МАХАЧКАЛА. Любви все возрасты покорны?

Выпуск №5-265/2024, В России

МАХАЧКАЛА. Любви все возрасты покорны?

Незамысловатый комедийный сюжет пьесы Бориса Рацера и Владимира Константинова «Невеста из Имеретии», поставленной в Аварском музыкально-драматическом театре им. Г. Цадасы, оказался не так уж и прост. 70-летний вдовец и отец семейства Бекина Саманишвили решил жениться. Естественно, это не может не волновать его сына Платона. Если в браке на свет появится мальчик, то все имущество придется поровну делить между наследниками. И начинается каскад комедийных диалогов и ситуаций. Дети разрабатывают план и предлагают отцу невест - либо вдов, уже похоронивших нескольких мужей, либо не имевших детей во всех предыдущих браках. Вот только новоявленный жених наотрез отказывается от столь завидных предложений и решает сам найти себе невесту. И здесь сюжет и действие, к чести режиссера-постановщика и актеров, плавно трансформируются из жанра искрометной комедии в тонкую драму, когда лейтмотивом становится тема поиска душевно близкого человека.

Прежде чем перейти к спектаклю, хочется сказать, что с появлением нового художественного руководителя, заслуженного артиста Дагестана Магомедарипа Магомедовича Сурхатилова театр очень грамотно строит репертуарную политику, понимая, что именно он должен вести за собой зрителя, знакомя его с добротной драматургией и высокохудожественными постановками. Для работы над премьерой из Нальчика пригласили заслуженного деятеля искусств Кабардино-Балкарии Романа Дабагова, художника Кантемира Жилова, а также режиссера по пластике, заслуженную артистку Башкирии Рамизу Мухаметшину из Уфы. В итоге получился красочный, пластичный, динамичный и тонкий спектакль.

Под дивные звуки музыки Гии Канчели в аранжировке Артура Варквасова зрители попадают в грузинское село, словно сошедшее с полотен Нико Пиросмани, но нарушает эту идиллию крик Платона (Хайбула Хасаев), которому приснился страшный сон. Хайбула Хасаев тонко рисует образ своего героя, переходящего из комедийно-гротескового в драматический план. Именно его финальный монолог расставляет все точки над i. С пониманием и принятием ситуации Платон обращается к младшему брату: «Брат мой - друг мой. И всё, что моё, - твое...» Но это произойдет только в финале, а прежде - заговор родственников, смотрины претенденток на роль жены - все смешалось в доме Бекина Саманишвили.

Невероятно колоритен ансамбль невест - Горбатая Амантулы Кебедовой, Глухая Зайнаб Гамзатовой, Слепая Патимат Абасовой и Хромая Мадины Магомедрасуловой. Не все они собираются вновь выйти замуж, но интересен сам процесс и потому соглашаются на смотрины. Кроме того, есть возможность подколоть друг друга и в лезгинке старые кости размять. Вот только ни одна из них не устраивает в качестве будущей жены Бекина Саманишвили (Магомед Нурмагомедов), потомка обнищавшего древнего дворянского рода. Именно его герой, достойный и благородный человек, спокойно и невозмутимо переводит действие спектакля от искрометной комедии в романтическую драму. Встретив женщину, с которой хочет прожить оставшуюся жизнь, он объясняет детям, что «холостой мужчина живет, как человек, умирает, как собака. Женатый мужчина живет, как собака, умирает, как человек».

«Любовь, не всегда с любви начинается. Я вот в молодости соседа с тремя детьми увидела, так жалко стало... А потом десять лет прожили душа в душу». Эти слова принадлежат избраннице Бекина Элене, сыгранной Разият Дибировой. С первым ее появлением на сцене пространство будто бы наполняется волшебным светом, озаряя человеческие души. А колыбельная в исполнении Элене говорит о нежности, нерастраченном материнстве. Актриса создает этот образ мастерски - тонко, без каких-либо попыток утрирования и комикования. Ее Элине грациозна и нежна, мудра и сострадательна. Невозможно не полюбить такую женщину, понимая, что с ней не страшно встретить старость.

Вокальные номера (к сожалению, без живого оркестра), профессионально продуманное решение пластического рисунка спектакля, явно увлеченные работой артисты, прекрасный синхронный перевод на русский язык (Сиядат Магомедова) создали забавный и милый, философский и мудрый, с яркими национальными ритмами и костюмами спектакль, который дарит радость и возможность осмыслить, что главное в жизни - семейные ценности и любовь, которой, действительно, все возрасты покорны.

 

Фото Махача АБДУЛАЕВА

Фотогалерея