с Богданом Ступкой (1989), и фильм «Мир вашему дому!» Владимира Лерта с Евгением Князевым (2017) и целый ряд других...

«Поминальная молитва» Белгородского драматического театра может претендовать на достойное место в этом списке. Для заслуженного деятеля искусств Республики Крым режиссера Юрия Маковского это четвертый спектакль на щепкинской сцене. «Я счастлив, что судьба свела меня с этим материалом, этим автором и с труппой Белгородского театра», - говорит Юрий Владимирович. Счастье - взаимное. Каждая постановка Маковского - будь то «Кабала святош (Мольер)» М. Булгакова, «Идеальный муж» О. Уайльда или «Совершившая чудо» У. Гибсона - это, без преувеличения, праздник для всех ценителей настоящего искусства.

Миссия театра - говорить о глубоком и значимом, считает худрук БГАДТ Виктор Слободчук. И такой разговор со зрителем, затронувший самые сокровенные струны души, состоялся в день премьеры «Поминальной молитвы». На сцене - неказистые серые домишки с подслеповатыми окнами. В оформлении, предложенном Натальей Лось, художником, приглашенным из Севастопольского русского драматического театра им. А. Луначарского, не случайно преобладают приглушенные тона. В истории семьи бедняка Тевье, как в зеркале, отражаются сложные психологические, социальные, философские проблемы века: отношения отцов и детей, религиозные разногласия, межнациональная разобщнность...

Приступая к репетициям «Поминальной молитвы», Юрий Маковский заметил: «Без мощных артистов такой материал не поднять». К счастью, в белгородской труппе недостатка в ярких актерах нет. Стержневая роль в этой многолюдной постановке - Тевье, «русский человек еврейского происхождения иудейского вероисповедания». В поте лица добывает он хлеб насущный и «из последних сил тащит свой воз» - пушкинская «телега жизни» обретает зримые черты. Эту непростую роль режиссер доверил Дмитрию Евграфову. «Разноплановый актер, разносторонний, думающий», - так отозвался Юрий Маковский об одном из ведущих артистов Белгородской драмы.

Тевье, человек пытливого ума, постоянно обращается к Богу, пытаясь найти ответы на вопросы, которые не дают ему покоя. А Всевышний словно испытывает его, и нет конца бедам и напастям. Пожалуй, прав Дмитрий Евграфов, сравнивая своего героя с библейским Иовом. Рушатся вековые устои, казавшиеся незыблемыми. От отчаяния Тевье спасает природное чувство юмора и любовь - к жене, дочерям.

Героиня народной артистки РФ Марины Русаковой вызывает симпатию с первых минут. Голда - верная спутница Тевье, мудрая женщина, хранительница домашнего очага. Не случайно драматург наделил ее даром целительницы. Предсмертный монолог Голды в исполнении Марины Русаковой поднимает этот образ - символ материнской жертвенности - до шекспировских высот. Во имя продолжения жизни, рождения внучки, она отдает последнее - свою душу. В эти мгновения зрительный зал замирает, внимая каждому слову.

Интересный образ русского соседа, плотника Степана, создал Андрей Терехов. В душе его - боль, скрытая от чужих глаз. Всю жизнь он любит Голду, но не женился на ней. Не решился нарушить установленное: «Каждый своей веры держаться должен». Драматична история дочерей Тевье. Молодежь отказывается следовать ветхозаветным традициям и выбирает свою дорогу в жизни. Цейтл (Нина Кранцевич) предпочитает богатому жениху бедного портного Мотла (Роман Рощин). Годл (Анастасия Замараева), подобно женам декабристов, отправляется со своим избранником, студентом-революционером Перчиком (Илья Васильев), к месту его ссылки, в Сибирь. Хава (Наталья Ткаченко) выходит замуж за писаря Федора (Александр Кузин), приняв православие.

