Как прожить без режиссера? / X Конкурс-фестиваль профессиональных театров Липецкой области «В зеркале сцены»

Выпуск №5-265/2024, Фестивали

Как прожить без режиссера? / X Конкурс-фестиваль профессиональных театров Липецкой области «В зеркале сцены»

В Липецке в ноябре 2023 года состоялся областной конкурс-фестиваль профессиональных театров «В зеркале сцены», десятый по счету. Несмотря на региональный статус, он может претендовать на то, чтобы считаться явлением современной российской театральной жизни. Судите сами: десять лет подряд в область, где четыре профессиональных театра - три в Липецке, один из которых Театр кукол, и еще один в районном Ельце - приезжают столичные театральные критики и подвергают серьезному разбору премьеры сезона, встречаются с труппами и режиссерами, награды вручают отнюдь не по принципу «всем сестрам по серьгам», а искренне стремясь отметить действительно глубокие и яркие театральные работы.

Важно отметить, что фестиваль живет исключительно благодаря энергии и организаторским способностям «зачинщика» - председателя Липецкого регионального отделения Союза театральных деятелей России, заслуженного артиста РФ Виктора Зябкина. Помимо СТД РФ неизменную поддержку оказывает Управление культуры и туризма Липецкой области.

Практически бессменным председателем жюри является заслуженный работник культуры России, кандидат искусствоведения, многолетняя заведующая кабинетом критики СТД РФ Элеонора Макарова. Помимо нее в состав жюри в этом году вошли театральный критик, доцент ГИТИСа, эксперт в области исполнительских искусств, заслуженный работник культуры России Юлия Большакова; театровед, театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент ГИТИСа, эксперт Национальной театральной премии «Золотая Маска» Екатерина Морозова; председатель регионального отделения СТД РФ, заслуженный артист РФ Виктор Зябкин; начальник Управления культуры Липецкой области Ирина Кремнева и автор статьи.

«В зеркале сцены» действительно может служить неким зеркалом, в котором отражаются проблемы современного российского провинциального театра. В этом году одной из таких проблем, по мнению жюри, стала ситуация с режиссурой.

Липецкий академический театр драмы им. Л.Н. Толстого представил две работы: «Таланты и поклонники» А.Н. Островского (режиссер-постановщик Борис Морозов) и «Земля Эльзы» Я. Пулинович (режиссер-постановщик Мария Колычева).

Для постановки драмы Островского, ставящей, как известно, вопрос о том, чем можно и должно пожертвовать талантливому актеру ради искусства и ради своей любви, академический театр пригласил известнейшего мастера, заслуженного деятеля искусств России, народного артиста Бориса Афанасьевича Морозова. В результате родилось масштабное полотно, не просто повествующее об актерской судьбе в 70-х годах XIX столетия, но и перебрасывающее мостик в наши дни. Ибо таланты и поклонники были и будут всегда, и нынешние таланты так же стремятся к овациям и блеску огней, как и их предшественники полтора столетия назад, и так же жертвуют ради славы любовью и счастьем. Невозможно не отметить великолепный визуальный ряд спектакля и очень крепкие актерские работы.

«Земля Эльзы» - постановка гораздо более камерная, не случайно спектакль идет на малой сцене театра. Проблема в этом произведении новой драмы, на первый взгляд, гораздо более локальная, чем в пьесе Островского - «всего лишь» повествование о любви двух сильно немолодых людей в сибирской деревушке. Тем не менее, «Земля Эльзы» режиссера Марии Колычевой - спектакль-высказывание о судьбах целого поколения, о праве на счастье, о границах нашей свободы, наконец. Мария Колычева достигает столь глубокого звучания простой истории любви двух стариков тем, что переносит пьесу Пулинович в «сетку координат» античной трагедии. Здесь есть и классический конфликт между долгом и страстью, и высокая поэзия чувств. И даже самый настоящий хор, сопровождающий действие спектакля. Хор из деревенских женщин, комментирующий, поющий, все время присутствующий на сцене, существует столь обаятельно и живо, что становится одним из главных персонажей этой истории.

Обе постановки признаны жюри достойными награды «Лучший спектакль фестиваля» («Таланты и поклонники» с формулировкой «Лучшее сценическое воплощение русской классики», а «Земля Эльзы» как «Лучшее сценическое воплощение пьесы «новой драмы»»). Совершенно разная драматургия, разный формат спектаклей, разная стилистика, но результат общий - победа.

В одном случае победу принес очень известный режиссер, приглашенный в театр из столицы, в другом - собственный молодой режиссер, завоевавший, впрочем, несмотря на молодость, уже не первый успех своему театру. И в том, и в другом случае очевиден вдумчивый подход руководства театра к режиссуре.

Кроме того, эти два спектакля принесли академическому театра целый букет наград. «Лучшая женская роль» народной артистке РФ Зинаиде Румянцевой (Чередниченко) за исполнение роли Эльзы («Земля Эльзы»), лучшая мужская роль - заслуженному артисту РФ Владимиру Борисову за исполнение роли Великатова («Таланты и поклонники») и Евгению Власову за исполнение роли Мелузова («Таланты и поклонники»), лучший дебют - Александре Гуминой за роль Негиной («Таланты и поклонники»), лучшая режиссерская работа - народному артисту РФ Борису Морозову за постановку спектакля «Таланты и поклонники».

Липецкий драматический театр тоже представил на конкурс два спектакля - «Али-баба и сорок разбойников» В. Смехова (режиссер-постановщик Ростислав Семенихин) и «Отцы и дети» И.С. Тургенева (режиссер-постановщик Геннадий Балабаев).

«Отцы и дети» презентованы театром как «История любви и страсти нигилиста». В итоге споры о судьбах поколений, конфликт старого и нового, консерваторов и нигилистов, философические раздумья, которые в романе занимают столь важное место, в постановке Геннадия Балабаева проходят даже и не вторым, а пятым и шестым планом. На первом месте оказывается любовь. Любовь двух братьев Кирсановых к Фенечке, Аркадия - к Кате, и, наконец, самого Базарова - к Одинцовой. Этот перенос из мировоззренческой плоскости в систему координат мелодрамы, безусловно, обедняет сюжет Тургенева, однако, оставляет актерам возможность создать яркие, запоминающиеся характеры.

Постановка мюзикла «Али-баба и сорок разбойников» предназначена для семейного просмотра и для детей с отклонениями зрения. В атмосферу восточной сказки ребята погружаются, прежде всего, через звуки, запахи, тактильные ощущения. Актеры поют, в сценах персидского базара предлагают публике понюхать ароматы пряностей. Во время скачки разбойников поворотный круг (зрители сидят на сцене) приходит в движение - словом, авторы спектакля стремятся к тому, чтобы публика ощутила всю гамму чувств. И хоть жюри указало в ходе обсуждения на некоторые проблемы этой постановки, такого рода эксперимент следует только приветствовать.

Авторы обоих спектаклей служат в этом театре, отлично знают свою труппу, и благодаря этому становятся возможны такие, прямо скажем, дерзкие проекты - перенос на сцену одного из величайших русских романов и инклюзивный спектакль для детей с особенностями зрения.

И это тоже дало свои плоды: лучшая женская роль второго плана Елене Бизиной за исполнение роли Одинцовой в спектакле «Отцы и дети», лучшая мужская роль второго плана - Дмитрию Фролову за роль Николая Кирсанова («Отцы и дети»).

Липецкий государственный театр кукол сыграл спектакли «Мальчик-с-пальчик» Ш. Перро (режиссер-постановщик Валерий Баджи) и «Слономух» А. Малахова (режиссер-постановщик Валентина Бабкина). «Мальчик-с-пальчик» достаточно традиционная для театра кукол постановка, в которой сосуществуют как «живой», так и кукольный планы, поэтому невозможно не отметить прекрасную работу художника по куклам. Заслуживает внимания работа художника и в «Слономухе». Здесь удалось создать невероятно притягательный сказочный мир, в котором обитают очень странные, порой пугающие существа. Нужно сказать, что все десять лет работы фестиваля «В зеркале сцены» жюри неизменно отмечает высокий уровень художественного решения спектаклей этого театра и прекрасную работу с куклами. В этом году жюри отметило наградой «Лучшая работа художника» Викторию Горбунову - художника-постановщика спектакля «Слономух».

Елецкий драматический театр «Бенефис» показал спектакли «Горе от ума» А.С. Грибоедова (режиссер-постановщик Денис Кожевников) и «Морозко» (режиссер-постановщик Олег Климов).

К сожалению, в этом году елецкий театр, работы которого в прошлые сезоны бывали весьма высоко оценены жюри, не произвел столь же благоприятного впечатления. «Горе от ума» приглашенного режиссера Дениса Кожевникова стало весьма проходной работой, несмотря даже на постановочные ухищрения с помощью видеоряда. Случайные мизансцены, отсутствие ярких характеров - это в «Горе от ума»! - в итоге спектакль по одной из главных пьес русского репертуара получился вполне посредственным. И это при том, что жюри неизменно отмечает хороший уровень актеров елецкой труппы, а в прошлом году спектакль «Жить бы, да радоваться» по рассказам Шукшина в постановке Владимира Кузнецова - тоже приглашенного режиссера - заслужил награду победителя фестиваля «В зеркале сцены».

Таким образом, фестиваль высветил достаточно серьезную проблему провинциальной сцены: нужны режиссеры. Необходима работа руководства театров по поиску на стороне или воспитанию режиссеров в собственных коллективах. Какой бы профессиональной и крепкой не была бы труппа, без хорошей режиссуры любой проект будет обречен на неудачу. Казалось бы, совершенно очевидная вещь. Однако получается, что не совсем.

 

Фото с официальных сайтов театров

Фотогалерея