Созвучность времени / IV Фестиваль моноспектаклей «Палитра лиц» (Краснодар)

Выпуск №6-266/2024, Фестивали

Созвучность времени / IV Фестиваль моноспектаклей «Палитра лиц» (Краснодар)

Мы любим «Палитру лиц» за неангажированность и творческую свободу. Именно эти принципы закладывались Краснодарским отделением Союза театральных деятелей РФ восемь лет назад, когда проект набирал обороты. Им следуют по сей день. Как результат - откровения личные и творческие.

Четвертый фестиваль «Палитра лиц» открыл, не побоюсь этого слова, мастодонт жанра моноспекталя в Краснодаре, артист Равиль Гилязетдинов. Его «Красота» по мотивам рассказа татарского автора Амирхана Яники повествует о некрасивой матери, которая в глазах сына была самой прекрасной женщиной на свете. История о Великой красоте, рожденной любовью, тот «огонь, мерцающий в сосуде», о котором нам поведал еще поэт Николай Заболоцкий, а теперь и Гилязетдинов. Он делает это мастерски, декламируя текст на русском и татарском. И перед глазами встают поля с запахами «немыслимых трав», лицо женщины, изъеденное оспой, и ее любящие глаза. А татарский язык становится на подсознательном уровне естественным и понятным. Постановку отметили дипломом «За глубину проникновения в национальный характер».

Диплом «За просветительство в театре» получила литературно-музыкальная композиция «Соловьи, услаждайте мой слух» Александра Гогавы, представившего песни на стихи Шекспира, Бернса, Беранже, Мицкевича. Актриса Анна Недашковская заслуженно получила диплом «За сохранение и развитие традиций русского театра кукол». Судьба «Курочки Рябы» взволновала не только детей, но и членов жюри (которых мало что может взволновать, а тут будто впервые следивших за роковым яйцом и трагической развязкой).

Случились работы, в которых зрители могли «проработать» свои психологические зажимы и гендерные комплексы. Диплом «За точный портрет нашего современника» получил Андрей Сидоров в спектакле «Разрешите вас пригласить» по пьесе Михаила Цыбаня в театре «Тмин» (режиссер Юлия Орлова). Актер правдиво поведал о жизни неуверенного в себе человека, идущего без цели и направления, потерявшего любовь и обретшего счастье в профессии клоуна.

Второй спектакль театра «Тмин», также режиссера Юлии Орловой, раскрывал женские страдания молодой актрисы: неустроенная личная жизнь, сложные взаимоотношения с мужчинами, поиск любви, такой же преданной, как ее служение театру. Сидит в пустой квартире и разговаривает с куклой. По мере развития сюжета, мы понимаем, что ждет она своего любовника, и что всё здесь для него: и бокал с виски, и интерьер, и, - о, ужас! - кукла - его точная копия. Он не приходит, она периодически с надеждой и разочарованием подбегает к звонящему телефону, проходя все стадии от потери надежды до переосмысления любовной зависимости. Всё сошлось: зловещая метафора, сюжет пьесы, постановка и игра актрисы Ольги Колосовой. «Кукла» победила в номинации «За лучший спектакль».

«Палитра» включила в себя и экзистенциальные краски. Моноспектакль по роману Луиджи Пиранделло «Кто-то. Никто. Сто тысяч» собрал сразу несколько наград: режиссер Влада Сотникова отмечена «За смелость режиссерского эксперимента», Орва Абу Салех награжден дипломом «За пластическое решение спектакля», а Мария Ступченко признана лучшей актрисой фестиваля. Спектакль сложно описать, плохо подбираются эпитеты к бессюжетному пластическому монологу о бытии-небытии и о том, как необъективно нас воспринимают окружающие. Хрестоматийную философскую идею о том, что мир есть, пока я существую, открывает заново для себя через внезапные монотонные прозрения герой спектакля в исполнении Марии Ступченко. Но надо отдать должное актрисе: она органично «переваривает» весь этот вторичный экзистенциальный бред, как на вербальном, так и на пластическом уровне.

Незаурядный сценический опыт открыли актриса Ульяна Запольских и режиссер Андрей Новопашин в постановке «Гумилев в эфире - Африканская поэма Мик». Она справедливо отмечена «За изобретательную работу художника, новаторство драматургического подхода и его режиссерское воплощение». Попробуйте осилить наизусть поэму Гумилева «Мик» и отрывки из шумерского «Эпоса о Гильгамеше», переплавить тяжеловесный эпический слог в живое действие. Наконец, полтора часа «быть в эфире» с таким материалом - героиня из радиостудии декламирует тексты, постепенно погружаясь в их художественный мир! Но Ульяне «грациозная стройность и нега дана», она справляется - потенциал актрисы явно пока недооценен. Художественное решение спектакля удивляет не меньше. Глиняные таблички с древними шумерскими текстами, африканские маски и истуканы, светящиеся конфеты, космические проекции на бумажных полотнах-задниках - не хватит времени разгадать все символы и череду изобразительных приемов режиссера Андрея Новопашина. Правда, за буйством воображения теряется нить, целостность и целеполагание спектакля.

Лучшей режиссерской работой признан спектакль Григория Гольдмана «Лифтоненавистник» по пьесе шведоязычного финского драматурга Бенгта Альфорса. История пожилого одинокого мужчины, чьим окружением были собака и лифт, рассказана трогательно и светло.

По-новому вдруг зазвучал чернушный текст Ярославы Пулинович «Наташина мечта». Режиссер Антон Калашников и актриса Ангелина Калашникова смогли «обелить» Наташу. Она вышла у них чистой и честной девушкой, которой не повезло, и она оказалась жертвой обстоятельств, отразила собой жуткий мир, в котором росла. История же другой, «безупречной» Наташи рассказана в ее дневнике, его читает мать-перфекционистка (Светлана Вайсхайм). И здесь открывается обратный смысл: чудовище-мать растит идеальную дочь, не замечая, как она ее калечит. Спектакль удостоен диплома «За глубокое осмысление современной героини».

Удивительным образом режиссер Александр Николаев и актер Александр Сергеев открыли неожиданные ресурсы пьесы Евгения Гришковца «Как я съел собаку» в Театре защитника Отечества. Многие помнят «съеденную собаку» Гришковца, когда он ездил по российским городам и воскрешал наши воспоминания об ужасах советского бытия: школа, армия, панельные кварталы. Казалось бы, некогда актуальная пьеса-узнавание себя в бытовых ситуациях, что можно из нее вытащить сейчас? Внешне спектакль отсылал к давним гастролям артиста-драматурга: те же приемы, костюмы, свет (художник по свету - Сергей Валяев, музыкальное оформление - Максим Мартыненко). Через привнесенные режиссерские акценты, воспринятые артистом, пьеса несколько приподнялась над бытом. В ней порхали, как бабочки, увиденные героем на острове Русский, идеи гуманизма: человек уже не может быть винтиком системы, и нельзя убить даже одну бабочку, пусть их вокруг миллионы. Спектакль награжден дипломом «За яркое воплощение гуманистических идей и общественную значимость».

Гран-при фестиваля «Палитра лиц» присужден Артёму Акатову за идею и воплощение спектакля-откровения «И это снилось мне...» в Одном театре. Он создан по стихам Арсения Тарковского, с аллюзиями на фильмы Андрея Тарковского. Принцип постановки - ожившая картина: сначала мы погружаемся в атмосферу, слышим шум дождя за тюремной решеткой, чувствуем «тихий струящийся свет над избушкой» вдали... Стены заточения становятся импровизированными экранами и транслируют кадры войн, картин Ван Гога. Герой скребет текст по стене, читает стихи в шинели и простреленной рубахе с красным пятном на груди. Может и умолкнуть, оставить нас наедине с прочитанным, со страшными символами и аллегориями. Выпускает бабочку через решетку, и далее мы летим уже с ней, понимая, что это душа убиенного солдата. И она витает над макетом дома: вот он качает колыбель, вспоминает мать, потом кладет костыли, будто ограничивая этот кукольный дом, и накрывает всё это шинелью. Зеркала на заднем плане поворачиваются на нас, вдали свеча и изображение конструктивистской Мадонны, фоном запущена чья-то пропагандистская речь на итальянском (Муссолини, что ли?). И мы понимаем, что звучит не гимн гуманизму (как в предыдущем спектакле), а накатывает панихида по нему. Мы попали под колесо истории, нас раздавили, и остается только с горечью читать стихотворение Арсения Тарковского, вынесенное в заглавие спектакля:

Не надо мне числа: я был, и есмь, и буду,

Жизнь - чудо из чудес, и на колени чуду

Один, как сирота, я сам себя кладу,

Один, среди зеркал - в ограде отражений

Морей и городов, лучащихся в чаду.

И мать в слезах берет ребенка на колени.

Нынешняя «Палитра лиц» созвучна времени, чем оно страшнее, тем больше талантливых и глубоких постановок. А с ними и надежды на новые и светлые спектакли.

 

Фото Николетты ГРИДИНОЙ

Фотогалерея