Она звалась Татьяной / "Космос" в Театре им.А.С.Пушкина

Выпуск №4-264/2023, Премьеры Москвы

Она звалась Татьяной / "Космос" в Театре им.А.С.Пушкина

Премьерой спектакля «Космос» Московский драматический театр им. А.С. Пушкина открылся после ремонта. Это третья работа Игоря Теплова в качестве режиссера на родной сцене, на которой он прежде прославился как актер. Теплов обратился к новой пьесе Алексея Житковского, уловив тонкие грани «поэтики быта», умело пользуясь разными жанрами - от комедии в первом акте, когда зрители погружаются в незатейливые будни и чаяния жителей провинциального городка Бугульма, до подлинной трагедии космического одиночества в финале спектакля. Современная драматургия таит в себе немало подводных камней, но молодому режиссеру удалось воплотить простую и важную идею пьесы: конфликт между сном и реальностью, между наивными фантазиями и прозаической жизнью вокруг не может устареть или исчезнуть, а любая иллюзия одновременно является и спасительной, и разрушительной для человека силой.

Художник Ольга Кузнецова четко обозначила главные символические координаты: в левом углу сцены водружен гигантский глобус с пробоиной посередине, служащий площадкой для выступлений местной рок-группы, дверью в кабинет английского языка и экраном, из которого вещают то Микки Рурк, то покойный муж героини, погибший двадцать лет назад в «горячей» точке, то герой-космонавт из ее снов. Как бы ни была прекрасна и необъятна наша планета, в одной конкретно взятой Бугульме жизнь скукожилась до непростительно ничтожной точки, невидимой с борта космического корабля. Середину сцены занимают перевернутые парты - одновременно - могилы на кладбище, на котором похоронены едва ли не все мальчишки-одноклассники Татьяны Викторовны (кроме, разумеется, выбившегося в люди космонавта), бесславно окончившие свой земной путь алкоголики и наркоманы всех мастей родом из 90-х. Пробираясь через могилы в дождь и слякоть на очередную годовщину нелюбимого мужа (но традицию нарушать нельзя!), она читает нотации сыну, мечтающему о славе музыканта, привычно подавляя в нем всякую инициативу прожить свою жизнь по-другому и, может быть, даже счастливо. Кладбище с печальной закономерностью трансформируется в класс, где Татьяна Викторовна, вооружившись мелом, выводит на доске название «топика», с которого неизменно начинается погружение в мир иностранного языка ̶ «my family». Раздражается и чуть что срывается на крик: «look into my eyes, я сказала!», а великовозрастным оболтусам ничего не остается, кроме как подчиниться и досидеть тихо до звонка, только чтобы не успели спросить. Так и проходят день за днем.

Правая же часть сцены всецело отдана на откуп самой Татьяне Викторовне, где она предается самым фантастическим мечтам, становится слабой, уязвимой и по-своему трогательной. Квартира Гизатуллиной - оплот убогой и неизменной обыденности. Здесь по-прежнему висит советский расписной ковер, выцветший портрет покойного мужа, как выяснилось, законченного абьюзера, стоит красный диван, на котором она коротает одинокие вечера, торшер, старенький телевизор - из него она узнает новости о скором приезде космонавта, а заодно - в тысячный раз пересматривает «Девять с половиной недель» с любимым Джонни. Ему-то ничего не надо объяснять, с ним так хорошо «поговорить» по душам, пусть и на ломаном английском.

Преображенная почти до неузнаваемости короткой прической, очками-лупами, блузкой с бантом, юбкой миди, теплым кардиганом, Виктория Исакова купается в гротескном архетипическом образе вечно взвинченной, угловатой, измученной житейскими проблемами, уставшей на постылой работе учительницы английского языка. В свои сорок два Татьяна Викторовна рано постарела, «зашила» себя в футляр - оттого и личной жизни нет, и профессиональная не сложилась, она так и не получила высшего образования, вернулась в Бугульму в ту же школу, в которой училась, а куда ей еще податься? Да и по-английски она изъясняется с узнаваемым акцентом, а за скудостью словарного запаса то и дело вставляет русские словечки, множа комический эффект. Все равно этот английский никому никогда не пригодится! Конфликт со взрослым сыном Андреем (Антон Гращенков) постепенно доходит до точки кипения. Учиться и работать он не желает, тащить все на своих плечах приходится ей. А у других разве не так? Жизнь течет монотонно, предсказуемо, в общем, нормально.

Сплоченный педагогический коллектив состоит из весьма примечательных коллег: дотошно выполняющего установки, спущенные сверху, директора школы и любителя крепкого зеленого чая Эдуарда Владимировича (Сергей Ланбамин), старательной учительницы музыки, красноволосой Надежды Марковны (Ирина Бякова), да грубоватого молчаливого физрука Гургена (Сергей Миллер), давно влюбленного в Татьяну Викторовну. Им и предстоит организовать торжественный прием бугульминца и одноклассника Гизатуллиной, ботаника, объекта травли и унижений в прошлом, а ныне - Героя России и местных новостей космонавта Сергея Лысова, который спустя годы решил совершить ностальгическое турне по дорогим сердцу местам. Чем и вызвал всеобщий переполох - канун 12 апреля, а, как всегда, ничего не готово.

Татьяна Викторовна, следуя примеру других романтических героинь, погружается в сладостные воспоминания, и внезапно вместо Микки Рурка ей привиделся сам Сережа в виде огромного, спустившегося прямиком к ней на диван пустого скафандра. А с ним закружились и макеты планет, и Спутник, и даже космическая пыль. Всё к ее ногам, и так хочется поверить, что она - его единственная настоящая любовь, а он - ее, что счастливое воссоединение произойдет, Лысов увезет размечтавшуюся Татьяну Викторовну с собой, и жизнь начисто вот-вот осуществится. Поклонение перед новоявленным кумиром доходит до фарса - в школе образуется стихийный музей драгоценных реликвий, связанных с космонавтом, будь то кусочек чешского карандаша, подаренного Сережей любимой однокласснице Тане, где-то найденная лыжа - пример его недюжинных спортивных рекордов, и даже уничтоженное временем сердечко под той самой партой, которое (не беда) можно нарисовать снова. Татьяна Викторовна заметно добреет, преображается, расцветает, щеголяет в нарядном платье и на высоких каблуках. Встреча не за горами, а их диванные беседы с каждым разом становятся всё многозначительнее.

Но столкновение с реальностью неизбежно произойдет и оставит после себя зияющую черную дыру: подружка, охочая до выпивки и закусок, кассирша в ЖЭУ Гуля (Наталья Корогодова) посмеется над фантазиями Татьяны и даже обвинит ее в адюльтере, а благодаря местному телевидению история любви Татьяны Викторовны и вовсе разлетится по всему городу. Даже покойный муж героини начнет третировать ее навязчивым появлением и обструкцией - душа Татьяны Викторовны раздирается между заветным «хочу» и привычным «надо». Физиономия благоверного заслоняет планету, а диван превращается, словно в фильме ужасов, в могилу с грудой увядших цветов. Герой так и не приедет, его вызвали в Звездный городок готовиться к новому полету. Опозоренная учительница, видимо, навсегда разуверилась в возможности личного счастья, отказала Гургену, который слишком настойчиво и бескомпромиссно приглашал ее перебраться с ним в Краснодар. Она вынуждена была расстаться не только с иллюзиями, но и с сыном - нет, он не поедет учиться на летчика-космонавта как рыцарь из ее грез, а отправится на службу в армию, точь-в-точь, как отец.

Будущее Андрея, все же помирившегося с матерью, остается открытым: станет ли он когда-нибудь рок-звездой, или огрубеет, и, когда вернется из армии, примет здешние правила игры. Но вернется ли? Ученица Нина (Татьяна Романова) расскажет Татьяне Викторовне тему про свою «идеальную» семью, утаив, что регулярно получает от отца обидные тумаки. Девочка так же живет заблуждениями. Подражая учительнице, она твердо решила, что будет обучать школьников английскому. А, значит, известный жизненный сценарий может повториться.

И только первоклассник Миша Щербинин (Сергей Зырянов/Владимир Мигиров) готовится к концерту в честь приезда космонавта Сергея Лысова искренне, не на показ. Наряженный в скафандр, он вдохновенно поет «Заправлены в планшеты космические карты». Кто знает, может, он и вправду станет победителем вокального конкурса в Москве, что ему пророчит Надежда Марковна, оставит свои следы «на пыльных тропинках далеких планет», или же просто состоится, как честный и любящий человек. В последнем, подчас, больше героизма, чем в самых отважных подвигах.

Спектакль Игоря Теплова говорит со зрителями о невозможности улететь надолго с планеты Земля, даже для покорения галактик, о бесплотности мечты без поступка и пошлости жизни без мечты, о трагической недолюбленности и непонятости человека. Как у Евгения Евтушенко: «Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы - как истории планет. У каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на нее».

 

Фото Геворга АРУТЮНЯНА предоставлены театром

Фотогалерея