ТАМБОВ. Великие истины

Выпуск №6-266/2024, В России

ТАМБОВ. Великие истины

В Историко-культурном музейном комплексе «Усадьба Асеевых» появился удивительный литературный театр. Креативный продюсер Ирина Мешкова при поддержке директора музея-усадьбы Федора Козодаева взяла на себя роль Оле Лукойе, дарящего девочкам и мальчикам, мамам и папам, бабушкам и дедушкам (хотя среди зрителей наблюдаются, и не в малом количестве, молодые люди, по возрасту находящиеся еще накануне создания семьи) волшебные сказки, в представлении которых соединены литературное чтение и магия театрального действа. А родился литературный театр, или как его именуют в афише усадьбы проект «Сказки в Асеевском», год назад.

Однажды Ирина Мешкова, которая справедливо считает, что именно родители с раннего возраста должны начинать знакомить ребенка с мировой классикой детской литературы, купила своей дочке книгу Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес». По вечерам они вместе погружались в кэрроловские безграничные фантазии. Присутствие взрослого чтеца делало для маленькой девочки литературный мир ближе и еще более волшебным. А так как Мешкова обладает неуемной творческой энергией, ей захотелось подарить подобную встречу со сказкой не только своей дочке, но и многим тамбовским детям. Но где их собрать? Как-то раз, прогуливаясь по Набережной и проходя мимо усадьбы Асеевых, ей подумалось, что площадка Асеевского дворца идеально подходит для придуманного литературного театра. И если человек не только мечтает, но и действует, то чудеса непременно свершатся.

Ведь это ли не счастье, найти понимающего и принимающего твою идею человека? Им оказался директор музея-усадьбы Федор Козодаев. Разработка и осуществление нового проекта, который назвали «Сказки в Асеевском», внесли в жизнь музейного комплекса, безусловно, немалые хлопоты. Но все духовные и материальные затраты после премьеры «Алисы в стране чудес» в феврале 2023 года, воздались сторицей.

«Подобный спектакль требует труда, подготовки и расходов. Но мы его рассматриваем не как коммерческий проект, а как возможность поговорить о добре и привнести это добро в души детей, - поясняет Федор Козодаев. - Мы надеемся, что такие литературные спектакли заинтересуют и подтолкнут родителей к семейному чтению сказок, одинаково понятных и детям, и взрослым, несмотря на их параллельные миры. А интерьеры усадьбы помогут создать атмосферу романтики и красоты».

Успех «Алисы» в Асеевском дворце, несомненно, способствовал дальнейшему развитию проекта. Для следующей постановки в литературном театре Ирина Мешкова предложила одну из самых популярных мировых сказок - «Маленького принца» французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Это невероятно востребованное и читателями, и зрителями произведение (ведь книга за 80 лет ее существования вышла миллиардными тиражами, по ней поставлены сотни спектаклей, сняты фильмы и мультфильмы) все равно не перестает притягивать и удивлять новые и новые поколения людей. И в этом - чудо гениальной книги.

Всё гениальное просто. Экзюпери в незатейливое повествование вложил глубинные смыслы, которые после прочтения «Маленького принца» запоминаются как афоризмы. Именно на вычленении из повествования важнейших фраз продюсер Ирина Мешкова, режиссер-постановщик и актер Петр Куликов (Летчик) и актер Вячеслав Шолохов (Маленький принц) строят спектакль.

Правда, предвкушение чуда зарождается у зрителей загодя, когда они поднимаются по мраморным лестницам красивейшего Асеевского дворца и перед началом действа попадают в Белый бальный зал, где их встречает талисман музея-усадьбы Кот Асей в черном изысканном фраке. Актер, обходя ребятишек, раскланивается и здоровается, постепенно вовлекая в предстоящую игру, а затем приглашает в Колонный зал на представление. И чудеса продолжаются.

Казалось бы, и какие же это чудеса? Два взрослых человека по листкам читают сказку и тут же ее обыгрывают с помощью небольшого реквизита. Вот и всё. Но, наверное, в том и заключается великая магия театра, когда читающий актер вдруг по ходу спектакля на твоих глазах превращается то в Летчика, то в Розу, Короля, Фонарщика, а то и в мудрого Лиса. И публика, в каждой новой сцене весело наблюдая за очередным перевоплощением, неустанно и заворожено следя, Что и Как говорят персонажи, - удивляется или сопереживает их историям. И это ли не актерское мастерство, когда зритель, поначалу насмешливо хмыкнувший, услышав обращение «Маленький принц» к вышедшему двухметровому парню, через несколько минут перестает думать об этом, чутко вслушиваясь в слова Принца, рассказывающего о своем путешествии, и сочувствуя ему от всего сердца. К финалу спектакля зрители уже просто обожают и Маленького принца, и Розу, и Лиса, и Летчика, готовые вслед за ними хором повторять простые и великие истины Антуана де Сент-Экзюпери.

Талантливым актерам за полтора часа удается «приручить» и сделать своими друзьями не только маленьких, но и взрослых зрителей. Если поначалу собравшиеся просто внимательно слушают сказку, то постепенно Петр Куликов и Вячеслав Шолохов, используя различные игровые моменты, вовлекают публику в происходящее действо. И скоро зрители в тех или иных сценах становятся их партнерами, еще глубже погружаясь в сказку и легко принимая и усваивая мораль, что «самого главного глазами не увидеть», и что ты «в ответе за всех, кого приручил».

Конечно, надо отметить, что важную роль в спектакле играют и продуманный видеоряд на большом экране в глубине сцены (Никита Макарчук), и замечательное музыкальное оформление Ирины Мешковой. Все это подается ненавязчиво, органично, делая спектакль объемным, красивым, а для юных зрителей еще и более доступным.

Успех «Маленького принца» на сцене литературного театра в усадьбе Асеевых несомненен. Об этом говорят и бурные аплодисменты в финале, и желание всех детей после спектакля сфотографироваться с главными героями, а для этого даже выстоять в очереди. Успех постановки подтверждают и аншлаги на всех прошедших пятнадцати представлениях, и звонки от тамбовчан, еще не видевших сказку и желающих приобрести билеты.

Два удачных спектакля и несомненный интерес со стороны зрителей к проекту «Сказки в Асеевском» говорят о жизненности литературного театра. Но сегодня главное, чтобы и у коллектива музейного комплекса, и у вышестоящего над ним руководства хватило сил и финансов на его продолжение. Тем более что литературный театр приобщает тамбовчан не просто к чтению, а к семейному чтению. А это ли не в духе Года семьи, которым объявлен 2024-й?

 

Фото предоставлены Ириной МЕШКОВОЙ

Фотогалерея