Десять лет и десять ролей одной актрисы / Оксана Катанская (Белгород)

Выпуск №6-266/2024, Лица

Десять лет и десять ролей одной актрисы / Оксана Катанская (Белгород)

Как-то исторически сложилось, что в последние годы в Белгородском академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина особенно бурно расцвела женская часть труппы.

Это ни в коей мере не бросает тень на театральных мужчин - они были всегда хороши, надежны и профессиональны. Но плеяду красивых, талантливых, при этом очень разных женщин возрастом от 30 до 40 невозможно не отметить. Вероника Васильева, Валерия Ерошенко, Нина Кранцевич, Анна Лего, Наталья Чувашова год за годом дарят белгородской публике новые чудесные открытия. Сегодня речь пойдет об одной из них, чье актерское лицо обладает особенным своеобразием - об Оксане Катанской.

Она пришла в белгородскую драму после окончания Саратовского театрального института, в 2013 году. Тогда четыре молодых артиста пополнили щепкинскую труппу. По иронии судьбы, через десять лет из них осталась в театре одна Оксана. Как-то сразу решила - это надолго, возможно, и навсегда. Да и приехала уже будучи замужем за музыкантом - с Глебом Мацевитым они познакомились во время учебы. Молодому виолончелисту нашлось место в оркестре Белгородской филармонии, а его супруге в труппе главного в области театра.

С дебютом ей повезло. Даже больше, чем повезло - первая же работа на основной сцене подарила встречу с самим Валерием Беляковичем. Мастер ставил в Белгороде свой третий спектакль - «Гамлет» и взял на главные роли двух совсем молодых артистов Дмитрия Беседу и Оксану Катанскую. К слову, Оксана неуловимо похожа на Любовь Ярлыкову - Офелию Театра на Юго-Западе. Для юной Оксаны это было оглушительным счастьем, хотя работа шла совсем непросто. Главную шекспировскую трагедию Белякович поставил за три недели, и такой экстра-режим требовал понимать режиссера быстро, выполнять еще быстрее - испытание для вчерашней студентки, с которым она справилась вполне. В ее Офелии было мало робкого, сдержанного, но много воли и достоинства. А сцена сумасшествия превращалась в маленький актерский бенефис - так силен был контраст между строгой, гладко причесанной Офелией первого акта и мечущейся, кричащей, вскидывающей всклокоченную гриву волос Офелией акта второго. Смелость, свобода - вот что открывали зрители в молодой актрисе, играющей свою первую шекспировскую роль.

Не эта ли смелость и свобода покорили Марка Розовского, в один знаковый вечер сидевшего в зале и примечающего артистов для своей белгородской постановки чеховского «Дяди Вани»? Никто и не рассчитывал, что на роль Елены Андреевны мэтр возьмет 25-летнюю Оксану Катанскую. Кто знает, что покорило его больше - темперамент, голос? Или все же внешность?

Да, о внешности следует сказать особо, так как нечасто встретишь в провинциальной труппе «костюмную» героиню. Оксана Катанская обладает обликом благородным и аристократичным: светлые, со слегка «кошачьим» разрезом глаза, нос с горбинкой, образующий изящный профиль вкупе с уверенной линией подбородка. К тому же природа наделила ее ростом и статью, которая так и требует длинных платьев, шляп и кружевных перчаток. В «Дяде Ване» она, одетая в пастельные наряды, созданные художником Мариной Шепорнёвой, была чудо как хороша. Оттого не вызывала вопросов отчаянная влюбленность в героиню Войницкого (Игорь Ткачёв), страсть к ней Астрова (Дмитрий Гарнов). Капризная, несколько холодная, но все же живая и страдающая - такой представала Елена Андреевна в «Дяде Ване». Одной из сильнейших сцен спектакля был ее ночной диалог с Соней (Валерия Ерошенко), в котором Елена Андреевна раскрывалась хищницей, хитро опутывающей падчерицу мнимой доверительностью. И если в работе с Беляковичем Оксана была послушной студенткой, то знакомство с Розовским в 2016 году переросло в настоящее сотрудничество двух творческих людей. «Она - великолепная актриса, тонкая, гибкая», - восхищенно говорил Марк Григорьевич о Катанской после премьеры своего спектакля.

Оксана Катанская, впрочем, всегда демонстрировала готовность играть не только в серьезной драматургии. В ней самой много юмора и озорства, что она и показала в одной из ранних работ - спектакле камерного формата «С любовью не шутят» по мотивам одноименной пьесы Педро Кальдерона в постановке Виталия Бгавина. Ее Беатриса по сюжету - ученая гордячка, презирающая любовные волнения, так присущие сестре Леоноре. В ней Оксане удалось и с точностью подать характер своего персонажа, и неповторимо иронично посмеяться над ним, и в какой-то момент с пронзительной лирикой пережить вместе с героиней всю искренность первой любви. Благодаря этой многослойности образа Беатриса выглядела, пожалуй, самым интересным персонажем маленькой комедии «плаща и шпаги».

Яркие комедийные ноты украсили и леди Барбару - одну из героинь мюзикла «Кентервильское привидение» С. Ковальского, Е. Муравьёва, М. Тарасенко, который поставил Игорь Ткачёв в 2017 году. Сам жанр мюзикла был редким явлением для щепкинской сцены и требовал от артистов и пластической подготовленности, и сильных вокальных данных. Призрака Барбару - спутницу Саймона Кентервиля - актриса нарисовала существом, полным капризов, кокетства, даже известной вздорности, но все же очаровательным. Конечно, именно в этой роли был показан и Оксанин голосовой диапазон. Она и до этого пела на сцене, но именно в мюзикле по мотивам Оскара Уайльда ее сопрано предстало во всей уверенной красоте.

Режиссер Игорь Ткачёв позвал Оксану и в следующую работу - «Безумный день, или Женитьба Фигаро», где она сыграла Сюзанну - по сути, главную женскую роль. Беспрестанно объясняясь то с хозяйкой, графиней Альмавива (Эвелина Ткачёва), то с ее супругом (Игорь Ткачёв), то с Фигаро (Роман Рощин), со сцены Катанская-Сюзанна буквально не сходила, будучи одновременно и центром комедийной интриги, и ее движущей силой, и той нитью, что пыталась эту интригу распутать. Сюзанна в том спектакле запомнилась необыкновенной подвижностью, жизнерадостностью, беззаботностью.

Покорили зрителей и несколько работ Оксаны в спектаклях по современной драматургии. В самом начале актерского пути она сыграла кошку Новенькую в постановке «Зимы не будет!» по пьесе Виктора Ольшанского. Первый же выход был, по сути, танцевальным номером - под современный трек Новенькая озорно отплясывала, притягивая взгляды не только «коллег по несчастью», троих бездомных котов (Роман Рощин, Николай Ильдиряков, Антон Блискунов), но и всего зрительного зала.

И если Новенькая была олицетворением беззаботной юности, то Ирина из спектакля Станислава Мальцева «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина, несмотря на молодость, испытывала взрослые страдания. Ирина - тот самый угол любовного треугольника, который остается лишним и ненужным. Отдать всю себя, чтобы понять, что ничего не будет дальше; что нежность, которую так ждешь в самой себе, останется нерастраченной - все это актриса пыталась донести залу, и сочувствовали Ирине ничуть не меньше, чем главным героям - Кате (Валерия Ерошенко) и Мите (Роман Рощин).

Дважды Оксана сыграла в постановках крымчанина Юрия Маковского. Снова костюмные героини, но какие разные! «Кабала святош» Михаила Булгакова в 2019 году стала для режиссера дебютной работой на белгородской сцене, и к выбору артистов он подходил весьма избирательно. На роль Арманды Бежар была выбрана Оксана Катанская. Линия Арманды, как известно - одна из ключевых в сюжете, который разворачивает Михаил Булгаков в своей знаменитой пьесе. Возлюбленная великого Мольера - а может быть, его дочь? Сначала юная и восторженная, затем утомленная бременем спутницы гения; сначала ожидающая от судьбы только безграничного счастья, затем с ужасом обнаруживающая себя частью странной и страшной игры. Актриса вместе со своей героиней пыталась разобраться, виновата ли Арманда, и в чем ее вина? Дуэт с Виталием Бгавиным (Мольер) был чувственным, драматичным и, пожалуй, равноправным (интересно, что он продолжился в спектакле «Волки и овцы» А.Н. Островского в постановке Александра Кузина, где Катанская играет Глафиру, а Бгавин - Лыняева). Спектакль получился необычно быстрым (всего два часа длится действие), все сцены в нем оказались такими же стремительными, напряженными - и в этой истории, летящей к финалу, Арманда была, без сомнения, одной из трагических и важных фигур.

Так или иначе, а в следующем своем спектакле, «Идеальный муж» Оскара Уайльда, Юрий Маковский в роли Лоры Чивли не видел никого, кроме Оксаны Катанской. Трудно сказать, что сильнее повлияло на выбор - эффектная ли внешность актрисы, или ее характер, или умение быстро понимать и принимать режиссерскую трактовку... Но нельзя не сказать о важной черте Оксаны Катанской как творческой личности - она обладает редкой способностью прекрасно чувствовать любой драматургический материал, будь то классическая трагедия Шекспира, мягкая ирония чеховских пьес либо остро-саркастическая природа пера Уайльда.

Миссис Чивли-Катанская входит в изысканно-сдержанное пространство «Идеального мужа» как экзотическая птица: в красно-черном, обрамленном перьями наряде (сценография и костюмы Анастасии Глебовой). И нарушает спокойное течение жизни почти каждого, кто появляется на сцене. Вообще актерский ансамбль в этом спектакле оказался очень хорошим: и признанные мастера сцены, и молодые исполнители главных ролей наполняли каждую мизансцену живостью, не всегда характерной для постановок Оскара Уайльда. И Чивли там - не холодная и жестокая интриганка, но живая и страдающая женщина, оскорбленная мужским равнодушием. Именно равнодушия по отношению к себе она перенести не может, лучше уж ненависть! Даже проигравшая, она остается полной достоинства. К слову, актриса замечала, что негуманные поступки миссис Чивли зритель оценивает весьма эмоционально, порой не стесняясь громких эпитетов.

Если продолжать тему холодной жестокости, нельзя не отметить недавнюю яркую работу актрисы в... сказке. В пьесе «Снежная королева» Оксана Катанская играет заглавную роль. Что именно она олицетворит на сцене ледяную красавицу из сказки Андерсена, не было сомнений ни у главного режиссера театра Виталия Бгавина, ни у главного художника Марины Шепорнёвой - именно они создавали в конце 2022 года этот спектакль. Для роли Оксана гримируется сама, и весь процесс занимает больше часа - в ход идет много белого, блестящего, сверкающего. А выход Снежной королевы заснят на тысячи мобильных телефонов - так эффектно, неторопливой поступью она идет через притихший зал под свое песенное соло.

Всего 34 года актрисе Оксане Катанской, а сыграно и сделано много за десять лет в Белгородской драме. Наступил возраст творческого расцвета, и стоит пожелать этому талантливому человеку новых работ, максимально способных раскрыть и украсить незаурядную актерскую природу. Скоро следующая премьера, вторая после «Гамлета» встреча с Шекспиром. В спектакле «Король Лир» в постановке Виталия Бгавина Катанская репетирует роль Реганы. И нет сомнений, что это будет интересно.

 

Фото автора

Фотогалерея