Вслед за Ниной Заречной

Выпуск № 2-122/2009, Событие

Вслед за Ниной Заречной

 

Руководитель Европейской ассоциации театральной культуры и Международного Театрального Центра AKT-ZENT Юрий Альшиц, профессор и доктор искусствоведения, обратился к Муниципальному драматическому театру «Бенефис» города Ельца.

На встрече с актерами «Бенефиса» г-н Альшиц говорил о том, что будущий, 2010 год объявлен ЮНЕСКО Годом Чехова, что для европейского театра Чехов — это даже больше, чем Чехов для России, что в мировой драматургии есть две вершины — Чехов и Шекспир и что по всем по этим причинам 150-летие со дня рождения драматурга в Европе будут отмечать очень широко. Поэтому есть спрос на неординарные проекты, связанные с этим юбилеем.

В Елец Ю. Альшиц и его ученик, режиссер Рикардо приехали по следам Нины Заречной.

Тут необходимо сделать два экскурса в прошлое.

Еще в конце 90-х прежний директор «Бенефиса» Г.М.Шеламова выступила с проектом фестиваля «Ангажемент Нины Заречной». В Ельце должны были собраться театры, в репертуаре которых есть «Чайка», показать свои спектакли, поговорить с критиками и друг с другом о том, что такое Нина Заречная для Антона Павловича и как раскрыта в его драматургии тема искусства и театра. Выбор темы для фестиваля — на поверхности. «Завтра в Елец, третьим классом с мужиками, — говорит в четвертом акте «Чайки» Нина Треплеву, — а там образованные купцы будут приставать с любезностями… Груба жизнь». «Почему в Елец?» — спрашивает Треплев. — «Подписала ангажемент на всю зиму».

Проект фестиваля «Ангажемент Нины Заречной» так и не был реализован из-за недостатка средств. По той же причине на уровне проекта осталась идея установить памятник Нине Заречной рядом с театром. Груба жизнь.

Елецкие зрители помнят, как обидно и странно был снят с репертуара «Бенефиса» спектакль Ю.Мельницкого «Входит свободный человек» по пьесе Тома Стоппарда. РАО потребовало это сделать, поскольку сам Стоппрад однажды в плохую, видимо, минуту, решил, что эта ранняя его пьеса неудачна, и запретил ее к постановке. Наш театр вступил в переписку с драматургом, обратившись к нему с просьбой разрешить играть «Свободного человека». Самое потрясающее, что ответ от Тома Стоппарда мы получили! После комплиментов и благодарностей за интерес к своей пьесе он пишет: «Я был весьма обрадован, получив письмо из города, до которого «рано завтра утром» Нина Михайловна Заречная должна была сесть в поезд «в третий класс со всеми мужиками». Я уверен, что это честь, что моя пьеса будет поставлена в Вашем театре и благодарен Вам за это. С уважением, Том Стоппард».

«Свободного человека» пока не возобновили, но, возможно, еще возобновят. В данном случае важно другое: Елец для Стоппарда, драматурга, чье творчество замешано на Чехове, не просто пункт на карте далекой России. Это некая смысловая точка духовного развития актера. Для Стоппарда Елец — город Нины Заречной, точно так же, как Верона — город Ромео и Джульетты.

Словом, именно теперь звезды встали в нужном порядке и идея, витавшая в воздухе не одно десятилетие, была схвачена человеком, который известен как автор многих успешных театральных проектов — Альшицем. По его мысли, день рождения А.П.Чехова в 2010 году европейские деятели театра должны будут отметить так: приехать 28 января в Елец из Москвы — непременно третьим классом — встретиться с коллегами из Ельца, показать на сцене «Бенефиса» свои работы, провести круглый стол по вопросам Чехова и его системы образов и т.п. А 29 января отпраздновать день рождения Антона Павловича по-европейски изысканным и по-русски сердечным фуршетом. Комфорт и престиж при этом совершенно неважны, подчеркивает Альшиц, поскольку для этих людей путешествие в Елец станет неким аналогом паломничества в Мекку. Не просто путешествием, а странствием духа. Приехавший вместе с Альшицем режиссер Рикардо из итальянского города Модено по этому поводу высказался так: «Для нас этот проект очень важен. Он является частью нашего художественного образования. Чехов для театра — это все. И для нас возможность прибыть в город, который Чехов называет как финальный пункт актрисы, — честь».

Гости осмотрели город, с тем чтобы увидеть наши памятники и найти место для установки еще одного — частью проекта Юрия Альшица является установка памятника Нине Заречной в Ельце.

Посмотрели двор музея Хренникова, улицу Торговую, принимающей стороне, не скрою, было приятно, что это те именно места, которые не стыдно показать гостям. И Альшиц и Риккардо много снимали, Риккардо поражался обилию деревянных домов, ловил объективом сияющий новым золотом купол собора…

Честно говоря, понятия не имею, чем завершится вся эта история. Как сказал Юрий, в Европе кризис тоже ощущается очень серьезно, а театральные актеры, которые не снимаются в кино, во всех странах живут небогато. Жизнь действительно груба.

Но «протокол о намерениях», выражаясь языком бизнеса, подписан. Состоялся обмен электронными адресами, номерами телефонов. Театр «Бенефис» готов принять команду почитателей Чехова из Европы. А они должны в январе 2010 года сесть на Павелецком вокзале в «третий класс» и отправиться в свое странствие, чтоб ответить, наконец, на вопрос Треплева: «Почему в Елец?»

Фото художника спектакля В.Луника

 Фото предоставлено автором

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.