Было, есть и будет / III Международный фестиваль детских камерных театров «Волшебный фонарик» (Санкт-Петербург)

Выпуск №4-264/2023, Фестивали

Было, есть и будет / III Международный фестиваль детских камерных театров «Волшебный фонарик» (Санкт-Петербург)

«Современные дети совсем другие» - то и дело слышим мы, обсуждая спектакли для детей. По сути - банальность, по факту - ничего не дает для понимания проблемы (если таковая действительно существует). Театральные залы никогда не заполнялись какой-то однородной группой с унифицированным восприятием, к маленькому и юному зрителю это относится в равной мере. Разумеется, культурный код ребенка, к сердцу которого искали пути великие новаторы эпохи Наталии Сац и Александра Брянцева, был в какой-то мере иным, чем у нашего современника. Но и столетие назад, и сейчас в театральном зале можно увидеть отчаянно шалящих, трепетно внимающих, откровенно скучающих и активно реагирующих... При огромном разнообразии форм и жанров, на любом спектакле могут присутствовать все перечисленные типажи и темпераменты. Наверное, просмотр фестивальной программы «детских» спектаклей - лучший способ в этом убедиться, и «Волшебный фонарик» в петербургском театре «У Нарвских ворот» предоставил такую возможность уже в третий раз.

Программу составили всего девять названий, но скромный масштаб не помешал максимальному стилевому и жанровому разнообразию: народная сказка и литературная классика, куклы и танец, поэзия, шутка и драматизм. Петербуржцы познакомились с новыми театрами и сюжетами, увидели оригинальные версии знакомых сказок. Нет сомнения, что каждая из этих встреч может стать полезным опытом и для тех, кто в зале, и для тех, кто на сцене. Особенно, если последние знают об адресате своего высказывания хотя бы немного больше, чем рекомендательную цифру от «0+» до «6+» и не слишком стараются спрятаться от него за «четвертую стену».

Создатели спектаклей «Солнечный денек» (режиссер Наталья Ступина, драматический театр «Стрела», г. Жуковский, Московская область) и «Рожки да ножки» (режиссер Мария Домбровская, Государственный театр кукол им. В.С. Былкова, Ростов-на-Дону) убеждены: для зрителя «0+» необходима «детсадовская» эстетика, с костюмами в стиле детского утренника или с «мультяшными» куклами. В первом случае попытку рассказать без слов несколько историй из жизни насекомых, резвящихся на обрамленной гигантскими ромашками полянке, сложно признать вполне успешной. И потому, что персонажи не всегда узнаваемы (вряд ли двухлетний театрал сможет разобраться, что за существа катают шарики по сцене, и распознать в них не каждому взрослому знакомых жуков), и потому что, увы, не блестяще артисты справляются с новыми для них пластическими задачами (инстинктивно пытаясь «добрать» избыточной мимикой не очень точно сформулированное движение), и потому что многие потенциально эффектные трюковые моменты остаются за рамками действия (как, например, превращение из гусеницы в бабочку). Один из главных законов удачного пластического спектакля - его точно выстроенный и выдержанный ритм, опирающийся на продуманную драматургическую конструкцию. К сожалению, представление оказалось максимально неритмичным, внимание зала было довольно быстро потеряно, и только очень эффектный финал, где появились светлячки с фонариками, благополучно скрасил общее впечатление. Наверняка, опыт работы в таком жанре полезен для драматических актеров. Остается лишь надеяться, что он станет поводом для дальнейшего размышления и творческого роста коллектива.

Кукольники из Ростова-на-Дону работали на хорошо знакомой для себя территории и почти хрестоматийную пьесу М. Супонина разыграли азартно, ритмично, интерактивно. «Мультяшный» стиль оформления спектакля (художник-постановщик Андрей Братаев) не помешал артистам сделать живыми и обаятельными главных кукольных героев, похожих на мягкие игрушки планшетных Волка и Козлика. Нельзя не отметить и свободное, доверительное, хотя и не слишком содержательное, общение со зрителем в интерактиве (как ни странно, это до сих пор удается далеко не всем). Но лауреатский диплом достался Елене Кушнаренко «за работу актрисы в спектакле с куклами» заслуженно, потому что именно кукольному Козлику дети наиболее активно сопереживали, искренне вовлекаясь в действие.

Вроде бы, выразительные возможности театральной куклы в умелых талантливых руках, ее способность захватить и удержать внимание современного зрителя («не такого», как его бабушки и прабабушки) демонстрируются многократно и повсеместно. Но постановщики, используя средства театра кукол, зачастую не делают их главными, отдавая приоритет «живому плану» (который исторически появился и существовал, как вспомогательный). Так случилось в спектакле «Мальчик-с-пальчик» (режиссер Павел Акинин, Смоленский областной театр кукол им. Д.И. Светильникова), где фрау Гензель и фрау Гретель (Татьяна Ковалева, Ирина Мезенева) рассказывают «страшную-престрашную сказку», а куклы служат скорее реквизитом, чем играющими персонажами. Нельзя не признать, чрезвычайно эффектно придуманы огромные головы-маски Дровосека, Людоеда и их жен (художник Светлана Долгина) - на контрасте с масштабом кукол-мальчишек они способны в нужный момент произвести прямо жуткое впечатление! Но, к сожалению, последние на протяжении действия остаются декоративными (за исключением редких моментов, когда декорация используется как ширма). Да и трюковый потенциал сказочного сюжета остается по большей части не реализованным (как, например, бегство в семимильных сапогах, которое лишь формально обозначено - а могло бы быть впечатляющим эпизодом, что непременно оценили бы юные зрители). В результате сверхзадача пьесы Николая Шувалова (чтобы дети, послушав и посмотрев страшную сказку, становились храбрыми) воплощается преимущественно не в «искусстве играющих кукол», а в диалогах безусловно обаятельных актрис.

«Маленький принц» Экзюпери (режиссер и автор инсценировки Яна Тумина, художник по куклам и объектам Кира Камалидинова, художник-постановщик Юрий Сучков), представленный хозяевами фестиваля, «сочетает в себе драматический, инженерный, кукольный и визуальный театр». Спектакль живет в репертуаре уже не первый год, но фестивальный зритель увидел обновленную версию с замечательным лиричным Михаилом Самочко в роли Автора. Куклы и здесь уступили главенство визуальным эффектам (видеопроекция в разнообразных вариантах, изобретательные трансформации камерного игрового пространства, богатая световая партитура) и актерскому ансамблю (все четверо - Автор, Художник, Роза, Взрослый - харизматичны, точны, успешно справляются с множеством «инженерных» манипуляций и драматических задач). Спектакль густо населен объектами (ретро-проигрыватель с крутящейся пластинкой и прикрепленным к ней самолетиком, астероиды-домики, тени, фактуры, дым, лазер и т.д.), а крошечные куколки Принц и Лис принципиально лишены игровых возможностей. Драматургия спектакля прихотливо играет со словами и мотивами произведения, организована в принципах этакого «сценического верлибра» с непростыми ассоциативно-поэтическими связями, в которых развитие отношений героев прослеживается порой с трудом, а действие явно дробится на череду перформативных эпизодов. Можно сказать, что лишь одному персонажу такая режиссерская конструкция позволяет существовать последовательно и логично: Взрослый в исполнении Антона Хатеева (ему достался диплом лауреата в номинации «Лучшая работа актера») - антагонист, первые реплики подающий прямо из зала, затем буквально вторгающийся в сценическую историю, преображаясь в Короля, Дельца, Пьяницу, Фонарщика. Насколько способен сопереживать именно таким героям зритель рекомендованной категории «6+», сказать сложно, но постоянная смена впечатляющих «картинок» и струящийся лазерный «занавес» в финале (дипломом «Лучшая работа художника по свету» награжден Андрей Антоненко) получают заслуженную долю внимания и аплодисментов.

Впечатляющее исключение из правила «куклы в приложение к актерам» продемонстрировали «Влюбленные бабочки» (режиссер-постановщик Амела Вученович, ассистент режиссера Чжан Линфэн, факультет театра кукол РГИСИ). Благодаря участию этого спектакля в программе «Волшебного фонарика», зрители получили редкий шанс познакомиться с традиционной формой китайского театра кукол, где повествование (и от автора, и от героев) ведет темпераментный музыкант-рассказчик. Старинную легенду о китайских Ромео и Джульетте, которые не смогли воссоединиться в земной жизни, показали теневые марионетки на экране, посмертное воплощение влюбленных в прекрасных бабочек - тростевые куклы на ширме. А в прологе, пока зрители рассаживались по местам, тростевые куклы рисовали бабочек тушью на большом листе бумаги! Сложнейшие техники исполнения, ведущие свою историю из глубокой древности, яркая экзотическая эстетика, оригинальная мелодика языка (рассказ ведется на китайском, а его содержание кратко изложено в программке), гармоничное сочетание иронии и трагизма в одном сюжете - все это не могло не очаровать зрителя (современного зрителя, sic!), очень воодушевленно воспринявшего «Влюбленных бабочек». Надо сказать, что зал заполнила публика разновозрастная, преимущественно намного старше рекомендованных «6+» (что вполне обоснованно, ибо театр кукол издревле не был адресован детям). Но, тем не менее, дипломы «Лучшая работа режиссера в спектакле театра кукол» и «Лучший ансамбль в спектакле театра кукол» достались именно этому спектаклю, как доказательство вневременной ценности сценического мастерства и художественной целостности произведения любого вида искусства.

Иного рода попытку воплотить на театральной сцене давно минувшую, хотя и не такую далекую эпоху, показал Тверской театр юного зрителя в спектакле «Журавль и цапля» (режиссер Мария Павловская, художник Михаил Мисуно). Одноименную сказку из собрания Владимира Даля решили стилизовать «под немое кино». Заявка вполне любопытная, ведь острые линии и смелые краски конструктивизма 1920-1930-х - материал с богатейшими выразительными возможностями. А если среди целей спектакля - знакомство юного зрителя с одной из славных страниц отечественной культуры, с эстетикой произведений, получивших поистине всемирное признание, то постановку можно только приветствовать. Тем более, что в аннотации обещана «брехтовская манера» и «полноценное участие» зрителя в действии, а первые «кадры» в исполнении дуэта пластичных молодых артистов этим обещаниям вроде бы отвечали. Но... Изысканный черно-белый колорит, выразительный кинематографичный свет, очаровательный винтажный реквизит и добросовестные усилия актерского дуэта оказались направленными преимущественно к самовыражению. А настоящего театрального диалога с залом «6+», заведомо не искушенным в творческих перипетиях тех далеких времен, когда в кино существовали лишь два цвета, а слова присутствовали лишь в виде титров, не получилось.

Полную противоположность продемонстрировал Государственный республиканский абазинский драматический театр (Карачаево-Черкесская республика) в спектакле «Все мыши любят сыр» (режиссер-постановщик Эльдар Агачев, художник Марат Бегеулов). Пьесу Дюлы Урбана сыграли в максимально лаконично оформленном пространстве: всего лишь ярко-желтая головка сыра с круглыми дырками (декорация, ширма и сценический задник в едином образе). Нет нужды пересказывать общеизвестный сюжет о злоключениях хвостатых Ромео и Джульетты из враждующих кланов серых и белых мышей, для образов которых в спектакле были найдены и пластические, и голосовые, и музыкальные характеристики. Здесь не было богатых постановочных эффектов, модной перформативности или шумного интерактива, но современная (!) юная публика вполне внимательно сопереживала серому Шоме и белой Фружи, которым, вплоть до счастливого финала, все никак не удавалось разучить и станцевать ирландскую джигу. Справедливости ради, исполнителям порой не хватало «столичного» лоска, что они успешно компенсировали на редкость органичным, наивно-добродушным шармом. Такие незаменимые для работы в «детском» театре качества, как искренность существования, вера в предлагаемые обстоятельства и доверительное отношение к зрителю по заслугам отмечены дипломом «Лучший актерский ансамбль в драматическом театре».

«Муха-цокотуха. Страна Вообразилия» (по мотивам сказок Корнея Чуковского и Самуила Маршака, режиссер Григорий Рысин, художник Юлия Ковалева) Донецкого республиканского академического молодежного театра стояла в программе особняком. Обладатели Гран-при прошлогоднего «Волшебного фонарика» на этот раз привезли в Санкт-Петербург интермедию, которую они играют в театральном фойе. Этот особый жанр, ироничный и афористичный, вроде бы не «академический», но в театре для детей неизбежный, наверное, мог бы стать темой для отдельного фестиваля (если кто-нибудь решится организовать подобную программу - дарим идею). А мы в этот раз просто смогли заново убедиться в темпераментной музыкальности донецких артистов, их умении и желании работать для детей.

«Лучшим спектаклем фестиваля» признали «Колобок» Смоленского камерного театра (режиссер Андрей Аббасов, художник Людмила Пономарёва). Постановку смело можно назвать экспериментальной: основой для нее стала запись от сказительницы Валентины Филькиной (родившейся в 1924 году), сделанная в Смоленской области в 2000-м. Традиционный сюжет в безусловно авторском ракурсе (о зазнайке-Колобке, решившем соперничать в певческом искусстве с птахой-Жаворонкой) здесь переплетается с «припевками на сказку» и куплетами из мультфильмов, сермяжно-лоскутные фактуры декораций служат фоном для весьма стильных костюмов, а незатейливые интерактивные игры логично вписаны в структуру «кумулятивной» сказки. Единственное, что можно было бы поставить в упрек спектаклю-лауреату - это некоторый «перебор» в плане громкости (что нередко случается, если артисты привыкли играть на более обширный зал). Но несомненные достоинства - стилевая и драматургическая целостность, постановочная изобретательность и выдержанный темпоритм безусловно превалировали в фестивальном показе. Приемы фольклорного-скоморошного театра с игровым зачином, с ложками и трещотками, с распределением-представлением в открытую героев сказки, с элементами местного говора (напоминающего о близости Смоленщины к белорусским землям) охотно и увлеченно были восприняты зрителями. А заглавного героя в исполнении Александра Иванова - круглоголового и круглоглазого, с нарисованными красными щёчками, обаятельного и подвижного (хоть вприсядку, хоть кувырком!) по заслугам отметили лауреатским дипломом «Лучшая работа актера».

Еще одна актерская работа была вознаграждена специальным призом жюри - замечательный клоун-ведущий Артем Белозеров, артист театра «У Нарвских ворот». Его репризы-преамбулы к каждому спектаклю не просто помогали «собрать» внимание зала, более того, стали поистине «фирменной» частью фестивальной программы, которую с восторгом приветствовали и юные зрители, и взрослые коллеги-артисты. Клоунада - еще один вид сценического творчества, имеющий длинную историю и не потерявший актуальности в XXI веке, как показал нынешний «Волшебный фонарик».

Для театрального мастерства и волшебства нет времени. Если создателям спектаклей по-настоящему интересен зритель, если они хорошо его знают и умеют с ним общаться, то он непременно по достоинству оценит адресованное ему высказывание. Так было сто лет назад, так происходит и сейчас.

 

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея