Сила художественного обобщения / ХХ Международный фестиваль «Мост дружбы» (Йошкар-Ола)

Выпуск №5-265/2024, Фестивали

Сила художественного обобщения / ХХ Международный фестиваль «Мост дружбы» (Йошкар-Ола)

В 2023 году в фестивале приняли участие 13 спектаклей из шести республик, входящих в состав РФ, один зарубежный - из Акмолинска (Казахстан), спектакли из Кинешмы и Ульяновска, две работы показали хозяева. Из Республики Татарстан приехали три коллектива. Афиша оказалась насыщенной, разнообразной.

Открывал фестиваль спектакль «Васса» по пьесе М. Горького, представленный театром из Петрозаводска (Республика Карелия) «Творческая мастерская». Спектакль, поставленный режиссером Сергеем Стеблюком шесть лет назад, не раз достойно представлял театр на самых разных фестивалях и за прошедшие годы ничего не потерял. Внятно, художественно убедительно рассказана история крушения дома Железновых, гибели его хозяйки. Виктория Федорова сыграла Вассу жестко, точно. Это женщина сильная, властная, но и безмерно уставшая от забот, свалившихся на ее плечи, от смутного понимания, что жизнь проиграна. Недаром на ней кожаный пояс-корсет - затянутая, застегнутая на все пуговицы, она томится и мечтает о простом женском счастье, увы, для нее невозможном. Ее столкновение с Рашелью (Галина Пелевина) сегодня звучит особенно актуально. Проиграли обе. История рассудила их, обеих осудив. Ни богатство, цена которому несчастная погубленная семья, ни исступленная преданность идее как у Рашели, заплатившей потерей сына, не стоят жертв, принесенных на алтарь мифических, призрачных ценностей. Поэтому монолог Людмилы, младшей дочери Вассы (Евгения Верещагина) о прекрасном саде, цветах, звучит так горько и пронзительно.

Государственный русский драматический театр Республики Чувашия (Чебоксары) привез драму «Братья Карамазовы», поставленную Олегом Куликовым (Санкт-Петербург). Спектакль получился сложный, перегруженный, противоречивый, хотя, безусловно, поставленный ищущим, одаренным режиссером, желающим найти свой подход к Достоевскому. Однако автор продолжает мстить тем, кто начинает ломать структуру произведения, характеристики и взаимоотношения персонажей, чьи судьбы так тесно, неразрывно соединены друг с другом. Один из самых сложных, крепко скроенных романов начинает «трещать» под напором придуманных эффектных сцен. Вот все появляются в черных очках, Вот Феня выходит с длиннющей косой, которая тянется за ней, как змея, через всю сцену. Вот баня - с паром и простынями, вот хула-хуп. Режиссерская фантазия неистощима, порой становится самоценной. При этом надо учесть, что спектакль вошел в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая Маска» в 2023 году, является участником престижного Международного фестиваля Ф.М. Достоевского (Великий Новгород) и одним из лидеров интернет-голосования газеты «Советская Чувашия» как «Лучшее культурное событие года», артисты спектакля отмечены дипломами республиканского конкурса театрального искусства «Узорчатый занавес» 2023 года. Значит, возникает серьезная необходимость поговорить не только об этой конкретной работе, но и о более подготовленной аудитории разобраться в вопросе современного воплощения классики на российской сцене. Такие спектакли, как работа Чувашского коллектива, заставляют думать, спорить, анализировать, искать пути дальнейшего развития российского театра.

Кинешемский драматический театр имени А.Н. Островского в юбилейный год Островского представил комедию классика «На бойком месте». Режиссер Наталья Николаева. Весело, изобретательно, с юмором представлена жизнь на постоялом дворе, на «бойком месте». Постановщик уловила нерв этой забавной, ироничной, а порой и страшноватой истории об алчном содержателе постоялого двора Бессудном (Виктор Смольков), его сластолюбивой завистливой интриганке жене Евгении Мироновне (Наталья Рыбакова), о его трогательной, любящей и страдающей сестре Аннушке (Дарья Виноградова). Помещик Павлин Ипполитович Миловидов в исполнении Антона Копчинского вполне узнаваемый герой многих пьес великого драматурга. Постановщики и исполнители увлеклись жанровым своеобразием пьесы, детективно-мелодраматической и чисто театральной занимательностью, но вместе с тем Островский предстал живым, острым, с яркими запоминающимися характерами и полнокровными персонажами.

Спектакль был показан в рамках Второго фестиваля «Вперед к Островскому!», состоявшегося в декабре 2022 года в Санкт-Петербурге. На фестивале русской драмы «Горячее сердце», прошедшем в Кинешемском театре в апреле, где спектакль «На бойком месте» был отмечен жюри за лучший актерский ансамбль.

Молодежный Театр на Булаке (Казань, Республика Татарстан) показал спектакль Наили Фаткуллиной «Не успели...ценить... искать... растить... качать...» Идея спектакля, его сюжет тоже принадлежат постановщику. Смысл показанного изложен в нескольких фразах, напечатанных на программке. «Спектакль-посвящение. Спектакль-память. Трогательные истории из писем, написанные и рассказанные детьми о маленьких радостях жизни, о первых мечтах, об умении ценить каждое мгновение.

Это истории детей, которые очень хотели, но НЕ успели ценить, НЕ успели искать, НЕ успели радовать, НЕ успели качать... И еще много, много всего... Судьбы наших героев найдут отклик в сердце каждого зрителя, ведь все мы были детьми, и все мы будем взрослыми.

Пластически-образная форма спектакля поможет зрителям еще глубже прочувствовать сюжет и пережить с героями все события, которые им подготовила судьба». В нем участвуют восемь актеров - Кристина Данилова, Дарья Васянова, Алина Михайлова, Иван Сагин, Александр Озеров, Елисей Петров, Фархад Рахимуллин, Тимур Хамидуллин. В чем-то наивный, пронзительный, чистый, горький спектакль рассказывает о рано оборвавшихся жизнях, о судьбах людей, детей, попавших под страшный «каток» войны и жестокости. Зрители эмоционально подключаются к рассказанным историям, воспринимая давние трагические события очень личностно.

Одной из самых запоминающихся работ фестиваля стал спектакль гостей из Республики Казахстан Акмолинского областного русского драматического театра из Кокшетау «Варшавская мелодия» по пьесе Леонида Зорина, жанр которой определен как «лирическая история любви». Надо отдать должное директору театра Бейбиту Салауатовичу Бахтыгерееву, необыкновенно деятельному руководителю собственного фестиваля, активно поддерживающему контакты и с российскими театрами, и с российскими фестивалями.

Василий Гречанников стал режиссером, сценографом, осуществил пластическое и музыкальное решение «Варшавской мелодии». В ролях - Оксана Науменко-Гречанникова (Гелена) и Андрей Владимиров (Виктор). 1 час 45 минут без антракта длится спектакль, напоенный любовью, нежностью, озорством, отчаяньем, борьбой с самими собой и обстоятельствами и верой в высшее предназначение человека. Все так просто внешне - два белых полотнища опускаются с колосников, с которыми интересно взаимодействуют герои, нехитрые предметы - окно, небольшой подиум. Актеры поданы крупным планом, зритель следит за каждым нюансом их чувств, за реакцией, за сменой настроения. Можно сколько угодно говорить об экстравагантных, ошеломляющих режиссерских решениях, но правда в том, что зритель ждет этого эмоционального соединения с героями, ищет в своей душе отклика на их чувства, страдания, радость. Театр - это, прежде всего (выскажу вполне банальную истину), разговор душ и сердец. Люди хотят про себя, про свои радости, сомнения, страдания, про жизнь и про любовь - про то, что, в конечном итоге и является смыслом человеческого существования.

На редкость удачным оказался актерский дуэт, лишенный и пафоса, и нарочитой театральности. Слезы на глазах зрителей и нескончаемые аплодисменты стали оценкой яркой и пронзительной работы.

Театр из Майкопа - Театральное объединение Республики Адыгея - привез редко исполняемую пьесу Евгения Шварца «Одна ночь». Драматург называл Майкоп «родиной моей души» и писал: «Но вот, наконец, совершается переезд в Майкоп, на родину моей души, в тот самый город, где я вырос таким, как есть. Все, что было потом, развивало или приглушало то, что во мне зародилось в эти майкопские годы». Поэтому обращение к его творчеству не случайно для театра из Майкопа.

Пьеса «Одна ночь» написана Шварцем, который первые месяцы войны оставался в Ленинграде, не хотел уезжать в эвакуацию, по ночам с женой дежурил на крыше дома, сбрасывал зажигалки. Но Шварц не был бы Шварцем, если бы реальные страшные события не превратил в сказку. Чудесным образом переходит линию фронта простая русская женщина Марфа Васильевна (Лия Теленкова) и приходит в дом, где надеется отыскать своего сына. Драматург показывает будни осажденного города, где есть и ужас, и повод для смеха, и суровые старики, и смешливая молодежь... Стилистика произведения сложна при всей внешней простоте. Постановщик Юрий Галушко, обратившись к теме стойкости ленинградцев в нечеловеческих условиях блокады (27 января 2024 - 80 лет со дня освобождения Ленинграда) решил поместить события частного характера - удивительную встречу матери с детьми в городе, находящемся на военном положении - в контекст большой истории. Так в спектакле появляется поэт Ольга Берггольц (Оксана Нуреева), машинистка Ленинградского Дома радио (Оксана Светлова), которые читают стихи, вселявшие в жителей веру и надежду. Есть и эффектная пластическая сцена противостояния злодеев в черной форме светлым силам, нежным девушкам. Конечно, это перегружает спектакль, но тем не менее возникает эмоционально насыщенное, волнующее зрелище, воспевающее героизм непобежденного народа. Подкупает трепетное отношение к выбранному материалу. Даже программка сделана в виде солдатского треугольника со штемпелем «Ленинград. Полевая почта».

«Хамелеоны» - спектакль, поставленный по рассказам А.П. Чехова «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Драма» и «Дипломат», представила Арт-резиденция «Созвездие-Йолдызлык» из Казани. Это второй приезд коллектива на фестиваль «Мост дружбы». Постановщики Александр Туманов и Дмитрий Платонов назвали свою работу «сатирическая комедия с элементами буффонады» и поразили стремительным темпом, умелым использованием гротескных приемов, гэгов, которые позволяют раскрыть парадоксальные ситуации, характеры персонажей - фанфаронов, недотеп, эксцентричных особ, недалеких самоуверенных хлыщей. Актеры почувствовали особенности жанра, работали смело, раскрывая неожиданные, смешные проявления персонажей, в которых искренность, пошлость, глупость и апломб слились в странный клубок противоречий, позволяющий разглядеть суть этих героев. В программке обозначены задачи режиссеров, поставивших спектакль «в традициях вахтанговской школы «фантастического реализма», позволяющих глубоко раскрыть внутренний мир персонажей, темные и светлые стороны человеческой натуры». А также определено, что «в постановке есть элементы пластического спектакля, буффонады, фарса и даже клоунады, подчеркивающих гротескность персонажей и всего происходящего».

Давняя традиция фестиваля - приглашать интересные коллективы из разных регионов России. Одним из таких стал Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова, который привез спектакль по пьесе А. Житковского «Космос». Пьеса модная, к ней обратились многие театры страны, в Москве в Театре им. А.С. Пушкина главную роль играет известная актриса Виктория Исакова.

Собственно, главная ценность пьесы и состоит в том, что в центре - образ немолодой, одинокой, отчаявшейся найти и любовь, и смысл существования женщины. Круговерть обыденных дел, нелюбимая работа преподавателем английского языка в школе, трудные отношения с взрослым сыном превратили ее в замотанную, уставшую тетку. Ну а дальше - волшебное «вдруг», возможно, изменит всё вокруг. В город должен приехать космонавт, когда-то живший в Бугульме и учившийся в одном классе с героиней Татьяной. Подготовка к встрече с космонавтом, наведение глянца на город и все дела, репетиция торжественной встречи, грандиозные планы по изменению жизни и... ничего. Визит отменяется. Но вернуться к прежней жизни уже невозможно.

Дарья Долматова, исполнительница роли 42-летней Татьяны, убедительно тонко передает сложные эмоции, переполняющие героиню, переходы от отчаянья к надежде, горечь и нежность, жесткость и жажду любви и счастья. Интересная, глубокая работа актрисы. Спектакль поставил главный режиссер театра Владимир Золотарь. Он проработал с прекрасными актерами Ульяновской драмы их роли, однако основной тональностью спектакля в соответствии с авторским замыслом, становится образ беспросветной, лишенной всяких перспектив жизни в небольшом городе российской глубинки.

Интересно, что на следующий день спектакль «Скрипка Ротшильда» по рассказу А.П. Чехова играли актеры Бугульминского государственного русского драматического театра имени А.В. Баталова (Республика Татарстан). На обсуждении возник разговор о пьесе «Космос». С обидой и непониманием, с любовью к своей малой родине говорили бугульминцы о родном городе, удивляясь, как в пьесе он превратился в символ бездуховности, отчаянного бессмысленного существования. Это к вопросу о силе художественного обобщения.

Спектакль «Скрипка Ротшильда» поставлен режиссером Владимиром Кузнецовым. Сам он из Владимирского театра драмы, где и поставил впервые этот рассказ. На сцену бугульминского театра он перенес свою владимирскую постановку, повторив и оформление, правда, в работе постановщика обнаружилась явная торопливость. Пластическое решение некоторых сцен, которые передавали настроение и атмосферу жизни Якова Иванова, оказались не столько органичными для актеров, сколько просто механически перенесенными приемами. И это при том, что актеры театра Александр Кочетов (Бронза-гробовщик), Лейсан Хабибуллина (Марфа), Рустам Файздрахманов (Ротшильд), Тимур Багаманов (Фельдшер) сумели передать особую чеховскую атмосферу рассказа о бесцельно, в злобе и стяжательстве прожитой жизни Бронзы, о задатках таланта, так и не сумевших облагородить его жизнь, о тихой страдалице Марфе, о стоической грусти Ротшильда, о привычном цинизме и равнодушии фельдшера.

Национальный Молодежный театр имени Мустая Карима из Уфы (Республика Башкортостан) показал недавнюю премьеру, трагикомедию «Поджигатель» по пьесе Григория Горина «Забыть Герострата» в постановке художественного руководителя театра режиссера Мусалима Кульбаева. Не было ни надоевших камер, транслирующих действие на экраны, ни внешнего осовременивания в костюмах и повадках, но спектакль оказался необыкновенно актуальным, очень сегодняшним, поднимающим вечные проблемы свободы и вседозволенности, закона и права сильного, влиятельного самоуправства и целесообразности, чести и безнаказанности. Темное пространство сцены, металлические конструкции рождали образ тюрьмы и даже лобного места, на которое выходили участники истории, отстаивая свое право на те или иные решения и поступки. Спектакль-диспут, спектакль-философский спор, сыгранный в хорошем темпе, обращающийся к думающему и сопереживающему зрителю, был увлекателен, поскольку постановщик, подчеркнув и детективную природу пьесы, обращался к разуму, опыту зрителей с призывом подумать, проанализировать происходящее, обозначить свою позицию. Эта работа, выстроенная уверенной рукой опытного постановщика и знатока аудитории, в который раз подтвердила простую истину: зритель совсем необязательно жаждет бездумного развлечения, а готов размышлять вместе с театром. Спектакль стал одним из открытий фестиваля. Работа Асхата Накиева (Клеон) доставила истинное наслаждение обдуманной, выверенной, внятной, искусной игрой.

Молодежный театр из Сыктывкара (Республика Коми) порадовал и маленьких зрителей, и их родителей очаровательной чеховской «Каштанкой». На сцене выстроено шапито, сияющее разноцветными огоньками. Обаяние старого цирка, клоуны, смешные и трогательные животные - прелестная Свинья, большая, необыкновенно пластичная, обаятельная, полная сил и позитива Анна Боян. Строг и надменен Кот Владимира Рочева. Гусь Ильи Кустышева забавен, доброжелателен, сцены его смерти вносят трагическую ноту в повествование, но именно это сочетание драматизма и праздничного циркового веселья и дает ощущение полноты и разнообразия жизни. Джордж Константина Карманова замечательно превращается в клоуна, дрессировщика - мягкость и в то же время строгость, заботливость и сердечность органично сочетаются в нем.

И, конечно, спектакль бы не состоялся, не окажись в труппе просто феерическая Александра Рочева. Гуттаперчевой, прелестной, худенькой, словно бескостной, готовой выполнить любой самый сложный немыслимый трюк, не умеющей стоять на месте, замирать, потому что она - сгусток немыслимой энергии и витальной силы. В этой постановке много ярких вставных сцен с участием пьеро и арлекинов. Атмосфера игры, жизнерадостного представления, жизни-праздника пронизывает действие, созданное режиссером и автором музыкального оформления Денисом Рассыхаевым.

