Студенты Спивака играют в "ПЬесочнице"

Выпуск №4-264/2023, Лаборатория

Студенты Спивака играют в "ПЬесочнице"

Будущие режиссеры и актеры, обучающиеся на курсе народного артиста России Семена Спивака в РГИСИ, стали участниками лаборатории драматургии «ПЬесочница» в рамках фестиваля, проводимого Санкт-Петербургским ТЮЗом им. А.А. Брянцева.

В ноябре в Театре юных зрителей состоялся Межрегиональный фестиваль детского творчества «Б'AРT». Это первый в России фестиваль, представляющий лучшие работы детских театральных коллективов, основанные на поэтических текстах. Смотр родился в ТЮЗе в октябре 2021 года, проходит при поддержке Министерства культуры РФ. Триггером фестиваля стала круглая дата - в 2021 году исполнилось 115 лет со дня рождения классика русской детской поэзии Агнии Львовны Барто.

В 2023 году фестиваль проходил в третий раз, в нем приняли участие коллективы из Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Московской области, Липецка, Тольятти, Макеевки (ДНР). Участники со всей серьезностью подошли к выбору литературного материала, в основу спектаклей легли произведения Пушкина, Лермонтова, Бунина, Маяковского, Цветаевой, Ахматовой, любимые детские стихи Заходера, Маршака, Чуковского и, конечно, Барто.

В программу фестиваля обязательно входит работа драматургической лаборатории «ПЬесочница», посвященной поиску новых современных пьес, ориентированных на возрастную категорию зрителей от шести до 12 лет. Лаборатория исследует новые темы и формы драматургии для детей. Острый дефицит такой литературы испытывает большинство детских и молодежных театров. И ТЮЗ им А.А. Брянцева провозгласил: «Если вы пишете для детей - пришло время отправить пьесу в театр!»

Драматурги активно откликаются на призыв. В 2023 году на конкурс было прислано 60 пьес. Из них специалисты-эксперты выбрали на конкурсной основе три новые современные пьесы для детей и подростков, которые и были воплощены в эскизах/читках студентами актерско-режиссерского курса народного артиста России, художественного руководителя Молодежного театра на Фонтанке Семена Спивака.

Нынешние студенты мастерской Спивака в Российском институте сценических искусств - уже пятые «спиваки». Четыре предыдущих выпуска учеников Семена Яковлевича оставили заметный след в театральной афише, все дипломные постановки его студентов до сих пор входят в репертуар Молодежного театра на Фонтанке. Нынешние «спиваки» тоже успели выпустить дипломный спектакль по пьесе Александра Вампилова «Прощание в июне» - полный молодого задора, юношеского максимализма и вместе с тем оптимизма, юмора, вокально-танцевального драйва. Интересно, что репетиции дипломного спектакля шли параллельно с подготовкой эскизов для лаборатории, где ребята проявили чудеса самоорганизации и неподдельный интерес к новому делу.

Первым номером лабораторной программы стал эскиз пьесы Анны Гейжан «Гномы московского метро» (8+). Будущие режиссеры Анастасия Нечаева, Цзян Линли и Яна Миносян вдохновились этой сказкой-притчей о дружбе, верности, понимании между миром людей и миром гномов, о готовности понять и принять другого, не похожего на тебя, о вере в чудеса, где, может быть, главное чудо - это доброта и доверие. Из подручных материалов, «волшебных фонариков» они соорудили таинственный подземный мир, а будущие артисты Агата Зеленкова, Александра Прохорова, Федор Фролов, Екатерина Родионова, Лана Гиндина, Илья Грай, Ян Юркевич, Матвей Черников вдохновенно перевоплотились в гномов и других «детей подземелья», владеющих ключами к чудесам и даже ведающих тайну библиотеки Ивана Грозного.

Во второй день зрители бурно обсуждали, полемизировали по поводу пьесы Вадима Федорова «Про Сашу» (10+). Мальчик Саша (Артем Кирин) отправляется в Крым на поиски уехавших родителей. И попадает на железнодорожную станцию, где его берет под опеку дежурная по станции (Анна Дерягина). За одиноким мальчиком устраивают настоящую охоту бандиты (Данила Иванов, Влад Сенаторов, Антон Перфильев). Но Сашу спасает от неприятностей Леший, он же Леша (Матвей Черников). Но, может быть, еще опаснее глупых бандитов окажутся роботизированные дети-блогеры РАБС 1 (Роман Шаров) и РАБС 2 (Рината Тимербаева). Комментировала и скрепляла действие Рассказчица - Татьяна Алпатова. Режиссер Екатерина Никитина постаралась смягчить какие-то острые углы, она с большим тактом и отличным чувством юмора поставила добрую современную сказку.

Завершила триаду пьеса Леси Гуры «В ритме Жоры» (12+). Жора - подросток, растущий без отца. Его фамилия Печоркин, то есть, вроде как лишний человек нашего времени. Жора необычным способом находит близких по духу людей, он чувствует ритм другого человека. А вообще это история первой любви - необычная и поэтичная. Режиссер Тимур Ширзадов вместе с артистами Анастасией Кошкиной, Анастасией Пащенко, Валентиной Логиновой, Артемом Самохой, Александрой Прохоровой, Артемом Кириным прочитали пьесу вдумчиво, проникновенно, лирично, с каким-то удивительным чувством ансамбля.

Все три автора, представленные на студенческих читках - не новички в драматургии, они неоднократно становились участниками и призерами конкурсов «Ремарка», «Действующие лица», «Любимовка» и многих других.

Анна Гейжан - московский драматург, сценарист, лауреат многих конкурсов драматургии. Спектакли по ее пьесам поставлены в «Центре драматургии и режиссуры», Центральном Академическом театре Российской Армии, МХАТе им. Горького, Электротеатре Станиславский...

Вадим Федоров несколько лет прожил в Чехии, затем вернулся в Москву. Член Национальной Ассоциации драматургов, председатель Союза русскоязычных писателей Чехии. Печатался в «Литературной газете», «Вечерней Москве», «Литературной России», в чешских и американских изданиях.

Леся Гура - молодой петербургский драматург, сценарист. Выпускница магистратуры РГИСИ по специальности «Драматургия», мастерская Н.С. Скороход. Пьесы входили в лонг-листы большой и маленькой «Ремарки». Участница драматургической лаборатории в Санкт-Петербургском ТЮЗе на фестивале «Радуга»-2021.

Все три автора присутствовали на читках и выразили горячую признательность студентам, впервые исполнившим их новые пьесы. С ними солидарна аудитория лаборатории, куда входили драматурги, театральные деятели, критики, журналисты, участники и зрители фестиваля.

По сложившейся традиции голосованием аудитории и специального детского жюри была выбрана и лучшая пьеса. Таковой признаны «Гномы московского метро» Анны Гейжан.

Опыт третьей лаборатории «ПЬесочница» доказал, что подобный формат интересен как профессиональному сообществу, так и юным участникам фестиваля. Лаборатория себя оправдывает и как источник познания новой драматургии, и как стимул для творчества будущих режиссеров и актеров. Студенты мастерской С.Я. Спивака проявили высокую сознательность и дисциплину в проведении репетиций и читок/эскизов, убедили искренностью эмоций, творческим рвением в сочетании с навыками режиссерского и актерского анализа драматургии и ролей.

Успех самостоятельных работ на лаборатории, как и успех дипломного спектакля, убеждает, что выбор ребятами театральной профессии не случаен. Будем надеяться, что эти «первые радости» станут предвестием интересной и долгой жизни в искусстве.

Фотогалерея