Евпатория. Терапия театром

Выпуск №4-264/2023, В России

Евпатория. Терапия театром

Крымский Государственный театр юного зрителя представил первую терапевтическую сказку для самых маленьких. Сказкотерапия возникла в качестве направления психотерапии в конце 1990-х. За сравнительно недолгий срок она зарекомендовала себя как эффективный метод работы с детьми. При помощи специальных сказок можно решить широкий спектр проблем, а ее сценическое воплощение только усиливает терапевтический эффект.

Спектакль «Принцесса, рыцарь и дракон» был создан супругами, заслуженными деятелями искусств Крыма Андреем и Анастасией Пермяковыми. Пьесу написал художественный руководитель Крымского ТЮЗа Андрей Пермяков, режиссером выступила Анастасия Пермякова. Идея создания терапевтической сказки возникла, когда их сыну было два с половиной года. В моменты капризов, непониманий и страхов родители читали сыну сказки, которые помогали учиться преодолевать различные трудности. Тогда и решили поделиться полезным опытом со зрителем.

Обсуждая будущую пьесу, театральная семья определила, что героями будут персонажи, которых еще не было в Крымском ТЮЗе. Дракон возник из интереса детей к динозаврам, Принцесса и Рыцарь - тоже культовые персонажи. Каждый из трех героев пьесы наделен определенными качествами: Принцесса капризна, Рыцарь ленив, а Дракон труслив. Но объединившись, они смогут побороть свои недостатки.

Спектакль начинается с того, что артисты, переодетые в фирменную одежду работников театра, встречают гостей у входа в зал. Звучит третий звонок, но кулисы не открываются, на сцене ничего не происходит. Еще несколько звонков, но все по-прежнему тихо, а зрителям объясняют, что артистов нет. Решение приходит спонтанно - придумать и разыграть спектакль самостоятельно, сходу сочиняя сюжеты.

Перед зрителями предстает волшебный замок, в котором живет Король-отец (Дмитрий Шершов, Роман Рыжов) и Принцесса (Мария Шенфельд, Дарья Пушина). Эта сцена задумывалась для того, чтобы и родители смогли посмотреть на себя со стороны. Король, устав от капризов Принцессы, принимает решение выдать ее замуж, но вместо богатого и прекрасного принца получает в кандидаты смешного и нелепого европейского гостя. Говорящий по-немецки принц (Сергей Новиков, Владимир Миллер) рассказывает, что заберет ее в далекую холодную страну, чем вызывает еще больший шквал негодований, слезы и крики. Не выдержав капризов невесты, жених убегает, и тогда отец начинает придумывать, как справиться с Принцессой самостоятельно. Создатели спектакля показали, как в игровой форме можно указать ребенку на выход из ситуации. Король придумывает увлекательную беседу, но говорит он с дочкой не от своего имени. Волшебный месяц рассказывает капризной девочке, как добиться своего без слез и истерик. Счастливая Принцесса тут же применяет на практике новые знания.

Игровая природа спектакля гармонично сочетается с яркими образами и декорациями. Художник-постановщик Ольга Долгова все продумала до малейших деталей. Каждая сцена - смена декораций и костюмов, которая происходит очень легко и непринужденно. Ни одна история не выбивается из сказки, а плавно перетекает в другую, создавая непрерывную нить сюжета.

Вторая часть спектакля посвящена победе над ленью. Ленивого Рыцаря (Дмитрий Шершов, Роман Рыжов) вызывает на дуэль внезапно появившийся Лентяйчик (Сергей Новиков, Владимир Миллер), который подшучивает над ним. Лошадь Рыцаря (Мария Шенфельд, Дарья Пушина) произносит важную фразу: «Теперь, всё! Лень тебя победит!» и тем самым рождает спортивный запал. Рыцарь начинает активно готовиться к дуэли с Лентяйчиком и в итоге обнаруживает, что уже победил свою лень, а потом вместе со своей верной Лошадью отправляется к Принцессе.

Третий эпизод повествует о том, что бояться - это нормально, а быть добрым - хорошо. Главный герой эпизода Дракон Кеша (Сергей Новиков, Владимир Миллер) пугается каждого шороха. К нему в пещеру приезжает бабушка с «Кодексом Драконов» и вареньем для храбрости. Кодекс гласит, что каждый Дракон обязан украсть Принцессу, и Кеша решает: вместе с «храбрым вареньем» ему под силу это сделать. Увидев Принцессу, похититель обнаруживает, что уже всё съел, и ему становится очень страшно. В итоге именно Принцесса помогает Дракону понять, что доброта - это замечательно, а бояться совсем не стыдно. Свою лепту внесет и Рыцарь, который успевает вовремя появиться в пещере, чтобы вызволить Принцессу. Но героев ждет новое открытие: чтобы победить свои слабости не нужно никакое волшебное варенье.

Спектакль «Принцесса, рыцарь и дракон» сопровождается веселыми, мелодичными и очень «прилипчивыми» песнями, которые написал Андрей Пермяков совместно с композитором, аранжировщиком Павлом Гавроновым. Музыкальный, игровой, с юмором и яркими костюмами спектакль интересен не только юным зрителям. Папы и мамы, бабушки и дедушки увлекаются просмотром с неменьшим азартом, долго цитируя потом сказочных героев. Многие реплики становятся «крылатыми фразами» буквально сразу. Дети легко распознают давление и фальшь, поэтому задачи, поставленные режиссером Анастасией Пермяковой - не поучать и назидать, а рассказывать истории, привлекая зрителя нетривиальностью сюжета, искренностью «условного» театра, живостью характеров. И, надо сказать, эта задача выполняется с большим успехом. Ребенку по природе свойственна игра, они верят в нее и играют с большим удовольствием. А Крымский ТЮЗ в очередной раз подтверждает статус «живого театра детской радости».

Фото предоставлены театром

Фотогалерея