Синдром безволия порождает лузеров / "Наташа" в Театре Наций

Выпуск №4-264/2023, Премьеры Москвы

Синдром безволия порождает лузеров / "Наташа" в Театре Наций

В Театре Наций состоялась премьера по пьесе Марины Крапивиной «Наташа», сотканной из чеховских ассоциаций, теней НКВД и отдельно взятых креативных эгоистов, думающих, что у них всё впереди и таким образом игнорирующих действительность.

На первый взгляд, в огромной московский квартире, заполненной антиквариатом и книгами, лежащими где попало и даже на полу, жизнь течет по давно установленному распорядку. Утренний кофе Ольги Сергеевны, считающей себя светской дамой, ее двух взрослых детей: Андрея без определенных занятий и красавицы Маши, влюбленной в художника-анималиста Марка, закадычного друга брата, пускающего жизнь на самотек без каких-то ни было обязательств.

Ничто не предвещает беды в «дружной» семейке, застрявшей на пороге эпохи гласности. Ленивое существование на блюдечке с голубой каемочкой парализует волю питомцев советской идеологии, считающих себя интеллигенцией, превращает в праздных обывателей, существующих в удобном пространстве, куда не проникает ветер перемен. Но считаться с этим приходится. Ведь надо приватизировать квартиру и дачу, а как это делается - они не знают и не хотят знать. На помощь приходит Его Величество Случай. Точнее, приблудная девица Наташа в исполнении Алены Разживиной, положившая глаз на престижную жилплощадь и решившая стать своей среди знатоков Пикассо и Врубеля. Для этого все средства хороши. Самое главное - внушить беспомощным домочадцам, что без нее они пропадут.

Можно только удивляться тому, с какой хитростью и изворотливостью ума она достигает желанной цели, соглашаясь жить в бельевой комнате, готовить, убирать и бегать за покупками бесплатно в благодарность за приют, чтобы потом руководить всеми.

Трудная жизнь без родителей научила ее корыстолюбию. Приходить на помощь не по велению сердца, а когда это выгодно, то есть, использовать маску «Матери Терезы». Именно бездомная Наташа спасает Андрея (Станислав Беляев) во время припадка эпилепсии, после чего Ольга Сергеевна (Наталья Павленкова) начинает доверять ей во всем и прощать волосы в ванной и уличный сленг. Ну, прямо один к одному «Три сестры» Антона Павловича Чехова, где поначалу невесту Андрея в розовом платье с зеленым поясом встречают с насмешкой, а потом невестка забирает власть в свои руки и учит уму-разуму непрактичных дочерей полкового командира, освобождая дом от чуждых ей интеллигентов.

Это сравнение можно продолжать бесконечно, потому что у чеховской Наташи есть прототипы в каждом времени. Если чеховская Наташа кричит на старуху-няню, считая, что ей место в деревне, так как пользы от нее никакой, то Наташа ХХI века, ничуть не сомневаясь, отправляет Ольгу Сергеевну, страдающую расстройством памяти, в пансионат для душевнобольных. Она бы рада и Андрея сплавить с глаз долой, потому что пользы от него никакой, и детей у них никогда не будет. Тем не менее, и эту проблему дерзкая Наташа может развести руками при помощи бравого капитана КГБ Константина (Николай Мачульский), живущего по соседству и постоянно наблюдающего за семьей Кирилловых. Ведь если там инкогнито появится иноагент, то его по головке не погладят...

Во втором действии спектакля в пространстве малой сцены современная Наташа буквально наступает на зрителей, неся огромный живот, как главное достояние, переваливаясь с ноги на ногу, словно гусыня. В конце концов, она добилась своего. Безлюдные хоромы принадлежат ей и только ей, так как друзей Андрея, поселившегося в уже известной бельевой комнате, Наташа исключила из списка живых, включая друга юности Марка (Александр Девятьяров), покончившего счеты с жизнью. Запретив мужу пойти на похороны, по ее мнению, скрытого диссидента, так как это не понравится соседу Косте. Теперь она хорошо знает, что можно делать, а чего нельзя, чтобы не попасть в список неблагонадежных.

Что и говорить: режиссер Светлана Землякова создает достоверную картину умирающего рода представителей советской интеллигенции, добровольно уступающей место под солнцем лузерам. В этой московской саге есть много такого, что типично для нашей действительности, поэтому удивляться нечему. Зато хочется поражаться искренней и глубокой природе чувств героев, не оставляющих зрителей равнодушными к происходящим событиям и драматическим судьбам действующих лиц. Надо отдать должное Светлане Земляковой, сумевшей собрать актеров из разных театров и разных школ в единый ансамбль, работающих на одном дыхании и убедившихся на собственном опыте, что психологический реализм - это сила.

Фотогалерея