Память - это уроки / К 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда

Выпуск №6-266/2024, Дата

Память - это уроки / К 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда

8 февраля - одна из важнейших дат в истории не только отечественного театрального искусства: 150 лет назад родился Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Уже давно стали известны воспоминания о Мастере тех, кто работал, общался с ним, был рядом и вместе на протяжении долгого или недолгого времени. Известны и рецензии - восторженные новаторством режиссера и возмущенные им. Вошло и исчезло из театрального обихода понятие «мейерхольдовщина», кстати, и самим Всеволодом Эмильевичем не раз использованное. Примерно первые полтора десятилетия после его трагической гибели в 1940 году над именем, театром и методикой Мейерхольда висело молчание, затем постепенно начали появляться воспоминания артистов, работавших с Мастером и рассказывающих о репетициях и спектаклях, о его личности.

Режиссер Валерий Фокин, возглавив сначала Центр Мейерхольда в Москве, а затем и Александринский театр в Санкт-Петербурге сделал много для увековечения памяти Всеволода Эмильевича; режиссер и артист Алексей Левинский не только тщательно изучил, но и начал применять на практике и обучать артистов биомеханике; Наталья Кугель в Пензе добилась реконструкции дома, где родился Мейерхольд, и создала не только замечательный музей, но и театр его имени при обновленном доме; трудно перечислить имена историков театра и театроведов, внесших научный, серьезнейший вклад в изучение наследия Мастера.

Но необходимо назвать историка и театроведа Константина Лазаревича Рудницкого, глубокого и серьезного театрального критика, статьи которого с интересом читаются и сегодня. Именно он первым 55 лет назад, в 1969 году подошел к творчеству Мейерхольда, поставив задачей «возможно более конкретной и точной реконструкции спектаклей... не в виде теоретических формул, а в зримой реальности сценических композиций». Лучшим путем стал для историка театра рассказ о том, «что и как делал Мейерхольд на театре и о том, какое впечатление производили его спектакли».

Так появилась уникальная и по сей день актуальная (несмотря на множество новых, содержательных монографий и публикаций) книга «Режиссер Мейерхольд», выпущенная в свет издательством «Наука». Вряд ли сегодняшний исследователь, будь он теоретиком или практиком, или тем и другим одновременно, обойдется без детального изучения тщательно собранных и процитированных Рудницким материалов: газетных рецензий, биографии Н.Д. Волкова (1929), книги Б.В. Алперса (1931), А.А. Гвоздева (1927), появившихся после 1956 года публикаций И. Ильинского, С. Эйзенштейна, В. Плучека, А. Гладкова, А. Февральского, Л. Варпаховского, опубликованных его дочерью, актрисой Анной Варпаховской, и других. Но, пожалуй, главным достоинством книги Константина Рудницкого является то, что в ней приведены и обобщены не только выдержки из периодики и изданных при жизни Мейерхольда книг, но и почти неизвестные на момент выхода книги «Режиссер Мейерхольд» архивные материалы.

Издание, рассчитанное на широкую читательскую аудиторию, могло бы позволить себе рассказать о Всеволоде Эмильевиче Мейерхольде - о его биографии, о первых опытах, о работе с К.С. Станиславским и Вл.И. Немировичем-Данченко, о спектаклях с Верой Федоровной Комиссаржевской и отношениях с Михаилом Чеховым, Владимиром Маяковским, Леонидом Варпаховским и другими виднейшими деятелями отечественной культуры. О спектаклях Всеволода Эмильевича в Театре революции, которым он руководил. О строительстве задуманного им грандиозного здания театра с залом, объединяющим артистов и публику. О трагической гибели Мастера...

Но журнал «Страстной бульвар, 10» рассчитан на иную аудиторию - людей, так или иначе причастных к театральному искусству. И в большей или меньшей степени эти рассказы будут повторением уже известного, потому, думается, важнее кому-то из читавших напомнить, а для кого-то открыть одну из важнейших формулировок Константина Рудницкого именно для современного театрального искусства - попытки Мейерхольда разрушить границу между «условным театром» и «театром прямых жизненных соответствий». На примере конкретных спектаклей Мастера, его теоретических и практических поисках и обретениях рассматривается путь артиста и режиссера, невымышленно важный для сегодняшнего состояния театра. Возможно, отчетливее, чем прежде подтверждается мысль исследователя о том, что «распространенное мнение, будто условный театр - антитеза театру реалистическому, не выдерживает серьезной критики. С тем же успехом можно было бы утверждать, что понятие «проза» равнозначно понятию «реализм», а понятие «поэзия» с реализмом несовместимо... Действительность формируется согласно избранному аспекту ее образного осмысления».

А эти аспекты сегодняшнего театра на редкость разнообразны, порой не только резко отличаются один от другого, но и вступают в противоречия, пытаясь доказать каждый свою истинность и необходимость современному миру искусств. И часто довольно беззастенчиво «заимствуют» то, что использовано в создании спектакля другими режиссерами.

Насколько это правомерно - спорить бессмысленно: зрительский опыт индивидуален, а порой и зависим от мнений окружающих (профессиональная критика сегодня воспринимается многими «от противного»), но, как правило, преобладает воздействие того спектакля, который не стремится жестко противопоставить «прозу» и «поэзию» жизни, а органически сочетает их одновременно в эмоциональном и интеллектуальном восприятии зрительской аудитории. Что блистательно удалось Всеволоду Мейерхольду, по мнению исследователей его творчества, в спектакле Театра революции «Доходное место» А.Н. Островского. Недоумение критики и любовь зрителей вырастали, фактически, из одного корня: необычность почерка режиссера, в котором едва ли не впервые органически сочетались условность и жизненные соответствия. По словам современного исследователя творчества Мастера, Вадима Щербакова, «Мейерхольд создал не просто шедевр - его постановка заложила матрицу подхода советской режиссуры к пьесам классического наследия». К этому привел режиссера не только опыт постановки спектаклей на драматических сценах, но и едва ли не в первую очередь опыт работы над оперными спектаклями, что представляется важным сегодня, когда нередко привлекают к работе в музыкальных театрах тех, кто незаурядно проявил свое дарование на драматических подмостках.

И особую ценность приобретает открытие Мейерхольда в подходе именно сегодняшней режиссуры к постановкам классических спектаклей, в которых зачастую условность ломает жизненные соответствия, приобретенные за века и десятилетия создания пьесы. В частности, атмосферу существования персонажей, ставших классическими во многом благодаря тому, что «поэзия» и «проза», не мешая друг другу, созидали их черты определенных личностей, сферу общения. То, что мы называем «ароматом эпохи». А ведь очень многое осталось современным по характерам, ситуациям, проблемам, настроениям - вряд ли помочь восприятию зрителя может только лишь замена интерьеров, одежды, порой и языка...

Юбилейная дата Мастера, внесшего глубочайший вклад в развитие театрального искусства, взывает к серьезному изучению его наследия именно сегодня уже не столько теоретиками, сколько практиками. Благо, литература о Всеволоде Эмильевиче Мейерхольде, о его личности, о работе над каждым спектаклем, о неустанных поисках себя и своего искусства обширна и доступна. И сверять свое творчество с пройденным Мастером очень непростым путем - лучший дар памяти о нем!

Фотогалерея