КАЗАНЬ. Верить надо — счастье рядом!

Выпуск №6-266/2024, В Роccии

КАЗАНЬ. Верить надо — счастье рядом!

«Счастье ищем мы подчас / Там, где нет его для нас / Верить надо: счастье рядом / Рядом взгляд любимых глаз».

Эти незамысловатые слова милой песни на зажигательные мелодии Энн Дадли, а также В. Козина в обработке и живом исполнении инструментальной группы театра с энтузиазмом, пританцовывая, меняясь партнерами и выдавая роскошный чарльстон - особенно хороша в нем ведущая актриса театра Светлана Романова - в бешеном темпе весело распевают все участники очаровательного, вроде и забытого, но неизменно возрождающегося как птица Феникс из пепла, популярнейшего в тридцатые годы прошлого столетия водевиля драматурга Василия Шкваркина «Чужой ребенок» (1933), который сразу был поставлен более чем в 500 театрах. Недавняя премьера в Казанском академическом русском большом драматическом театре имени В.И. Качалова искрометной комедии советского драматурга мгновенно забирает в плен благодарных зрителей, даря им море положительных эмоций, веру в добро, справедливость, семейные ценности, искреннюю дружбу и верную любовь. Злодеи, вернее, вредины, к финалу, конечно же, раскаиваются. Влюбленные выясняют все недоразумения, а брошенная коварным соблазнителем беременная юная особа, во-первых, принимает верное решение обязательно рожать ребенка, хотя «любитель клубнички» подталкивает ее к тому, чтобы избавиться от него. А еще, конечно же, находит верного обожателя, готового на ней жениться, всем сердцем полюбившего чужого... нет, безусловного, раз и навсегда своего, ребенка.

Сюжет почти рассказан, и, кажется, писать уже не о чем, но это не так. Главная интрига не раскрыта. Маня, очаровательная героиня пьесы, молодая актриса, никак не может понять характер персонажа, которого ей предстоит сыграть. Мане надо убедительно изобразить девушку, которую бросил ухажер, узнав, что она ждет ребенка, а строгие родители выгоняют ее из дома. Благополучная и всеми любимая Маня никак не может уловить состояние своей будущей героини, на все лады повторяет слова роли, записывает свои соображения в дневник.

Ее монолог слышит сплетница Зина, завистливая подружка и принимает слова роли за реальную исповедь Мани, радостно сообщает всем пикантную новость, многочисленные кавалеры, ошарашенные услышанным, не спешат броситься бедной девушке на помощь.

Конечно, всё проясняется, кавалеры снова рядом с Маней и готовы ей помочь, ребенка усыновить, ни словом не напомнить любимой о случившемся в будущем.

Пьеса Шкваркина выстроена с соблюдением всех законов классической комедии положений, известных еще со времен древней римской комедии. Тут и занимательные quid pro quo (кто про что), веселая путаница, несоответствия, рождающиеся от взаимного непонимания.

И неожиданные подмены, и резкие повороты сюжета, и внезапное изменение оценки происходящего персонажами. Актерам есть что играть, им предоставлена возможность изобразить гипертрофированные чувства и рвать страсть «в клочки». А также проявить себя в лирических трогательных сценах, и патетических, и мелодраматических. Дополнительный комический эффект создает ситуация, когда зритель посвящен в тайну Мани и знает заранее, что ни о каком настоящем ребенке речь не идет. А герои на сцене мучаются, переживают, ищут пути отступления и наступления. И все это в бешеном темпе, на фоне веселой кутерьмы и бесконечных зажигательных песен и танцев, когда герои вдруг пускаются в пляс, весело поют, демонстрируют свои таланты и мастерство.

Нельзя забывать и о чисто утилитарной задаче, которую решал при выборе и постановке пьесы художественный руководитель театра, неистощимый на выдумки, яркие сценические решения народный артист России и Татарстана Александр Славутский:

«В нашем театре появились шесть молодых артистов, которых я взял в труппу. Я должен был ввести их в репертуар, но ввести с работой, которая была бы достойной и убедительной. И мы сделали этот спектакль - сочинили, по существу. Конечно, мы очень много поправили, стихи дописали, песни ввели в этот спектакль. Сделали такую музыкальную комедию. Но здесь достаточно серьезное драматическое начало: Василий Шкваркин был серьезный драматург, его пьесы шли по всему Советскому Союзу».

Славутскому в этом спектакле принадлежат постановка, костюмы, музыкальное решение. Костюмы просто великолепные. Сконструировала их известный казанский модельер Екатерина Борисова. 1930-е - рай для актрис. Пышные рукава и воротники, юбки солнце-клеш с непременными нижними, изящные туфельки. Эти наряды подчеркивают женственность и привлекательность очаровательных молодых актрис Алены Козловой и Кристины Андреевой. А на сплетнице Зине экстравагантный, очень театральный брючный костюм, который так ей идет. Светлана Романова, исполняющая роль Ольги Павловны, матери Мани, поначалу тоже появляется в песочного цвета брючном военизированном костюме с бриджами, а позже - в элегантном струящемся платье.

Мужчины также импозантны и одеты в соответствии с характером, общественным положением и конкретной ситуацией. Михаил Галицкий (Сергей Петрович Караулов), старый музыкант, играющий в оркестре на виолончели, отец Мани, нетороплив, вальяжен, он хочет покоя и неспешного течения налаженной жизни. Его изысканная блуза - это и домашний, соответствующий расслабленной дачной жизни предмет гардероба, и намек на артистичность натуры, как и неизменные ноты в руке.

Дуэты Ольги Павловны и Сергея Петровича органично вписываются в жизнь молодых, энергичных студентов, строителей новой жизни, в то же время в этих сценах очаровывает их нежное отношение друг к другу, где заботливость и разумный напор Ольги Павловны, деятельность ее натуры оттеняется некоей ленцой и даже легкими капризами супруга.

Жених Мани, Костя в исполнении Владимира Пироженко, одет в белый костюм-тройку с жилетом. Свой чересчур парадный вид он объясняет другу важностью предстоящего объяснения с Маней, на которой он мечтает жениться. Нарядная Маня и элегантный Костя составляют чудесную пару, прекрасно смотрятся вместе, восхищают умением двигаться, исполнять непростые, но очень популярные в то время танцы. Алена Козлова, молодая прима театра, и здесь восхищает своим темпераментом, умением быть насмешливой, уверенной, легко вписываться в самые неожиданные обстоятельства, оставаясь своенравной и обольстительной.

Друга и сокурсника Кости, горячего обаятельного кавказского парня Якова из Аджарии играет Виктор Шестаков, всегда интересный и очень разный актер. В его исполнении Яков, напоминающий неугомонного Фигаро, предстает весельчаком, человеком неуемной энергии и отзывчивого сердца, носителем деятельного добра. Его неунывающий нрав и чуткость, искренняя влюбленность в Раечку, которую бросил кавалер, оставив в «интересном» положении, помогает растерявшейся девушке снова поверить в любовь. Яков готов на всё, чтобы оттаяло сердце подруги, он исполняет зажигательный кавказский танец, обещает ей счастливую жизнь.

Раечка Кристины Андреевой поначалу излишне серьезна, напряжена, видно, как непросто ей справляться с испытаниями. Но постепенно словно оттаивает, и в ней пленяют искреннее свежее чувство и задор, что так свойственно молодой девушке. Раечка меняется на наших глазах, сумев поверить Якову и оценить его преданность.

Примечательна сцена встречи Якова с отцом Раечки, построенная по всем законам водевильного жанра. Сергей Мельников, исполнитель роли Сергея Мироновича, одет в длиннополое пальто, худощав, сутуловат, насторожен. Его разговор с Яковом, когда оба осторожно пытаются выведать правду друг у друга, скрывая истинное положение дел, образец виртуозно выстроенной комической сцены и вызывает восторженный прием зрительного зала. И чем серьезнее герои пьесы, чем острее реагируют они, узнавая не очень приятные подробности создавшейся ситуации, тем занимательнее и остроумнее выглядит сценическое действие.

Это он, Яков, находит оригинальный, убедительный способ спасти дачу Маниных родителей от возможного сноса при строительстве новой дороги и одновременно хитро и умно поставить на место зарвавшегося и уверенного в своей безнаказанности Федора Федоровича Прибылева - своего институтского преподавателя и руководителя практики, коварного соблазнителя Раи, возможного жениха Мани, типа мстительного и непорядочного. Его убедительно играет Иван Крушин, соединяя иронию, нарочитое театральное преувеличение в изображении повадок и манер, точность социальной характеристики и правдивость реакций подобного персонажа.

Осталось сказать и еще об одной типичной второй комической паре, оттеняющей чувства и переживания главных героев. Это пронырливая Зиночка Регины Габбазовой и забавный недотепа зубной врач Сенечка Перчаткин Георгия Логинова. Зина, пока суть да дело, берет «быка за рога», деятельно утешает смешного Сенечку, которого и раньше Маня не воспринимала всерьез, и убеждает, что вокруг так много девушек хороших и кроме Мани! Все это действие разворачивается в очаровательном дачном домике, окруженном белоствольными березами (сценография Александра Патракова). Герои то появляются в окнах, то на балконе второго этажа, то объезжают домик на велосипеде. Словом, жизнь бурлит в этом дачном поселке, молодые герои находят свое счастье, степенные родители понимают, что дети на верном пути, дорога строится, и впереди - лучезарное будущее, жизнь, наполненная любовью и созиданием.

В интервью Александр Славутский подытожил: «Тот факт, что зрители так принимают премьеру, говорит о том, что человеку нужна капля радости, надежды, любви, потому что время непростое. Хотя легких времен не бывает - всегда время непростое. Для чего люди ходят в театр-то? Чтобы вместе с соседом плакать и смеяться, чтобы понимать, что человек не одинок, что он вместе живет, вместе творит, вместе любит свою родину, свою землю, на которой родился. Люди принимают этот спектакль так, потому что верят и в его обстоятельства, и в добро, красоту, справедливость. Им очень хотелось, чтобы порок был наказан, а человек искренний, верящий победил обстоятельства. Для меня очень важно, чтобы люди в зрительном зале верили мне, и чтобы мы созидали в этой жизни, а не разрушали - красоту, добро и любовь».

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея