Нежный возраст / Творческий центр "Учебный театр" в Воронеже

Выпуск №5-265/2024, Мастерская

Нежный возраст / Творческий центр "Учебный театр" в Воронеже

В Воронеже на сцене Дома актера открылся творческий центр «Учебный театр». Пока в афише два спектакля: «Спасти камер-юнкера Пушкина» и «Сон в летнюю ночь». Дипломные постановки студентов-выпускников театрального факультета ВГИИ уже стали репертуарными. Они играются один раз в месяц и на них, пишут, билеты раскупают очень быстро.

Говорить о творческой дружбе Воронежского государственного института искусств и воронежского Дома актера даже неловко. Она существует не только в силу профессионального интереса. Здесь давно сложились родственные отношения, где в общем семейном альбоме есть имена теперь уже известных артистов, музыкантов, режиссеров, педагогов и мастеров института. Дом актера исторически был и остается площадкой для реализации отдельных авторских проектов, показов дипломных спектаклей театрального факультета. Позже тесная коллаборация начинается уже на другом сценическом уровне, когда бывшие становятся нынешними и приводят на эту сцену уже настоящих. Воронежские театралы прекрасно помнят показы в Молодежном театре. Увы, с оттенком грусти о его печальной судьбе. По сути, теперь площадка в Доме актера - единственная, где студенты-выпускники могут играть на публику, а та, соответственно, смотреть и реагировать. Мы помним много славных дипломных постановок Надточиева, Тополаги, Сисикиной, Дундукова, но все они уходили после одного или двух показов куда-то в космос. Весной 2023 года ситуация изменилась. В Доме актера открылся творческий центр «Учебный театр». Появился он по инициативе ректора Института искусств, народного артиста России Сергея Карпова и Воронежского отделения СТД РФ.

«Учебный театр» - регулярный репертуарный проект с отдельным финансированием регионального Министерства культуры. Это позволяет пригласить профессионалов - режиссеров, художников, сделать красивые декорации и костюмы. Пока в афише две постановки, в перспективе обещают еще. Спектакли будут ставить как педагоги курса, так и приглашенные режиссеры. Это было принципиально важно для ректора: наметить некий выход из привычной «зоны комфорта». Режиссер, заслуженный артист России Зураб Нанобашвили известен своими работами во многих театрах страны. В «Учебном театре» он поставил «Спасти камер-юнкера Пушкина» по пьесе Михаила Хейфеца прошлой весной. Здесь сделаю небольшую ремарку. В свое время профессор факультета журналистики ВГУ, известный театральный критик Лев Кройчик уделял особое внимание творческой дружбе будущих артистов и журналистов. Он водил нас смотреть (я была среди этих счастливцев) дипломные показы «Вишневого сада», «Над пропастью во ржи», «Тани», «Женитьбы Бальзаминова», «Стеклянного зверинца» и другие прекрасные работы. Мы смотрели, восхищались, размышляли, проводили совместное обсуждение, писали первые рецензии. Такая неформальная атмосфера юношеского сотворчества, открытия для себя мира театра, его секретов, людей для нас была отличной профессиональной школой и возможностью найти друзей. Для будущих артистов, наверное, тоже. Спустя годы, в ноябре 2023, студенты журфака вновь пошли в гости к театралам. Они смотрели «Спасти камер-юнкера Пушкина». Одна из зрительниц, Валерия Барановская, моя студентка, поделилась своим отзывом. Мне кажется, в этой статье про нежный возраст, он будет уместен.

«У пьесы Михаила Хейфеца довольно счастливая судьба. Ее часто ставят в театре. Хотя она и написана в форме монолога. Режиссер спектакля Зураб Нанобашвили, обратившись к ней, сделал собственную инсценировку и разложил ее на одиннадцать героев, где каждый из артистов на своем месте. Вместе со студентами одну из главных ролей играет артист Камерного театра, руководитель выпускного курса, заслуженный артист России Андрей Мирошников. Такое партнерство держит в напряжении и дает определенный нерв действию. Для каждого это сотрудничество несет определенный уровень испытаний.

По сути пьеса Хейфеца - бытовая комедия. Но на поверку выходит, что история одного несостоявшегося подвига - драма, содержащая глубокие философские мысли и аллегории. Именно это мы считываем в спектакле Нанобашвили. Сценический рассказ отрицания и взросления обычного мальчика Миши Питунина в исполнении молодых артистов внезапно становится откровением. Есть ощущение, что этот процесс зрители переживают вместе с ними.

