Живая память. К 100-летию со дня рождения Георгия Константинова (Йошкар-Ола)

Выпуск №5-265/2024, Дата

Живая память. К 100-летию со дня рождения Георгия Константинова (Йошкар-Ола)

Имя режиссера, народного артиста РСФСР, заслуженного деятеля искусств РСФСР Георгия Викторовича Константинова известно многим в стране. 21 января 1924 года ему исполнилось бы 100 лет, а в сентябре - 30 лет со дня его смерти.

Участник Великой Отечественной войны, Георгий Константинов уже в мирное время окончил Горьковское театральное училище, филологический факультет Горьковского пединститута, Высшие режиссерские курсы в мастерской Рубена Николаевича Симонова. С 1964 по 1994 год - главный режиссер Русского драматического театра Йошкар-Олы Республики Марий-Эл, который носит сегодня его имя.

Деятельность Г.В. Константинова на этом посту занимает одно из центральных мест в истории театра. Георгий Викторович пришел туда, когда коллектив переживал нелегкие времена. Но ему удалось сплотить людей, сформировать дружный коллектив творческих единомышленников. Из самых ярких работ Константинова в йошкар-олинском театре можно отметить спектакли «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, «Совесть» Д. Павловой, «Отелло» У. Шекспира, «Гнездо глухаря» В. Розова, «Мещане» М. Горького, «Бешеные деньги» А.Н. Островского, «На золотом дне» Д.Н. Мамина-Сибиряка...

Г.В. Константинов был не только режиссером, но и соавтором исторических пьес по истории Марийского края, написанных совместно с А. Крупняковым.

Острая сценическая форма, лаконизм, эмоциональная выразительность, высокая сценическая культура отличали его постановки, в которых участвовала его жена, народная артистка России Нинель Александровна Константинова. Театр уверенно вышел в число лучших региональных театров. В 1994 году Русскому академическому театру Йошкар-Олы было присвоено имя народного артиста России Г.В. Константинова в связи с увековечением памяти режиссера.

В 1996 году театр получил почетное звание академического.

При активном участии Г.В. Константинова, по его инициативе в 1993 году была создана Международная ассоциация русских театров (МАРТ) с штаб-квартирой в Йошкар-Оле, президентом которой стал народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического Малого театра Юрий Мефодьевич Соломин. Тогда же возник Фестиваль русских театров республик бывшего СССР «Мост дружбы», который уже тридцать лет успешно работает. В 2022 году на доме, где жили Константиновы, была открыта мемориальная доска.

Сегодня театр возглавляет их сын, режиссер Владислав Георгиевич Константинов. Он деятельно и талантливо следует дорогой отца в исследовании русского психологического театра. И именно благодаря Владиславу Георгиевичу мы можем узнать не только о мастере, но и о личности Георгия Викторовича.

Уже после его кончины была издана книга «Записки провинциального режиссера», в которой едва ли не впервые старший Константинов поделился воспоминаниями о войне, глубоко пронизавшими навсегда его душу, но сформировавшей стремление всесторонне рассмотреть человека, его чувства и мысли. А иначе и быть не могло - Георгий Константинов воевал в одной из самых страшных точек, на Курской дуге.

Владислав Константинов говорил в одном из интервью: «Отец прекрасно владел русским литературным языком... Именно на войне он многое узнал о людях: от самых высоких проявлений их сущности до самых низменных. Это был для него колоссальный жизненный опыт, который он впоследствии использовал и в работе. Он был Мастером глубокого психологического рисунка, и, безусловно, его стремительное взросление, превращение в зрелую личность произошло именно на фронте. "Я был не на обочине, а в самой гуще фронтовых дней и ночей", - писал в своей книге Георгий Константинов... Но в этом калейдоскопе воспоминаний особое место занимало всегда одно событие - атака на наблюдательный пункт солдат из дивизии СС "Мертвая голова"».

Г.В. Константинов был удостоен высоких правительственных наград: орденов Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.

Мир литературных героев, мечты и романтика, зримые образы картин отца, хирурга по профессии и художника по призванию завораживали мальчика. Лет в семь, впервые побывав в театре, Георгий начал грезить театром. В седьмом классе он поставил в школе свой первый спектакль «Чапаев».

Нередко режиссеры верны спектаклям определенного жанра. Георгий Викторович с одинаковым увлечением ставил и высокую трагедию, и бытовую драму, и водевиль. В каждой его работе отмечали определенность режиссерского поиска и почерка. Его привлекали характеры цельные, бескомпромиссные, люди способные глубоко и сильно чувствовать. В исторических же пьесах он искал проблемы, способные не только взволновать сегодняшнего зрителя, но и заставить его задуматься, сделать для себя выводы. Г.В. Константинов завоевал любовь и признание широкой публики как постановщик мировой, советской и марийской классики.

В одной из йошкар-олинских газет, уже после ухода режиссера из жизни, его охарактеризовали как седовласого, мудрого, сильного человека, лидера, бесконечно требовательного, любящего сценическое искусство, уважающего талант, личность актера, умеющего пробудить в нем желание работать вдохновенно, честно, уважающего зрителей, но не идущего у них на поводу - таким его запомнили и помнят до сих пор актеры, зрители, деятели культуры республики.

10 лет назад, по случаю 90-летия режиссера в одной из газет Йошкар-Олы была опубликована подборка высказываний артистов Русского театра, работавших с Константиновым, режиссеров других театров республики о нем. Искренние слова любви к человеку требовательному и справедливому, любящему артистов, но умеющему быть снисходительным к их разного рода проступкам, Георгий Викторович словно согревал всех своим теплом и одновременно заражал преданностью делу, которому служил так же преданно и верно, как служил своей Отчизне в военные годы.

Театр за три десятилетия без него пополнился молодыми артистами, но память о Георгии Викторовиче Константинове свято хранится в его стенах...

 

Фото из открытых источников в Интернете

Фотогалерея