Академический русский театр имени Г. Константинова, хозяин и организатор фестиваля, представил две работы. Одна - «Две стрелы» по пьесе Александра Володина, поставленная Иваном Немцевым. Это не первая режиссерская работа талантливого актера, с успехом исполняющего главные роли в знаковых спектаклях театра, и можно отметить его растущее мастерство режиссера, соединение бережного отношения к авторскому слову и стилю и умение ловко выстроить мизансцены, отношения персонажей, раскрыть главную мысль автора. Художник-постановщик Сергей Таныгин выстраивает на сцене загадочный и красочный мир. Высокий передвижной станок позволяет быстро менять место действия, добавляет динамичность рассказанной истории

В театре сложилась крепкая разнообразная труппа, неожиданные характеры, мастерски выписанные Володиным, помогают раскрыть новые грани дарования знакомых артистов. Трогателен Ушастый в исполнении Евгения Сорокина, который, несмотря на бесхитростность и даже наивность, проявляет недюжинную силу характера. Уверенно ведет роль Главы Рода Дамир Закиров. Эффектен Ходок Ильи Петрова, многогранен Долгоносик Сергея Матюшкина. Забавна Вдова Наили Сулеймановой. Как всегда хороша Юлия Охотникова - прекрасно двигающаяся, покоряющая своей энергией и обаянием в роли Вострой. По справедливости надо бы перечислить всех многочисленных участников спектакля, которые демонстрируют настоящую ансамблевую игру, позволяя проникнуть в глубину этой, на первой взгляд, забавно приключенческой, а на самом деле глубокой философски насыщенной пьесы, где решаются вопросы порядочности, предательства, обмана, продажности, столкновения толпы и личности, благородства и шкурных мелочных интересов.

Неожиданно театр обратился к пьесе почти тридцатилетней давности Никиты Воронова «Страсти по Торчалову». В свое время, когда это было свежее произведение, его поставили в Московском театре на Малой Бронной, достаточно широко шла она и в других театрах страны. Сейчас появились новые кумиры и востребованные авторы, но выяснилось, что пьеса, которая несет на себе явный отпечаток реалий своего времени, не потеряла актуальности. Ее коллизии захватывают и актеров, и зрителей, заставляя задуматься о важнейших вопросах человеческого существования.

Несколько искусственно, фантастически выстроенный сюжет дает возможность героям по-новому, неожиданно увидеть обычную круговерть своей жизни. Они встречаются на том свете. Да-да, именно там, за чертой реального и привычного неожиданно столкнувшись с предками - ярым большевиком 20-х годов ХХ века, неким асоциальным элементом недавнего прошлого, с дворовой девчонкой, кстати, давшей отпор любовным притязаниям самого Пушкина... Партийный функционер Павел Максимович Торчалов осознает никчемность, неправильность, убогость своей вполне благополучной и налаженной жизни, неожиданно став «как все».

«Страсти по Торчалову» - фантазия-трагикомедия, действие которой происходит в «зале ожидания» между двумя мирами. Туда и попал Торчалов, понял, что стал ошибкой машины времени, увидел себя со стороны и задумался: какой мерой будут измеряться через время его радости и горести? Эта роль - серьезный этап в творческой жизни Дамира Сафиуллина. Актер играет судьбу, его герой проходит нравственное испытание, заглядывает в себя - и увиденное порой ужасает его, порой заставляет испытывать стыд и горечь. Его дуэт с Риммой в исполнении ведущей актрисы театра Людмилы Мансуровой приковывает к себе внимание. В финале на сцене появляется самый настоящий веселый щенок, вызывая умиление зрителей. Оказывается, этот живой трогательный комочек то самое, о чем тайно мечтал главный герой. Тепло и человечность - вот истинные ценности.

Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл и Республики Калмыкия Владислав Константинов, художественный руководитель театра, уверенно ведущий коллектив от победы к победе. На прошлом фестивале была показана его глубокая, серьезная, многоплановая работа «Сладострастники» по «Братьям Карамазовым», удостоенная в 2023 году Государственной премии Республики Марий Эл. А уже после окончания фестиваля в декабре в театре сыграли искрометную комедию «Ханума» в постановке Владислава Константинова с Людмилой Мансуровой в главной роли.

Русский театр из Йошкар-Олы живет насыщенной творческой жизнью, продолжая осуществлять свою миссию поддержки и развития русских театров, работающих в Российской Федерации, в ближнем и дальнем зарубежье.

 

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея