Из династии Волковых / Иван Волков (Санкт-Петербург)

Выпуск №5-265/2024, Лица

Из династии Волковых / Иван Волков (Санкт-Петербург)

Иван Николаевич Волков - актер, композитор, звукорежиссер. Родился в Ленинграде. В 1997 году окончил актерский факультет РАТИ (ГИТИС, курс А.В. Бородина). В том же году вместе с Николаем Рощиным создал творческую группу, которая впоследствии стала государственным «Московским театром "А.Р.Т.О."» (Актерское Режиссерское Театральное Общество). С 1997 по 2001 год - актер Театра клоунады Вячеслава Полунина. С 2001 по 2006 - актер театра «Современник». В 2020 году принят в труппу Александринского театра.

Пишет музыку к спектаклям и фильмам. Лауреат премии «Золотая Маска».

Музыкальное измерение стало неотъемлемой принадлежностью драматических образов, созданных артистом в Александринском театре: Сирано де Бержерака, Павла Протасова в горьковских «Детях солнца». Его Флоран Лабруст из спектакля «Серотонин» в «Приюте комедианта» вообще на протяжении всего действия находится за роялем.



Под финал юбилейного года А.Н. Островского в Санкт-Петербургском Театре юных зрителей состоялась премьера спектакля «Лес» в постановке Уланбека Баялиева. В этом спектакле, посвященном 200-летию со дня рождения великого драматурга, нет ни образа леса, ни пеньков (усадьба Гурмыжской называется «Пеньки», и это часто обыгрывается театрами), а есть мир театрального закулисья, актерские пути и перепутья, есть и колдовское озеро, а где-то вверху угадывается «небо в алмазах». И музыка тоже колдует, все пространство спектакля заполнено музыкой, она играет огромную роль в художественном решении и смысловом наполнении действия. Звук здесь плотный, осязаемый, это отдельное действующее лицо, которое взаимодействует с другими персонажами, оттеняя, подчеркивая их характеры, порой выходит на авансцену, порой еле угадывается, как потаенный источник. Музыкальный объем спектакля выстроен композитором и артистом Иваном Волковым.

Волков занимает особое место в российском театральном ландшафте. За ним тянется шлейф семейной биографии, высокого потомственного происхождения. Такие актерские династии бывали раньше - Садовские, Каратыгины, Самойловы, Тобилевичи... Иван - из династии Волковых. Его дедушка Николай Волков-старший - бессмертный Старик Хоттабыч в фильме 1956 г., волшебник Эгль из «Алых парусов». Одессит Николай Николаевич во время войны оказался на Ташкентской киностудии, где снялся в фильме Якова Протазанова «Насреддин в Бухаре», сыграв роль звездочета Гуссейна-Гуслии. После войны вернулся в Одесский театр, о кино почти не помышлял. Но в 1956 году на «Ленфильме» в поисках исполнителя заглавной роли в картину «Старик Хоттабыч», увидели ролик из старой протазановской ленты, и звездочет Гуссейн-Гуслия стал волшебным джинном. С тех пор кинематограф прочно вошел в жизнь Николая Волкова-старшего.

Отец Ивана, Николай Волков-мл. - протагонист театра Анатолия Эфроса, легендарный эфросовский Дон Жуан, Подколесин, Отелло (интересно, что Иван Волков в шекспировском спектакле Александринки блестяще играет роль Яго). Критики писали, что у Эфроса была своя заветная тайна «трех карт», эти три карты назывались Волков -Яковлева - Дуров, он сочинял на них спектакли, раскладывал с ними потрясающие театральные пасьянсы!

Николай Волков-младший обладал каким-то особенным магнетизмом, негромкой тайной, способной заворожить публику, его скрытый темперамент подразумевал колоссальный внутренний драматизм при внешне сдержанном рисунке роли. Волков стал первым в Советском Союзе Шерлоком Холмсом, сыграв великого сыщика в фильме 1971 года «Собака Баскервилей». Роль Ватсона досталась популярному тогда Льву Круглому, после эмиграции которого лента долго пролежала на полке. Но недавно телезрители получили возможность по достоинству оценить красоту игры актерского дуэта. В знаменитом фильме «Белорусский вокзал» Николай Волков играет директора завода, начальника Дубинского (Анатолий Папанов), с неподражаемым юмором, одними лишь мимолетными оценками создавая образ человека, изумленно меняющего привычные представления о ближнем.

Выдающиеся театральные деятели были в роду и по материнской линии. И прежде всего, конечно, Ольга Волкова - знаменитая ленинградская травести, звезда ТЮЗа эпохи Зиновия Корогодского, впоследствии одна из любимых актрис Эльдара Рязанова, героиня фильмов «Забытая мелодия для флейты», «Небеса обетованные» и многих других.

Среди ее обычного тюзовского репертуара - зверушек, сказочных героев, пионеров и пионерок - были и такие выдающиеся роли как рыжая девочка-солнышко в драме «Трень-брень», девочка-радуга в «Радуге зимой» - программных спектаклях ТЮЗа. Писатель, театровед Татьяна Москвина вспоминала о «Трень-брень»: «Такая была повесть у Радия Погодина про рыжую девочку, как над ней смеялись глупые ребята, изводили, а потом она всем доказала, что молодец. Девочку эту играла великолепная Ольга Волкова». Были еще Мэри Пикфорд в пародийном обозрении «Наш, только наш», драматический образ Элен в спектакле «Сотворившая чудо». После тюзовской универсальной закалки Ольга Волкова играла в Ленинградском театре комедии, в БДТ, потом уехала в Москву.

С Николаем Волковым они познакомились, когда тот был на гастролях в Ленинграде, оказалось, что у них много общего во взглядах, вкусах, интересах, завязался роман. Жили на два города: она в Ленинграде, он в Москве. Расставание стало неизбежным. Ольга вспоминала: «Я взяла на себя ответственность за рождение нашего сына, так как мечтала стать мамой. Всегда говорила Ване, кто его папа, показывала фотографию. Впервые Ваня встретил отца, когда ему было семнадцать».

В этом возрасте Иван обрел вторую семью, отец сам позвонил и позвал его в столицу, когда юноша уже учился в ЛГИТМиКе. Николай Николаевич, выпускник Щукинского училища, хотел, чтобы сын поступал туда же, сам его готовил к экзаменам, но все же рекомендовал поступать везде, как когда-то делал сам. А когда Иван прошел и в Щукинское, и в ГИТИС, то неожиданно настоял, чтобы сын пошел в ГИТИС к Алексею Владимировичу Бородину.

Иван Волков признается, что отец был и остается его кумиром. А мама передала уважительное отношение к сцене и людям театра, привила чувство партнерства, образец которого явила, когда они вместе с сыном играли в музыкальном спектакле «Игрушечный побег» по мотивам книги Джанни Родари в постановке Леонида Трушкина.

Николай и Ольга Волковы сыграли вместе много лет спустя в антрепризном спектакле Театрально-концертного агентства «Арт-партнер XXI» «Железный класс» по пьесе А. Николаи (режиссер Николай Чиндяйкин) о немолодых людях, достойно встречающих закатную пору жизни.

Ольга Владимировна Волкова хотела, чтобы сын стал музыкантом, а он, по его признанию, всегда знал, что будет артистом. Иван получил музыкальное, но не композиторское образование. Позже, в годы учебы в ГИТИСе, ему захотелось написать музыку к студенческому спектаклю. Сейчас Иван Волков объединяет в своем творческом поле профессии актера, композитора и звукорежиссера, признаваясь: «Почти всегда я создаю музыку актерским мозгом, сердцем или душой, отсюда никуда не деться, потому что те задачи, которые ставит передо мной режиссер или которые я сам перед собой ставлю, они безусловно драматургического характера, актерский анализ присутствует, я не могу отделить себя от этой профессии, и я благодарен ей, потому что она помогает мне и с музыкой тоже. В этом смысле я не чистый композитор, если говорить в высоком смысле, я, скорее, занимаюсь звукорежиссурой для того, чтобы помочь сцене. Если артистам нравится музыка, меня это, конечно, вдохновляет, а им, надеюсь, помогает в способе существования».

Союз композитора Волкова и режиссера Баялиева сложился, когда Уланбек искал музыку для постановки и услышал композиции Ивана. Первой совместной работой стал «Вишневый сад» в Театре Ленсовета, сотворчество продолжилось спектаклем «Лес» в ТЮЗе им.А.А.Брянцева.

Иван Волков безусловно чувствует свое родство с ТЮЗом: «Театр юных зрителей с детства занимал большое место в моей жизни, потому что он имел огромное значение в жизни моей мамы, здесь начиналась ее актерская биография, я помню множество рассказов об этом периоде, я был пропитан ее впечатлениями, к которым потом добавились мои собственные. Она всегда просит передать привет этому театру, ей радостно вспоминать, я - как бы такой мостик от нее нынешней к ее тюзовской молодости. И мне приятно находиться, работать в этих стенах».

Артистами, режиссерами, музыкантами стали и другие дети Николая Николаевича Волкова - Николай, Дмитрий, Александра. По свидетельству Ивана, они все чувствуют родство между собой: «Наш брат Коля Волков, когда заканчивал ВГИК по режиссуре, делал дипломную работу по Беккету «В ожидании Годо». Мы с Митей играли Владимира и Эстрагона. Я потом, когда смотрел, что получилось, обнаружил удивительный эффект, почти голографический: мы с Митькой вместе, в сумме явили нашего батюшку. Удивительно. Митя по-своему похож на папу, я по-своему. Но когда мы оказались вместе на экране, возник такой странный эффект».

Мы беседуем с Иваном о роли музыки в драматическом театре.

- Вы как композитор считаете себя соавтором спектакля?

- Композитор в чем-то соавтор спектакля, хотя все-таки я исполняю те или иные задачи в зависимости от режиссеров, проектов или жанров. Бывает, что сам композитор предлагает какие-то решения, но в работе над спектаклем «Лес» я старался, в основном, отразить то, что просил режиссер Уланбек Баялиев. Могу ли считать себя соавтором спектакля, не знаю, скорее, я партнер или часть постановочной команды.

- Проецируете ли вы свою музыку на себя как артиста?

- Почти всегда я создаю музыку актерским мозгом, сердцем или душой, отсюда никуда не деться. Иногда музыка может быть перпендикулярной тому, что происходит на сцене, это тоже достаточно интересно.

- Как сложилось ваше сотрудничество с режиссером Уланбеком Баялиевым?

- Наш союз сложился спонтанно, Уланбек искал композитора для своей постановки, попросил меня прислать какие-то композиции, вероятно, они его устроили, и мы начали работать. С режиссером мы обсуждали каждого из персонажей, какая может быть музыкальная тема, ему посвященная или отражающая его характер. Обсуждалась и режиссерская концепция, то, что действие происходит в театральном мире, в закулисье, это сразу задало мне какое-то внутреннее направление.

- Насколько меняется характер музыки в процессе создания спектакля?

- Характер музыки, конечно, меняется, но изменения достаточно сложно предвидеть, всегда есть разные пробы: есть попадания, нет попаданий, что-то в корзину, что-то в копилку - обычный такой процесс.

- Участвуете ли вы в репетициях озвученных вами спектаклей?

- Я люблю бывать во время репетиций и даже до репетиционного периода, если в этом есть необходимость. Но это опять-таки зависит от режиссера, его метода работы. В том, как работает Уланбек, я не видел необходимости присутствия на ранних этапах репетиции, потому что спектакль у него складывается, собирается как пазл ближе к премьере, на начальном этапе практически невозможно и даже бессмысленно угадать, что будет в финале, скорее, можно напитаться какими-то тонкими материями, из которых черпать мысли для собственного сочинения. А поскольку мышление Уланбека достаточно сложное, плюс приветствуется коллективное участие артистов в этой истории, то здесь удобнее дождаться, когда все более или менее сформируется ближе к премьере, и тогда уже активизировать процесс выдачи музыкального материала.

- Довольны ли вы результатом творческого труда в спектакле «Лес»?

- Мне трудно себя судить объективно, я всегда доволен результатом, если доволен результатом режиссер. Это ключевое. Там есть шероховатости моей личной кухни, если предъявлять себе гамбургский счет, какие-то вещи хотелось бы больше поддержать или подчеркнуть, не знаю, заметит это кто-то или нет, но все равно результатом в целом я доволен. Мне очень понравился спектакль по Островскому, тема театра и актерской судьбы мне близка. К тому же Уланбек просто подарочный режиссер для артистов, когда практически у каждого есть зона для самореализации. В спектакле огромный объем юмора, так называемых пасхалок, деталей, посвященных главной теме. И, конечно, там замечательные, самого высокого уровня актерские работы.

Фото из открытых источников в Интернете


Фотогалерея