"Культурная Гатчина. Адаптация"

Выпуск №4-264/2023, Мастерская

"Культурная Гатчина. Адаптация"

В начале ноября Театр «На Литейном» пригласил жителей и гостей города на драматургические читки пьес, написанных молодыми авторами Санкт-Петербурга для Гатчины. Уютный и атмосферный город с богатой историей принял театральных зрителей в Гатчинском дворце, Музее города Гатчины и Молодежном центре «Ионъ». Лаборатория на материале специально созданных драматургических текстов о прошлом, настоящем и будущем города стала кульминацией культурно-исследовательского проекта «Культурная Гатчина. Адаптация», идеологом проведения которого стал художественный руководитель Театра «На Литейном» Сергей Морозов. Драматургическая лаборатория реализована в рамках гранта президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

В современной театральной практике существует немало успешных проектов- посвящений городам: «100% Воронеж» Rimini Protokoll, «МОРФЕМАЛАР» Нурии Фатыховой о Казани и многие другие. Специфика гатчинской театральной истории о гении места заключалась в том, что, с одной стороны, каркасно «Культурная Гатчина. Адаптация» в какой-то мере повторила идею проекта «Культурный Выборг. Адаптация» 2021 года, с корневой идеей драматургической лаборатории, а с другой - продолжила развивать лабораторный вектор истории. Три молодых драматурга из Санкт-Петербурга, выпускники магистратуры РГИСИ разных лет Ксения Никитина, Ксения Савельева и Полина Коротыч отправились в настоящую историко-культурную экспедицию с задачей погрузиться в историю региона и в его сегодняшний день, а также узнать, каким видят гатчинцы свой город в будущем. Случайно или нет, но локации, выбранные командой проекта для читок пьес, точно соответствовали временным периодам, описываемым драматургами. В Гатчинском дворце зрители вместе с актерами Театра «На Литейном» погружались в далекое прошлое; в Музее города Гатчины, где «вчера» и «сегодня» существуют бок о бок в виде постоянных и временных экспозиций, исследовали настоящее города, а в Молодежном центре «Ионъ» пытались заглянуть на пятьдесят лет вперед.

Для воплощения замысла о прошлом местности, в селе Хотчино, Ксения Никитина обратилась к русским, финским и шведским хроникам и дневникам и создала иносказательную пьесу о Земле, универсальной Гере, видевшей и знавшей людей не одного столетия; о Земле, впитавшей в себя кровь и слезы своих детей, говорящих на разных языках и молящихся разным богам.

Ради разработки сюжета пьесы о настоящем города Ксения Савельева отправилась в десятидневную экспедицию, итогом которой стала документальная пьеса «Волны места». Во втором тексте культурно-просветительского проекта главным действующими лицом стал не просто город, погруженный в объемные пласты времени: прошлое, настоящее и будущее, звучащие в текстах сложной полифонией, но и сами жители Гатчины. Многоликая Гатчина, сиреневая Гатчина, парковая Гатчина отразилась в голосах двух поколений жителей: 20-летних и 50-летних. Академические музыканты - пианисты, виолончелисты, вокалисты - вспоминали город своей юности и колко подмечали изменения, произошедшие с ним в 1990-е. Молодые же нигилисты перебирали в памяти уличную партитуру шумов: скрип веток в вечернем парке, лязг автомобильных шин и звонкий как струна плеск воды в озере. Камертоном этой тонкой и сложной, подобной кружеву истории стало желание первых «закрыть» город как остров, а последних - проложить к нему метро. В негласном разладе двух поколений пролегает извечная коллизия отцов и детей, связанных любовью к месту, будущее которого каждый из них видит по-своему.

Третий текст «А что потом?» создавался Полиной Коротыч из материалов анкеты, гугл-формы, разосланной муниципалитетом горожанам, с любопытным спектром вопросов. От формальных: «Как вас зовут? Сколько вам лет?» - до предельно личных. Например: «В каком месте Гатчины через 50 лет вы испытаете нежность? Что бы вы хотели написать своему городу в будущее?» Пьеса Полины Коротыч выстроилась вокруг одной компактной семьи: шестилетней девочки Риты; ее мамы и папы, который разводится с мамой. Вместе с ними о будущей Гатчине нам рассказывают случайная встречная - одинокая пожилая женщина в парке; ее брат-садовник, а еще - говорящая чайка, отчасти играющая роль конципированного автора, всячески комментирующего сцены и ситуации в них. Меланхоличная интонация текста, написанного ритмизованной прозой, сбивающейся на ровный стих, чередуется с ироничными комментариями то ли автора-повествователя, то ли чайки, то ли сквозняка, витающего над Гатчиной и не дающего никому из главных героев покоя: тайного голоса из гущи времен, который наверняка знает, что будет дальше, но ни за что не выдаст эту сокровенную тайну.

Написание пьес о прошлом, настоящем и будущем города вместе с последующим воплощением замысла драматургов в читках в данном случае сродни играм с пространством и временем. На этапе подготовки текстов в игру включились молодые режиссеры - студенты четвертого курса РГИСИ, ученики Г.Р. Тростянецкого.

Первый эскиз «В начале было слово», созданный режиссерским дуэтом Арети Сейнтариду и Георгия Габараева, строился как музыкальная кантата для четырех артистов: Александра Цыбульского, Павла Путрика, Виктории Чумак и Любови Ельцовой. Под сложный импровизированный аккомпанемент Голоса (Любовь Ельцова), на глазах у зрителей при помощи пластики, слова и жеста складывалась иносказательная история Гатчины от небольшого шведского поселения до крупного центра ХIХ века.

Эскиз Даниила Сухова по пьесе «Волны места» графически напоминал выступление небольшого струнного оркестра, аккуратно разместившегося у черных пюпитров с белыми текстами. Теплый розовый свет словно окутывал компактную импровизированную сцену в Музее Гатчины - уголок, расположившись в котором исполняли свои роли Игорь Ключников, Ольга Иванова, Игорь Милетский, Анна Горячая, Сергей Мосьпан и Татьяна Болдина. Режиссер обозначил характеры персонажей неброскими штрихами: с помощью отдельных деталей гардероба. Каждый герой или героиня рассказывали историю своей жизни, связанную с Гатчиной: одухотворенная оперная исполнительница Наталья Рочева (Анна Горячая) в летней шляпе, с восторженностью и трепетом в голосе; отвязный Алексей Романов (Игорь Ключников) в неброской кепке и простом свитере: внезапно повзрослевший ребенок; академичный Виктор Дмитриевич Огороднов (старший из двух братьев Огородновых), не отходивший от инструмента и постоянно аккомпанировавший себе и собеседникам, словно пытаясь придать обычным словам весомости с помощью музыкальных звуков.

Записанный и положенный на песни о Гатчине голос разбивал житейские монологи и достраивал картину разноликого города, сложенного не только из разных слов, но и из разных песен. Неслучайно в основу этого подзаголовочно-реарочного текста, положенного режиссером на музыку, легли тексты из группы ВКонтакте «Подслушано в Гатчине». Как ни странно, именно эта простая история вызвала самый большой отклик у горожан, реагировавших не столько на слова, сколько на смыслы. И именно этот прием позволил в процессе обсуждения пьесы каждому заинтересованному зрителю поделиться кусочком своей Гатчины и тем самым словно продлить спектакль, заставив волноваться и дышать вместе с актерами.

Эскиз пьесы «А что потом?» режиссер Надежда Новикова выстроила как яркое арпеджио, из шести ярких цветов: зеленого, желтого, красного, синего, оранжевого и фиолетового. В центре истории семья, которая разваливается; в центре семьи (мизансценически - на отшибе, как это часто бывает и в реальной жизни) - девочка Рита шести лет, сжимающая в руках последнее дорогое ее сердцу: рыжего льва, сидящего верхом на радуге, наперекор невзгодам, дождям и десятилетиям. Картину именно с таким сюжетом Ритин папа когда-то подарил любимой и незаменимой Ритиной маме. А сегодня эта картина едва не тонет в лавине мусора, которая готова захлестнуть воображаемую Гатчину. Маленькая рыжеволосая Рита (Зоя Будний) не видит надвигающуюся катастрофу. В ее детском мире есть волшебная Гатчина с летающими тарелками, заменяющими самокаты, есть радость высоты и полета. Рядом с Ритой, но вроде бы и не вместе с ней, - папа (Юрий Свирко), уже споткнувшийся в свои тридцать пять о планету «Меланхолия». И мама (Александра Субботина), о которой мы узнаем, что она горюет о своем недавно ушедшем из жизни отце, и поэтому на то, чтобы как-то наладить отношения с мужем, сил у нее не остается. А садовник (Сергей Шоколов), абсолютно спокойно делающий свою работу в Гатчинском парке, лишь изредка ведет философский диалог со странной говорящей Чайкой (Елизавета Павлова) о быте и бытии. Взволнованная сестра садовника (Любовь Завадская) с небрежно накинутым красным платком на плечах, как сошедшая с полотен Эжена Делакруа Свобода, пытается рассказать всем и каждому, что Меланхолия уже близко, осталось совсем мало времени. Но в этом замерзшем мире не ждут катастроф и не слушают тревожную незнакомку. Будущее мерцает на расстоянии вытянутой руки, а прошлое прячется в уютных и повидавших многое улочках сиреневой Гатчины.

Драматургическая лаборатория в Гатчине завершена. Многое было сказано, и многое, несомненно заслуживающее упоминания, осталось за пределами бумажных листов в виде света, звука, еле заметного пятна или знакомого запаха теплого хлеба на Соборной улице. Организаторы и участники проекта считают, что самый важный итог этих трех дней, насыщенных творчеством и наполненных человеческим теплом, то, о чем изо дня в день говорили зрители на обсуждении читок, - это желание жителей рассказывать о любимом городе, без которого нет большой истории и нет Человека с большой буквы.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея