Рыцарь без страха и упрека. Вспоминая Василия Ланового

Выпуск №5-265/2024, Вспоминая

Рыцарь без страха и упрека. Вспоминая Василия Ланового

Красивый человек во всех смыслах этого слова. Красивый внешне - высокий, стройный, с прямой спиной, которую не согнули годы. Благородное лицо, аристократизм - откуда он у простого паренька, чьи родители родом из украинского села? И шляпа, и буденовка, и фуражка, и кокетливый шейный платочек, и гимнастерка, и фрак, и мундир, и китель, и рубаха одинаково ладно сидели на нем.

Романтический Грей, приплывший к любимой на корабле под алыми парусами, отчаянный герой революции Павка Корчагин, бесстрашный офицер Варавва, который твердо знал, что есть такая профессия - Родину защищать, светский хлыщ на пляже, влюбленный Вронский и порочный красавец Анатоль Курагин... Его появление на экране - это всегда запоминающиеся образы, точность в передаче характера, бешеный темперамент, глубина и виртуозное мастерство. Миллионы женских сердец замирали от любви и восторга, миллионы мальчишек и взрослых мужчин восхищались его мужественностью и харизмой.

Но главной любовью Василия Семеновича Ланового был и оставался ТЕАТР, Театр Вахтангова, которому он преданно служил 64 года, придя туда в 1957 году, после окончания Щукинского театрального училища. Его педагогом была первая исполнительница Турандот, ученица Е.Б. Вахтангова Цецилия Львовна Мансурова. А первой значимой ролью, с которой началось восхождение Василия Ланового на вахтанговский Олимп, стал принц Калаф в возобновленной в 1963 году «Принцессе Турандот».

За долгие годы он сыграл более пятидесяти ролей, восхищая мастерством, которое совершенствовалось год от года, мощью, романтической приподнятостью, бешеным напором, умением подняться над обыденностью, особой театральной отточенностью своих ролей и предельной внутренней наполненностью и достоверностью своих героев.

Цезарь («Антоний и Клеопатра»), Зильбербрант («Господа Глембаи»), Огнев Фронт»), Маяковский Конармия»), Протасов («Дети солнца»), Виктор («Иркутская история»), Маркиз Падетруа («Золушка»), Дон Гуан («Маленькие трагедии»), Сагадеев («Тринадцатый председатель»), Троцкий («Брестский мир»), Бернард Шоу («Милый лжец»), Генри II («Лев зимой»), Фредерик («Фредерик, или Бульвар преступлений»), Абель Знорко («Посвящение Еве»), Отец Последние луны»), Поэт («Пристань») - это лишь небольшая часть ролей, сыгранных им с безупречным вкусом, особым сценическим шиком, филигранной отточенностью фраз и жестов. Пафос и лукавство, надменность и сердечность, особый интонационный рисунок речи, подчеркнутые модуляции красивого, глубокого голоса и органичность, блистательное владение внешней формой и глубочайшее постижение самых разных характеров, героика и юмор - Василий Лановой владел всей богатой палитрой выразительных средств, направленных на раскрытие мысли автора, его неповторимого стиля.

Он трогал, убеждал, заставлял верить его героям, которые становились частью нашей жизни и не давали забыть, что перед тобой виртуозный мастер.

Он всегда ощущал приподнятость сцены над привычной жизнью.

Герои, сыгранные Василием Лановым, были не из тех, кто теряется в толпе, они всегда оставались особенными.

Василий Семенович блистательно читал стихи - любимым автором был Александр Сергеевич Пушкин. С 1995 года В.С. Лановой возглавлял кафедру сценической речи и художественного слова в родном Театральном институте имени Б.В. Щукина.

Лановой был человеком ярко выраженной гражданской позиции, твердых принципов и настоящим патриотом. Он жил в согласии со своим внутренним кодексом чести, отстаивал свои убеждения, не взирая на моду, резко высказывался в интервью, но его полем сражения за свои идеалы оставалось искусство.

Честь и достоинство для Василия Семеновича не были пустыми словами. Свое восхищение солдатами России он вложил в чтение закадрового текста в киноэпопее «Великая Отечественная». Но в одном из давних интервью любимой киноролью назвал отдыхающего на пляже молодого человека из «Полосатого рейса».

Так в человеке и артисте органично смешивались подлинный пафос и искрометный юмор...

В последние годы Василий Лановой возглавил движение «Бессмертный полк» (председатель попечительского совета патриотической акции «Бессмертный полк»). И это было естественной для него гражданской и душевной потребностью.

Василий Семенович Лановой был удостоен множества правительственных и профессиональных наград. В декабре 2020 года стал почетным гражданином города Москвы, которую любил всем сердцем.

14 сентября 2020 года, перед началом 100-го юбилейного вахтанговского сезона, вместе со своей многолетней партнершей Юлией Борисовой Василий Семенович открывал памятник Евгению Вахтангову. Он мечтал, нет, был уверен, что встретит 100-летие любимого Театра.

... Имя Василия Семеновича Ланового золотыми буквами вписано в историю Вахтанговского театра. Он ушел - но навсегда остался с нами в нашей благодарной памяти.


P.S. 16 января 2024 года, в день 90-летия В.С. Ланового, на основной сцене Театра Вахтангова была показана литературно-музыкальная композиция «Певцу любви, дубрав и мира...» - посвящение Лановому режиссера Эльдара Трамова и Дома-Театра замечательного мастера. В вечере приняли участие партнеры и ученики В.С. Ланового.

 

Фото с официального сайта Театра им. Евг. Вахтангова

Фотогалерея