Режиссер убрал из пьесы несколько сцен, ярко передающих атмосферу 1990-х, чтобы максимально приблизить современного зрителя к происходящему на сцене. Зураб Нанобашвили ввел дополнительную линию, выводящую зрителя на другой уровень - фрагменты из произведений Александра Сергеевича Пушкина. Диалог Фауста и Мефистофеля добавил спектаклю мистической атмосферы и помог зрителям лучше понять состояние главного героя. Студенты института искусств великолепно справились с задачей воплощения каждого персонажа на сцене, выделив их индивидуальность и душевные особенности. В частности, порадовали точные и насыщенные перформансы, которые заставляют зрителя задуматься и порой по-новому взглянуть на классическое произведение.

В спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» режиссер Нанобашвили выступает и в качестве художника. Здесь все работает на общую идею, в том числе и его музыкальное оформление. Сценография и костюмы помогли глубже погрузиться в атмосферу времени и событий, переданных в пьесе. Юмор, драйв, трагедия, накал страстей, эмоциональный контакт артистов со зрителями порой достигал почти осязаемого градуса. И даже если вы внезапно прочли пьесу Хейфеца до просмотра спектакля Зураба Нанобашвили, интрига выдержана до самого финала.

Спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» в исполнении студентов Воронежского института искусств - яркое и волнующее театральное событие, которое поражает своей искренностью, профессионализмом и уникальным творческим подходом. Эмоции, исходящие от студентов на сцене, были очень тепло приняты зрителями».

После отзыва Валерии Барановской мне лично захотелось самой посмотреть спектакль, тем более что я видела другую постановку «Учебного театра», «Сон в летнюю ночь». Режиссер и педагог Александр Сидоренко не ошибся в выборе. Трехчасовая история любви божественно прекрасных и ужасных людей, заигравшихся с чувствами и природой, - это всегда интересно. О, сколько версий дивных шекспировской комедии видела мировая сцена. Роскошная пьеса просто заточена под игру: здесь и театральный азарт, и проблемы от «любит-не любит» до «в чем смысл бытия?!». И здесь юность и отчасти неопытность актеров становятся уже привлекательным ходом. Следить за сюжетом получается, но все же большее наслаждение доставляют не дуэты по ходу пьесы, а невольные партнерские партии, видимо, тянущиеся из дружеских отношений в жизни. Режиссер Сидоренко, как умелый мастер, работает с материалом легко и свободно. По крайней мере, такое впечатление складывается у зрителей, явно получающих удовольствие от игры молодых артистов (вокруг меня был сплошной восторг, важно, что это были не критики, друзья и родственники!). Понятно, что проделана огромная работа. От распределения ролей (даже эпизодические роли - попадание в точку!) до работы на профессиональной сцене Дома актера в достаточно сложных декорациях и световой сценографии (художник Алексей Мочалов, художник по свету Егор Казаченко). Понятно, что есть куда расти, над чем работать и прочее, прочее, но динамика действия и резвость актеров снимали ряд вопросов и держали в интересе три часа действия.

Смотреть дипломные спектакли невероятно интересно. Молодой актер имеет множество лиц, вот здесь немного Миронова или Яковлевой, а вот Гаррель или Уинслет, но, на самом деле, сквозь ученический налет у каждого пробивается свое, уникальное лицо, стиль, пластика, манера. В спектакле принимает участие весь курс. Партнерские отношения на сцене - тонкое искусство. Этому можно научиться только на практике. Не менее значимо - показ на совершенно другой площадке. Спектакль «Сон в летнюю ночь» достаточно успешно отыграли в Тамбове на 16-м театральном фестивале «Виват, театр!». Кстати, два артиста, выпускники театрального факультета Ангелина Михайлова и Алексей Киселев, стали лауреатами.

«Сон в летнюю ночь» - очень музыкальный спектакль. Здесь много поют и играют, это прием, ход и торжество способностей. Ребята делают это хорошо, с максимальной отдачей. Вот мы дошли до главного: такую энергию ты получаешь чаще всего на студенческих спектаклях. Это чистая любовь к сцене, профессии, это попытка найти себя в ней, доверие мастеру и тысяча сердец зрителям.

«Учебный театр» в Доме актера - очень важный и перспективный проект. Это и дань традициям, и признание любви к театру будущего, и понимание непростых современных реалий жизни творческого человека. Выступать на профессиональной сцене - мечта каждого студента института искусств. А зрителю - возможность увидеть будущих звезд сцены и экрана.

 

Фото Н. КОНЬШИНОЙ, В. ПАНОВА, Р. УЛАНОВА

Фотогалерея