Единственная и неповторимая / Нина Константинова (Якутск)

Выпуск №4-264/2023, Вспоминая

Единственная и неповторимая / Нина Константинова (Якутск)

В Государственном Русском драматическом театре ЯАССР актрис, носящих столь высокие звания: народная артистка Якутии и народная артистка РСФСР - увы, не было и до сих пор нет. 26 ноября 2023 года исполнилось 100 лет со дня рождения великой актрисы ХХ столетия Нины Алексеевны Константиновой, внесшей огромный вклад в развитие театрального искусства Республики Саха.

Созданные ею образы на сцене Государственного ордена «Знак Почета» Русского драматического театра, исполненные высокого гражданского звучания, женского обаяния и душевной чуткости, вызывали любовь и восхищение зрителя. Она была примой старейшего Русского театра, пред высочайшим искусством актерского мастерства которой преклонял головы покоренный зритель Крайнего Севера и Сибири. Талант, данный ей божьей милостью, закаленный Великой Отечественной войной, обогащенный и сформированный театральной студией при Московском Театре имени Ленинского Комсомола великими мастерами Серафимой Бирман, Софьей Гиацинтовой, Иваном Берсеневым, нашел яркое воплощение на сцене Государственного Русского драматического театра в 1950-1980-е годы.


Борьба за завтра

Нина родилась в Куйбышеве, там же окончила среднюю школу, училась хорошо, занималась спортом. С 5-го класса под руководством учительницы по литературе переиграла всех героинь из программных произведений русских классиков, мастеря театральные костюмы из школьных занавесок. А дальше наступило, как часто показывают в кино, 21 июня 1941 года: школьный бал, выпускники с огромными букетами черемухи, вальс с учителями, песни, шутки, мечты о будущем, гуляния до утра... Внезапно из репродуктора прозвучал голос Юрия Левитана: «Сегодня, в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза...» Война!

По настоянию мамы Нина поступила в медицинский институт в Уфе, куда уже эвакуировали авиационный институт вместе с ее старшей сестрой Людмилой, студенткой этого вуза. Но в 1942 году, узнав о гибели двоюродного брата летчика, Нина добилась того, чтобы ее отправили на фронт добровольцем. Отдел кадров Сталинградского фронта направил ее медсестрой в эвакогоспиталь 415, следовавший за фронтом на запад...

«Госпиталь СЭГ-415 был рассчитан на 900 коек, а во время наступлений пропускал 8-10 тысяч раненых. Нередко медсестры сутками не выходили из палат, перевязочных, еще умудряясь неоднократно сдавать кровь, и не по 200, а по 500 кубиков, затем без отдыха и передышки вновь становились к перевязочным столам, или мотались в палатах по трехъярусным нарам с переливаниями, вливаниями и уколами», - писала Нина Алексеевна в своей книге «Моя судьба - театр». - Руки - в окостеневших мозолях от носилок; они мыли, поили, кормили, а сколько тысяч километров бинтов пропустили они через себя».

Раненый солдат, оставаясь со своим страхом и болью, обращался за защитой к медсестрам, и они как могли утешали неверием в смерть, тихонько пели, читали стихи и боль утихала...

По приказу Политуправления 4-го Украинского фронта была создана актерская бригада из военнослужащих, медсестер и легкораненых под руководством композитора Модеста Табачникова, автора знаменитой песни «Давай закурим». Из-за малого количества участников Нине приходилось выступать сразу в нескольких жанрах: петь, читать стихи, танцевать, участвовать в акробатических группах. Костюмы делали из марли, выкрашенной красным стрептоцидом и зеленкой. «Актеры - это борцы за будущее, борцы за завтра», - так считала тогда медсестра Нина, самодеятельная актриса. Так продолжала считать всю жизнь народная артистка России Нина Константинова.

День Победы старший сержант медицинской службы Нина Константинова встретила в Польше с фронтовыми наградами: Орден Отечественной войны, медали «За оборону Сталинграда» и «За победу над Германией».


Дорога к творчеству

Нина Алексеевна часто давала интервью и с удовольствием в подробностях рассказывала о своей учебе в театральной студии. На вступительные экзамены, проходившие в кабинете художественного руководителя театра Ивана Берсенева, в 1946 году Нина Константинова пришла всё в той же солдатской шинели и кирзовых сапогах, а вокруг молодые люди с галстуками-бабочками, девушки в шелках. Великая Серафима Германовна Бирман: грива седая, глаза колючие, взгляд-рентген - сидела не за столом комиссии, а впереди, справа. Многие из ребят читали монолог Чацкого и почти с визгом произносили слова: «Карету мне, карету!», и выходили в поту... На что грозная Бирман парировала: «Молодые люди, вас ждут заводы!»

Нина читала отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», где происходила встреча Наташи с князем Андреем, и стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?». Тут ее спросили, поет ли она, но вмешалась Бирман и просто сказала: «Не трогайте эту девочку. Она моя ученица». Курс набрали сильный: Всеволод Ларионов, Леонид Марков, Наташа Образцова - дочь Сергея Владимировича и другие. Бирман была беспощадной в своей требовательности, ее смертельно боялись. Студийцам не разрешалась никакая косметика, форма одежды - строгая, простая, без украшений. Когда шли актеры театра, студийцы вставали, здороваясь с ними! Тишина была на занятиях полная, за малейший шум любой мог моментально быть исключенным из студии. Будущие служители Мельпомены должны были понимать гражданский долг артиста, смысл работы театра, этику актерского труда.

Как признавалась впоследствии Нина Алексеевна, она была любимой ученицей Серафимы Бирман. Занимаясь с ней отрывком из пьесы Г. Гейерманса «Гибель "Надежды"», с первых шагов на занятиях по мастерству актера, мастер сцены, ученица К.С. Станиславского, народная артистка России Серафима Германовна Бирман проводила с ней занятие, помогая начинающей актрисе вжиться в роль старой женщины, понять и искренне жить в пластике больного, тяжелого тела, походки, голоса, речи. Эти уроки мастерства стали ее актерской школой на всю жизнь. Студию Нина окончила с отличием.

Нина Алексеевна рассказывала: «Однажды в Якутске перед спектаклем у меня, уже известной актрисы, пропал голос. Но стоило мне вспомнить Бирман, ее требовательность, как тут же всё восстановилось и никогда прежде у меня так не звучал голос. Такая у меня была вера в педагога, в ее авторитет». Спустя годы, следя за успехами своей ученицы, Серафима Бирман как-то писала ей: «Дорогая Нина Алексеевна, я радуюсь расцвету вашей жизни - актрисы и человека. Наша профессия чудесная, но путь к пониманию ее бывает труден, до жестокости. Вы освоили дорогу к творчеству».

Нина Алексеевна благодарила судьбу за то, что окончила театральную студию, где не допускалось самодовольство и самомнение, где в полную силу работал свод обязанностей актера, не смягчавший высоких требований к сценической профессии.


В сказочной стране

В северный край, где царит вечная мерзлота, Нину Алексеевну в 1956 году из Москвы с актерской биржи пригласил директор Русского театра из Якутии, народный артист ЯАССР Константин Ануфриев, впоследствии ставший ее мужем, с которым они прожили долгую и счастливую жизнь. Длинная дорога сначала на поезде, затем со станции Осетрово пароходом по красавице-реке Лене не только не разочаровала ее представлений, полученных из произведений В. Шишкова и Д. Мамина-Сибиряка, но и окончательно влюбила в эту сказочную страну с девственной природой и фантастическими скульптурами древних Ленских столбов.

«Увидев эти улочки, выложенные чурками, лошадей, запряженных в сани, вдохнув удивительно чистый воздух, я как-то сразу поняла, что попала на свою улицу жизни, нашла свой город, - вспоминала актриса. - Буквально на следующий день у меня возникло ощущение города и его театра как собственного дома».

Прежний небольшой опыт работы в театрах Куйбышева, Караганды, Нальчика не давал ей ощущения «своего театра». В Якутске она встретила актеров-единомышленников, чье поведение на сцене и вне ее отвечало представлению о настоящем театре, в котором сочетался высокий профессионализм, чувство ответственности и гражданственности, этика взаимоотношений, максимальная творческая собранность и самодисциплина. Нина Алексеевна и здесь, на якутской сцене, продолжала служить Отчизне.

Зритель полюбил ее буквально с первой роли смелой морячки Маши Бетелевой в спектакле «Слушайте, товарищи потомки!» М. Мусиенко. За 32 года она сыграла более сотни ролей классического и современного репертуара, русской, советской и зарубежной драматургии. Ее творческая энергия не имела предела, Нине Константиновой были подвластны все приемы и краски - от тонкой лирики и высокого драматизма до резкого шаржа и веселой иронии. Зритель так же искренне верил разведчице Ниле Снижко в спектакле «Барабанщица» А. Салынского, санинструктору Марии Ковалевой в спектакле «Люди, которых я видел» С. Смирнова, как и классическим героиням А.Н. Островского: Ларисе в «Бесприданнице» и Кручининой в «Без вины виноватые», Лидии в «Бешеных деньгах», Раневой в «Светит, да не греет», Юлии Тугиной в «Последней жертве», Настасье Петровне и Марии Александровне в «Дядюшкином сне» Ф.М. Достоевского. Верил и комедийным, даже гротесковым образам, созданным мастером импровизаций Ниной Константиновой. Это Мирандолина из «Хозяйки гостиницы» К. Гольдони, Катарина из «Укрощения строптивой» У. Шекспира, мадам Ксидиас из «Интервенции» Л. Славина, Лиза из «Шести тополей» М. Сторожевой. Или ее характерным ролям - мудрой 80-летней гречанке Ламбрини Кирьякули из «Острова Афродиты» А. Парниса, впадающей в детство Стукашиной в спектакле «Женатый жених» А. Кузнецова и Г. Штейна.

Стройная, всегда подтянутая, строго держащая себя в форме, Нина Константинова обладала особым даром сценической красоты: красиво ходила, красиво негодовала, красиво удивлялась, красиво любила. Когда актрисе исполнилось 57 лет, режиссер доверил ей роль Медеи в одноименной древнегреческой трагедии Еврипида. И не ошибся. Зал аплодировал стоя! Актриса, полностью растворившись в образе своей героини, смогла передать ощущение величия чувств и страстей гордой и сильной духом женщины.

Главными ее партнерами на сцене были народный артист ЯАССР Константин Ануфриев, в последние годы - народный артист ЯАССР и РСФСР Валентин Антонов. В разное время Нина Алексеевна в качестве режиссера поставила спектакли «Светит, да не греет» А.Н. Островского и Н. Соловьева, «Последняя жертва» А.Н. Островского, «Филумена Мартурано» Э. Де Филиппо, где сама блестяще исполнила главную роль, а также сказки «Маленькая фея» Рабадана и «Священное дерево», где выступила еще и как автор.

Нина Алексеевна Константинова вела активную общественную работу: была бессменным секретарем партийной организации театра, дважды кандидатом в члены и дважды членом якутского ОК КПСС, являлась депутатом верховного Совета ЯАССР нескольких созывов. Она награждена орденом «Знак Почета».

Имя Константиновой не сходило со страниц якутской и региональной печати, где проходили гастроли театра: Чукотки, БАМа, Хабаровска, Магадана, Петропавловска-Камчатского, Минска, Бобруйска. Журнал «Театральная жизнь» дважды писал о ее творческих достижениях.

В 1988 году после смерти любимого мужа Нина Алексеевна покинула Якутию, переехав в Москву ухаживать за 90-летней матерью. В том же году ей посчастливилось исполнить характерную роль Советницы в спектакле «Вера. Надежда. Любовь» Э. фон Хорвата в постановке известного режиссера Максимилиана Шелла в Московском театре-студии под руководством Олега Табакова.

До ее отъезда в Москву огромным успехом и особой любовью у зрителя пользовалась роль стареющей бывшей балерины Розы Александровны Песочинской в спектакле «Ретро» по пьесе А. Галина. В 1997 году зал встретил стоя и долго аплодировал первому выходу вернувшейся на родную сцену Розе Песочинской во вновь восстановленном для нее спектакле. Якутское книжное издательство «Бичик» выпустило брошюру воспоминаний «Моя судьба - театр», написанную Ниной Константиновой...

Но вскоре Нина Алексеевна окончательно покинула Якутск, уже не найдя в родном театре единомышленников: поменялось всё - государство, главный режиссер, руководство, обновилась труппа.

24 января 2012 года ее не стало... Урну с прахом доставили из Москвы в Якутск, установили на сцене Государственного Академического Русского драматического театра им. А.С. Пушкина, где якутяне простились со своей легендарной актрисой, и захоронили рядом с могилой любимого мужа на Вилюйском кладбище.

Фотогалерея