Победившая время / Вспоминая Галину Волчек (Москва)

Выпуск №4-264/2023, Вспоминая

Победившая время / Вспоминая Галину Волчек (Москва)

19 декабря - юбилейная дата Галины Борисовны Волчек, ей исполнилось бы 90 лет. Но спустя несколько дней после своего дня рождения, в 2019 году эта выдающаяся актриса театра и кино, глубокий и тонкий режиссер ушла из жизни, оставив многочисленных поклонников, ценителей ее высокого мастерства, возглавляемый ею на протяжении десятилетий театр «Современник», с которым она была связана с первых дней рождения уникального творческого коллектива.

Говорят, что всё новое - это хорошо забытое старое. Но ведь есть то «старое», что продолжает жить в памяти так ярко, словно случилось вчера. 23 года назад в книжной серии «Звезды московской сцены», придуманной и осуществленной замечательным театральным критиком Борисом Поюровским, вышла книга «Московский театр Современник». Мне была оказана честь написать большую статью о Галине Волчек. Перечитав ее накануне юбилея Галины Борисовны, я поняла: все воспоминания остались настолько же непотускневшими, как и два с лишним десятилетия назад, а потому решила выбрать некоторые из них. Старшие поколения вспомнят свои мысли и чувства, испытанные благодаря ролям и постановкам Волчек. Молодые - узнают, как это было и чем осталось в памяти одной из тех, кому посчастливилось оказаться свидетелем...

... Если бы эта актриса милостью Божией сыграла в кино всего только две роли - Регану из фильма Григория Козинцева «Король Лир» и переводчицу из ставшего легендой киношедевра Георгия Данелии «Осенний марафон» - она уже вошла бы навсегда в историю отечественного кинематографа как звезда первой величины, потому что поразительный диапазон таланта Галины Волчек, органичность существования в высокой трагедии далеких веков и травестированной трагедии не слишком одаренного человека, не желающего это осознать, но непременно получить желаемое за счет другого человека, - поистине удивительны. Что бы не играла актриса, за каждым ее образом, даже эпизодическим, угадывался не отдельный характер, а типаж, даже явление. И каждая роль становилась подлинной жемчужиной! Стоит вспомнить хотя бы эпизод из «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова - монументальную даму в темных очках, прокладывающую себе дорогу к прилавку в жажде получить вожделенный импортный магнитофон. Она не просто вклинивается в толпу, а отвоевывает свое пространство в жизни... Какой узнаваемый и точный характер!

Эти качества - типажность, узнаваемость, точность - отличали едва ли не все театральные работы Галины Волчек, что было с тщательностью проанализировано, отмечено, осмыслено во многих статьях. О незабываемых до сей поры таких работах, как Нюрка-хлеборезка в «Вечно живых» В. Розова, Тамара в спектакле «Два цвета» А. Зака и И. Кузнецова, Амелия в «Балладе о невеселом кабачке» Э. Олби, Лямина в «Назначении» А. Володина, Грачиха в «Без креста» В. Тендрякова, Анна Андреевна в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Марта в «Кто боится Вирджинии Вульф?» Э. Олби - написано много справедливо заслуженного. И не просто перечисление ролей стоит за этим списком - ощущение целостного творческого пути, глубокой логичности, выстроенности единого и цельного облика личности на пути от роли к роли. И, наверное, не только и не столько обстоятельствами, а чем-то свыше была обоснована «логика перехода» от актерского творчества к режиссерскому, потому что судьба Галины Волчек носила вполне конкретное имя - «Современник». Это ощущается особенно остро, потому что многие десятилетия жизни театра, возникшего как вызов группы молодых, энергичных, страстно жаждущих действия людей не только официозу в искусстве, но и обществу, в котором им довелось формироваться и жить, создали неповторимую ауру, магнетизм которой около двух десятилетий спустя исчерпался.

Как представляется, у всех, кроме Галины Борисовны Волчек.

До последнего вздоха она продолжала оставаться верной и преданной тому духу, тому магнетизму, что и создал в середине 50-х годов прошлого века явление по имени «Современник». Она, положившая жизнь на легенду, не могла и не хотела внутренне расставаться с ней, понимая и не до конца принимая реальность. Это каждому из нас свойственно, пусть и в разной степени: удерживать в памяти время, пытаясь быть верным былым идеалам, и готовым перенести любую боль, кроме боли расставания с тем, что было и осталось равным жизни...

«Современник» был властителем дум поколения. Он возник с негласной претензией на эту власть и выстрадал ее, укрепляя на протяжении долгих лет, когда, вспоминая А.И. Герцена, мы жили «с платком во рту». Позже само это понятие - «властитель дум» - утратило целостность, измельчавшись, а затем и распылившись. Стали возникать иные властители. Они были яркими, манящими, но - вторыми, следующими. Время показало, что многие оказались таковыми на час, но все понимали: путь им проложен именно «Современником». После ухода Олега Ефремова и некоторых из артистов во МХАТ, Галина Борисовна должна была возглавить дело своей жизни не столько по собственному желанию, сколько по единодушному требованию труппы, видевшей и ценившей в этой высокоодаренной и опытной актрисе, интересно и сильно заявившей о себе как режиссер - подлинного лидера. Ведь еще до ухода Олега Ефремова появились поставленные ею спектакли, которые тогда были восприняты с невероятным энтузиазмом, но и спустя десятилетия, сегодня, запечатленные телевидением, кажутся поистине звездными часами «Современника».

В 1966 году Галина Волчек поставила «Обыкновенную историю» в инсценировке В. Розова по роману И.А. Гончарова. Об этом спектакле писали и говорили очень много - критики, театральные деятели, писатели, просто зрители, ставшие свидетелями, в сущности, уникального явления, когда классический русский роман предстал с подмостков не просто живым, легким и упоительным ощущением былого, но и тонким, ироническим предвестием будущего. Я и сегодня во всех подробностях возвращаюсь памятью к давнему впечатлению: это нас, молодых и не очень молодых зрителей, внимавших такой «обыкновенной истории» молодого человека, чьи книжные идеалы не выдержали столкновения с обыденной реальностью, ожидало очень схожее, но пока еще довольно отдаленное будущее. Но случилось нечто фатальное в том, как причудливо перерос финал спектакля в реальность. Юный, восторженный Александр Адуев-Олег Табаков ушел из «Современника» и спустя время на сцене своей «Табакерки» сыграл Петра Ивановича Адуева, а Михаил Козаков, уехав из страны и вернувшись, на сцене Театра им. Моссовета сыграл Шейлока в «Венецианском купце» Шекспира. Такие вот витки свершила судьба...

Было в спектакле Галины Волчек то, что особенно ценно и всё выше и выше ценится с прожитыми годами и десятилетиями особенно сегодня - бережное прикосновение к отечественной литературе, культуре, когда понималось: она нужна нам не только для того, чтобы с помощью намеков формировать и выплескивать, к изумленному восторгу зала, иносказания о дне нынешнем. Это необходимо само по себе. Как свежий воздух и чистый источник высокой культуры.

Вряд ли ошибусь, если предположу, что Галина Волчек-режиссер поняла это одной из первых. Это отчетливо сказалось в ее спектаклях «Три сестры» и «Вишневый сад» А.П. Чехова, «Анфиса» Л. Андреева, «На дне» М. Горького (этот спектакль буквально взорвал театральную Москву 1968 года!). Не случайно Галина Борисовна восстанавливала «Трех сестер» и «Анфису» спустя годы, кропотливо работая над созданием атмосферы в те времена, когда всё более ясно вставала перед всеми черта, сформулированная Леонидом Андреевым: перешагнув ее, можно бесстрастно «взять в руки человеческий слух, взять в руки его строптивую душу, его пугливую и недоверчивую совесть, взять его чувство красоты, великое чувство, которое одно является источником всех религий, всех революций и переворотов - и над всем этим утвердить свое я, свою волю и царственную мысль... Пусть ненавидят, но покоряются...» «Анфиса» появилась в репертуаре театра в 1991 году, засвидетельствовав, насколько точно ощущала Галина Волчек требования большого исторического и культурного Времени. Это властно заставляет вспоминать тот спектакль и сегодня, спустя три с лишним десятилетия. К сожалению, он не был оценен по достоинству, но в моей памяти жив.

Те же характеристики можно отнести и к «Крутому маршруту», поставленному по мемуарной книге Евгении Гинзбург еще раньше, в 1987 году и 14 лет просуществовавшему в афише. Сгусток живой человеческой боли выплеснулся на подмостки, подобно мощной струе, прорвавшей плотину. Вряд ли когда-нибудь забудется, как вся страна взахлеб читала в ту пору страшные страницы журналов и книг о прошлом, ощущая, как наши смутные знания облеклись в документальные свидетельства о том, как было на самом деле!.. Это был не просто спектакль, а гражданский поступок режиссера, артистов, театра, ставший на долгое время визитной карточкой «Современника».

Можно еще долго вспоминать спектакли Галины Борисовны Волчек, говорить о сыгранных ею в театре и кино ролях, о триумфальных гастролях «Современника» в США, о ее редкостном и вызывающем восхищение даре не изменять себе самой и той высокой идее, с которой она вошла в творчество. Она была уникальной личностью и останется такой в памяти миллионов поклонников не только в нашей стране. До последних часов жизни Галина Волчек упорно, вопреки всему, хранила то, от чего многие из нас гласно или втайне давно отреклись, постарались забыть. Это удивительно, но это - так.

В одной из статей о творчестве Галины Борисовны прекрасный и тонкий критик Вера Максимова верно и справедливо назвала ее Победительницей. В память долгих и счастливых лет, проведенных в «Современнике», я называю ее Великой Хранительницей, никогда и ни в чем не изменившей идеалам и идеям своей юности.

 

Фото из открытых источников в Интернете


Фотогалерея