Служить общему благу / Юрий Томилин (Тамбов)

Выпуск №6-266/2024, Лица

Служить общему благу / Юрий Томилин (Тамбов)

«Я жизнь извел, стучась к людским сердцам...» - этой цитатой председатель правления Тамбовского отделения СТД, в 2005 году еще заслуженный артист РФ Юрий Томилин, озаглавил свой доклад, который подготовил к отчетно-выборной конференции. Над материалами, что накопились за годы, когда он возглавлял местную организацию СТД, Юрий Владимирович трудился несколько дней и, наконец, оформил не в сухой отчет, а в философское эссе о проделанной работе. Признаюсь, я никогда до этого не держала в руках отчетного документа, подобного этому: с главами и цитатами, с приведением как сухих цифр, так и размышлений о достигнутом, признанием в каких-то просчетах. Томилин, собираясь покинуть пост председателя правления, творчески осмыслил пройденный даже не за пять, а за 10 лет путь. Но таков Юрий Владимирович, который скрупулезно подходит не только к подготовке своих ролей, но и к оценке своей общественной деятельности.

А затем были годы успешной службы в Тамбовской драме, которые оценены присвоением в 2008 году почетнейшего для актера звания «Народный артист Российской Федерации». Призы международных и всероссийских фестивалей, премия «Признание» Рыбаковского фестиваля, областная премия имени народного артиста СССР Ивана Марина, выступления в Тарханах, в ЦДА им. А.А. Яблочкиной, Московском доме-музее М.Ю. Лермонтова и юбилейная медаль к 190-летию Михаила Лермонтова, а позже диплом лауреата фестиваля «Итоги сезона» в номинации «И мастерство, и вдохновенье!..» и открытие именной звезды на аллее «Звезды театральной Тамбовщины». И служение в театре, и новые роли.

Все бы ничего, если бы не настигла актера болезнь. А потом на мир обрушилась коронавирусная чума. К сожалению, это заболевание не миновало и Юрия Владимировича, но он стойко поборол недуг. Помню, как весной 2022 года по соцсетям вихрем пронеслась радостная весть о его долгожданном возвращении на сцену Тамбовского молодежного театра. Вновь зрители смогли увидеть постановку «Старший сын» Александра Вампилова, в которой Томилин замечательно сыграл роль Сарафанова. Все поклонники народного артиста были искренне счастливы, что Юрий Владимирович вновь в театральном строю. Они так давно ждали этого момента и теперь надеялись, что и в новом сезоне смогут ходить «на Томилина».


Спектакли-юбиляры

В театре Юрий Томилин служит без малого 45 лет. Его творческая жизнь всегда была настолько насыщена различными событиями, что теперь в каждом наступающем году есть одна, а то и несколько юбилейных дат.

Весной 2022-го Юрий Томилин вышел на сцену Тамбовского драматического театра в одной из своих любимых ролей - Тимофея в «Семейном портрете с посторонним» по пьесе Степана Лобозерова. Этот спектакль ровно 20 лет назад в драмтеатре поставил Никита Ширяев. Постановка много лет входила в репертуар, затем ее сняли, но потом вновь решили возродить. И спектакль опять стал собирать залы.

Помню, как в 2018 году на праздновании своего 65-летия Юрий Томилин выбрал именно этот спектакль. В достаточно простой, но с яркими образами комедии Юрий Владимирович играет именинника Тимофея, который вынужден со сломанной ногой лежать на кровати. А вокруг него в крестьянском доме завязывается кутерьма, в которую втягиваются и бабка, и дочь, и ее поклонник, и новый постоялец. Юбилейный спектакль прошел с огромным успехом и заслужил овации зрителей. А затем сразу началось чествование юбиляра, так что Томилину не удалось даже переодеться. Поэтому поздравления, цветы и подарки Юрий Владимирович принимал в пиджаке, надетом на пижаму своего персонажа. Представители областной администрации тогда вручили юбиляру нагрудный знак за содействие развитию Тамбовской области, отметив, что «никогда еще ни одного тамбовчанина не награждали в столь оригинальном виде».

В театральной афише сегодня и другой спектакль-долгожитель. Уже 10 лет исполнилось постановке «Скупой» по Мольеру. Сейчас она идет под названием «Комедия о скупердяе», и в главной роли Гарпагона на сцену выходит Олег Шмаров. В 2012-м же году белорусский режиссер Сергей Ковальчик выбрал на эту роль Юрия Томилина, который с большим успехом играл Гарпагона несколько лет.


Разрушая амплуа

В багаже Юрия Томилина были и остаются и другие спектакли-долгожители. К примеру, «Декамерон» Боккаччо шел на сцене более десятка лет, а количество показов перевалило за сотню. В нем Юрий Томилин сыграл девять ролей: Чеппорелло, Принца, Каландрино, Священника, Амбрадзиолло, Пуччо, Бутафуоко, Отца, Митридана. Много лет в афише стояли и такие постановки с его участием, как «Божьи одуванчики» А. Иванова и «Волки и овцы» А.Н. Островского. А легендарная «Ханума» А. Цагарели идет уже 18 лет.

Всего же Юрий Владимирович воплотил на тамбовских подмостках более 100 ролей. И это, не считая десятка моноспектаклей. Начинал же актер в 1979 году в Тамбовском драмтеатре с ролей Пса Гаспара в детском спектакле «Сокровище Бразилии» и Анучкина в гоголевской «Женитьбе». А в 1981 году уже сыграл главную роль - Бумбараша в одноименной постановке. Талантливый и трудолюбивый Юрий Томилин всегда был востребован режиссерами. В его багаже каких только нет ролей: и главные, и второго плана, да и просто небольшие эпизоды. Но играл актер всегда столь блистательно, что нельзя было их назвать проходными. Томилину по плечу и комедия, и драма, и трагедия. Это публика поняла еще 40 лет назад. И теперь неизменно подтверждает. Достаточно вспомнить его Короля Лира в трагедии Шекспира или Сарафанова в драме «Старший сын» на сцене Тамбовского молодежного театра.

И все-таки поначалу за Томилиным в Тамбовском драмтеатре закрепилось амплуа комика-буфф. Как писали тогда журналисты, этому способствовали запоминающаяся внешность, виртуозное владение искусством импровизации и буффонады и в то же время - потрясающее обаяние, добродушие, какая-то детская наивность. Удивительно, но даже незадачливые герои Юрия Томилина могут, попадая в самые комичные ситуации, быть смешными, эксцентричными, но никогда - жалкими.

По мере того как рос перечень ролей, сыгранных Юрием Владимировичем, формировалось его редкое для современного театра умение быть трагически серьезным в самых комических и даже балаганных ролях. Сам же Томилин говорил об этом без малейшего пафоса: «Просто нет в театре второго актера такой фактуры и роста, я в этом не виноват». «Виновата» природа, наградившая его и большим талантом, и разнообразными человеческими достоинствами.


Роли-события

В школьные годы Юра Томилин хотя и посещал всевозможные театральные кружки, видел себя только в профессии кинорежиссера. Из родного Ставрополя поехал поступать во ВГИК, но, не пройдя творческие туры, вернулся обратно. Поработав художником в кинотеатре, был призван на три года в армию, где служил в ПВО. Правда, за это время его мечта несколько видоизменилась, Томилин решил стать актером.

После окончания Ростовского училища искусств с красным дипломом, прослужив некоторое время в театрах Новочеркасска и Армавира, в 1979 году Юрий Томилин поступил на сцену Тамбовского драматического театра имени А. Луначарского. «Сейчас это смешно, - с улыбкой рассказывает народный артист, - но первое, чем привлек меня Тамбов, была возможность получить комнату в местном театральном общежитии. По прошлым временам это было почти заоблачной возможностью для молодого актера». Постепенно Тамбов становился для него родным. Здесь родились его дети, Томилина узнавали на улицах. Многие тамбовчане до сих пор вспоминают, как на Набережной можно было встретить странного молодого человека с детской коляской, который вполголоса, чтобы не разбудить малыша, что-то приговаривал. А это молодой актер Юрий Томилин готовился к очередному спектаклю.

Хорошей школой стал для него период, когда Тамбовским театром руководил выдающийся режиссер Анатолий Иванов, который кардинально обновил репертуар. Юрий Томилин сыграл в его спектаклях «Иван Васильевич» по М. Булгакову, «История с метранпажем» А. Вампилова, «Дом» по Ф. Абрамову и других.


Заядлый книгочей

Насыщенная творческая жизнь не помешала Юрию Владимировичу в 1980-х окончить заочно ГИТИС. Начинал учиться на курсе Михаила Буткевича, которого через два года сменил Анатолий Васильев. И по сию пору воспоминания о дипломной работе в спектакле «Шестеро персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло неизгладимы в памяти. Школа этого режиссера, славящегося сочетанием камерности постановок с одновременным обнажением всех чувств и чаяний человека, оказала влияние на дальнейшую деятельность Юрия Томилина в Тамбовском драматическом. Публика полюбила актера за то, что он не только в крупных работах, но даже и в самых маленьких эпизодах проявлял такой накал страстей, добивался такой филигранной отточенности роли, что она неизменно становилась событием.

Несмотря на то, что актерство - публичная профессия, Томилин не любит быть в центре внимания, всегда старается интеллигентно и мягко ускользнуть от назойливых людей. «Я не принадлежу к актерам такого типа, как, например, рубаха-парень в любой компании, который и анекдот расскажет, и сыграет, и споет... Я молчалив и замкнут, - признается Юрий Владимирович. - Может быть, с грустью, может быть, с радостью могу констатировать, что друзей в театре не имею. Я выстроил для себя свой внутренний замок. Мне в нем интересно, комфортно. Нереализованных планов море и желание их реализовать требует перелопатить много материала. В жизни мне очень помогают книги, музыка, кино».

Юрий Томилин - заядлый книгочей. Готовясь к той или иной роли, он подолгу пропадает в библиотеках, читая всё о произведении и его авторе. А уж когда задумывает моноспектакль, тут ему приходится переработать и проанализировать гору материалов.


Золотая пальма

И все же, при всей замкнутости в личном пространстве, в дополнение к насыщенному актерскому служению в судьбе Томилина случился 10-летний период активнейшей общественной деятельности. В середине 1990-х актерское братство выбрало его председателем Тамбовской областной организации Союза театральных деятелей РФ, решив, что только ему под силу возродить угасающее объединение. Так и получилось.

«Сначала было много сомнений. Никогда не руководил, не изучал экономику, - вспоминает Томилин. - Надо было ко всему приобщаться. Куда и как вкладывать хоть и небольшие, но деньги. Как работать с администрацией». Постепенно Юрий Владимирович освоил хозяйственную деятельность. Была восстановлена актерская база отдыха, отремонтирован Дом актера, закуплена для него мебель. После настойчивых выступлений вместе с коллегой по Тамбовскому отделению СТД театроведом Александром Смирновым пришла помощь мэрии и первого мэра Тамбова Валерия Коваля. Так был установлен памятный камень великому актеру XIX века Николаю Рыбакову. В тот же год обновили памятную доску в честь погибших на Великой Отечественной войне актерам, установленную в фойе Тамбовской драмы. Более того, она пополнилась еще пятью именами. Томилин с Александром Смирновым и журналистом Иваном Овсянниковым провели большую работу с военкоматом, поскольку до этого люди считались без вести пропавшими.

«Одна из проблем, которую мы решили достойно, - устроили старого актера из Мичуринска в Дом ветеранов сцены в Петербурге, хотя это было достаточно сложно и хлопотно, - продолжает Томилин. - У нас на трех кладбищах Тамбова более 20 могил бывших членов СТД, и мы выделили деньги, поставили новые кресты, обновили таблички, покрасили оградки, что не делалось семь лет».

И это лишь малая толика сделанного. Недаром французская организация «Пространство ради мира» как лучшему в театральной номинации за 1998 год вручила Тамбовскому отделению СТД приз «Золотая пальма».

Но, к сожалению, трудности 90-х и начала нулевых наступившего тысячелетия не минули общественную театральную организацию. Капитальный ремонт в драмтеатре на годы лишил правление своего угла. После открытия театрального сезона в обновленном здании, Тамбовское отделение не досчиталось Дома актера, который закрыли, объясняя нехваткой репетиционных помещений. Новую площадку для него не предоставили. Через многие годы Дом творческих работников возродили, но это, как говорят, уже другая история.


Моноспектакли

Для меня самой сильной стороной многогранного таланта Юрия Томилина является его умение создавать и играть моноспектакли. Все началось с того момента, когда драмтеатр закрыли на капитальный ремонт. Спектаклей ставилось мало, игрались они на разных площадках. Многие артисты ушли в бизнес или торговлю. Юрию Томилину не хотелось расставаться с любимой профессией, и он создал настоящий театр одного актера.

Сегодня среди его самостоятельных работ моноспектакли «О вреде табака», «Фауст», «Тамбовская казначейша», «Русский актер. Биография», «Повелитель буквЪ», «Граф Нулин». Такая форма работы с художественным словом крайне сложна, поскольку исполнитель, будучи один на один со зрителем, должен передать всю атмосферу художественного произведения, сколь глубоко и философично оно бы ни было. Не каждый актер решается выйти в моноспектакле. Удержать внимание аудитории на протяжении длительного времени - задача сложная. Правда, у Юрия Томилина большой опыт работы с художественным словом, и его театральные работы по праву стали популярными у публики.

И не только тамбовской. Со своей «визитной карточкой», лермонтовской «Тамбовской казначейшей», артист выступал в Москве, Санкт-Петербурге, Тарханах. Томилин произвел на сотрудников Лермонтовского заповедника такое неизгладимое впечатление, что они всерьез стали его уговаривать перейти к ним в штат и выступать в музее-усадьбе с чтецкими программами. Не раз, что тоже огромное признание таланта, Юрия Томилина приглашали с моноспектаклями «Достоевские страсти», «На всякого мудреца довольно простоты», «Играем Лермонтова», «Фамусовский бал», которые ему ставил московский режиссер Павел Тихомиров, выступать в Центральный Дом актера им. А.А. Яблочкиной. Тепло публика встречала Томилина и в Доме-музее М.Н. Ермоловой, и на театральном форуме «Золотой витязь».

Недаром Юрий Владимирович любит высказывание Чехова: «Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья».

Фотогалерея