Выразительна работа заслуженного артиста РФ Ивана Кириллова, сыгравшего благообразного деревенского батюшку. Колоритен еврейский ребе (Сергей Денисов), призывающий единоверцев к согласию. Мудрые пастыри, но жизнь ставит такие вопросы, на которые и они не всегда могут дать ответы, устраивающие всех. Неожиданным получился в спектакле образ мясника Лейзера-Волфа в исполнении главного режиссера БГАДТ, заслуженного артиста РФ Виталия Бгавина. В повести Шолом-Алейхема вдовец - не слишком привлекательный персонаж: старый, необразованный лавочник, богатый, но скупой. Горин смягчил краски, хотя солидный возраст мясника все же озадачивает родителей девушки, к которой тот сватается. В подаче Виталия Бгавина Лейзер превратился в довольно моложавого мужчину приятной наружности. К тому же он так великодушен и щедр по отношению к отвергнувшей его невесте и ее жениху - благородный человек! А в сцене прощания герой Бгавина покорил публику окончательно. Роль Менахема, незадачливого прожектера, родственника Тевье, выпала, как легко можно было догадаться, Андрею Манохину. Комическое - его стихия. Актера неудержимо влечет буффонада.

Как проницательно заметил в прологе Тевье, «вера у людей может быть разная, а власть - одна!» Урядник Григория Горина, что называется, «ломает стереотипы». Ожидаешь увидеть этакого держиморду в духе Гоголя или Салтыкова-Щедрина. Но нет. Не пропил урядник совесть. Сочувствует он анатовским евреям, предупреждает о готовящемся погроме. Да только скован циркуляром с орлом двуглавым. Этого несколько идеализированного драматургом, режиссером и артистом представителя местной власти играет Владимир Кубриков. Примечательно, что «его благородие» говорит на суржике, со следами украинской «мовы». Отголоски ее можно услышать и в речи самого Тевье и других действующих лиц. Ну а уж зрителям приграничной Белгородчины суржик понятен без перевода.

Комическое в «Поминальной молитве» переплетено с драматическим, а временами и трагическим. Сцена погрома во время свадьбы старшей дочери Тевье. Звон разбитого стекла, мужики с кольями, багровые отсветы. Появляется белокурая барышня городского вида (Анна Лего), похожая на курсистку: черная шляпка, белая блуза, черные перчатки. От имени «истинных патриотов России» она выкрикивает угрозы в адрес евреев. И в этот момент задумываешься: как могла эта девушка оказаться в рядах черносотенцев? И почему именно ей драматург отвел зловещую роль провокатора?.. Режиссер щадит публику, избегая кровавых подробностей, как, к примеру, это было в постановке Марка Захарова в «Ленкоме». Непроглядная тьма опускается на Анатовку, накрывая вместе с ней и зрительный зал.

Но на этом испытания главного героя не заканчиваются. Всех евреев выселяют из Анатовки за «черту оседлости». Тевье становится изгнанником, скитальцем, лишенным крова. Больно покидать места, где родился, тяжело оставлять могилы предков... Дуб, посаженный еще отцом Тевье, должен был стать одним из ключевых символов спектакля. Но почему-то контуры его едва различимы на сцене.

Каждая роль в постановке, даже самая маленькая, - значима. Вот запела скрипка в руках юного Йоселе, и это придает особую трогательность моменту примирения Тевье с дочерью-вероотступницей. В роли музыканта дебютировал Роман Ермаков, ученик Детской школы искусств № 1. А под самый занавес на сцену выходит, с трудом передвигаясь, мама Менахема. Милую, беспомощную старушку из Бердичева, в мехах и буклях, плохо понимающую, что происходит, играет заслуженная артистка РФ Ирина Драпкина. Если до этого в зале был смех, были слезы, то в этом эпизоде - смех сквозь слезы. Жизнь продолжается!

В спектакль органично введены народные мелодии (музыкальное оформление - заслуженный работник культуры РФ Руслан Родионов). Актеры вместе с балетмейстером Александром Малаховым зажигательно исполняют еврейские танцы - так, что и зрителям в душевном порыве хочется пуститься в пляс. В национальных традициях выполнены костюмы действующих лиц. Но при этом спектакль выходит за рамки этнографического. Он не только о местечковых евреях, их полной лишений истории, быте и традициях. Это притча, созвучная нашему времени, обращенная к сердцу каждого. «Поминальная молитва» щепкинцев взывает о сочувствии и сострадании, о человеческом братстве, о любви, побеждающей вражду.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея