Зимний день с Ниной / Нина Садур (Москва)

Выпуск №4-264/2023, Вспоминая

Зимний день с Ниной / Нина Садур (Москва)

17 декабря в «Театральном особняке» состоялся «День памяти Нины Садур», ушедшей от нас совсем недавно, 12 ноября 2023 года. Этот день, «День с Ниной», стал для всех полным погружением в ее творчество и жизнь. Нон-стопом шли «читки» малоизвестных и популярных пьес драматурга, разыгрываемых молодыми актерами, и весь день мы вспоминали ее - во время «читок» и между ними, в перерывах на чай и кофе, в кулуарах и на сцене. Художественный руководитель «Театрального особняка» Леонид Краснов, хорошо знавший Нину Садур, срежиссировал этот день с редкой теплотой и любовью, создав своеобразный памятник нашему драматургу - памятник длиною в целый зимний день.

В центре всеобщего внимания была и дочь Нины Николаевны, Екатерина Садур - тоже драматург, сценарист и прозаик, как две капли воды похожая на маму, бесконечно обаятельная, как и мать, статная - воплощенная «наследница по прямой». В программе этого дня у нее была отдельная встреча с публикой: Катя рассказывала нам о матери - так, как, кроме нее, никто бы не смог рассказать. Вспоминала о том, что Нина, будучи родом из Новосибирска, уже там писала и прозу, и поэзию, печатаясь в «Сибирских огнях». А оказавшись на семинаре драматургов в Дубултах, познакомилась с Алексеем Арбузовым и Виктором Розовым, и ей было предложено поступать в Литературный институт, в мастерскую Розова. Так началась ее московская жизнь. И вот однажды в студенчестве, «на картошке», ей приснился сон о «чудной бабе», ставший потом пьесой. И именно с «Чудной бабы» началась ее драматургическая известность. А после нее уже появились и другие пьесы - «Любовные люди», «Вечером они приедут к морю», «Мотылек с наганом», «Заря взойдет», «Уличенная ласточка», «Группа товарищей», «Ехай», «Панночка», «Лунные волки», «Брат Чичиков», «Нос», «Влюбленный дьявол», «Снегири», «Летчик», «Мальчик-Небо», «Остров Несусвет», «Старгород»... Всего написано ею около пятидесяти пьес. (Некоторые из них были прочитаны для нас в этот день).

Не всем пьесам Нины Садур удалось попасть на сцену, и если «Чудную бабу» и «Панночку» ставили много, то «Мальчик-Небо» мы услышали во время «читки», осуществленной режиссером Валерией Приходько и ее театром «Большая медведица», впервые. Как интересно: абсолютно современное фэнтези с какими-то сложными неосознанными мирами, являющими нам драматурга-мистика и даже символиста. Некий парнишка Степа, начав свое утро в обычной квартире, облачается в черный плащ и, назвав себя не больше не меньше как «Гений-Ночь», совершает свое инфернальное путешествие по Москве, между прочим, в День Победы, 9 Мая. Вокруг него такие же люди-маски и люди-мифы, жаждущие оторваться от привычного, превратившись в иные сущности. А тут и Архангел Михаил, спустившись на землю, посвящает нашего героя в небесное воинство - и он, совершая подвиг, гибнет, становясь звездой... Впрочем, в подобном пересказе волшебство и мистика самого текста безвозвратно утрачиваются. Его надо просто читать. Ну, а как его поставить - это уже другой вопрос.

Развивая жанр «читки», студенты Ярославского государственного театрального института им.Ф.Шишигина с режиссером Екатериной Королевой осваивали пьесу-малютку «Замерзли». И тут вновь «русский мистицизм», зовущий к сценической расшифровке. В Театре имени А.С. Пушкина мерзнут без отопления, намывая полы, две молодые уборщицы, русская и дагестанка. Толкуют о жизни и прихотях судьбы, словно две заблудившиеся иноземные клоунессы. Кто они, зачем они здесь, в неуютном недобром мире, в ощущении пустоты, грусти и холода? А ведь тут, оказывается, автобиография зашифрована: учась в Литинституте, Нина Садур и вправду подрабатывала уборщицей совсем рядом, именно в Театре имени А.С. Пушкина, что на Тверском бульваре. И теперь ее дух, наверное, от этих стен неотделим, где-то там витает.

И вновь перечитывали «Чудную бабу» силами Молодежного камерного театра и режиссера Артема Серова - мистическую «хтонь» о неуловимом касании смерти, в сопровождении аутентичных музыкальных инструментов. Эта пьеса, написанная уже давно, не устает тревожить кое-кого и сейчас, навевая священные древние страхи и экзистенциальные размышления о зыбкости и ценности жизни. В завершении же этого невероятного дня сам Леонид Краснов, в дуэте с музыкантом Яном Бедерманом, исполнил пьесу-лубок «Фалалей» (написанную Ниной Садур по повести Антония Погорельского «Лафертовая маковница»), погружаясь в прихоти русского фольклора и явив публике мастер-класс уникального монологического жанра.

Фотогалерея