Чисто семейная драма / "Папа" Драматического театра Комсомольска-на-Амуре

Выпуск №7-267/2024, Гости Москвы

Чисто семейная драма / "Папа" Драматического театра Комсомольска-на-Амуре

Драматический театр Комсомольска-на-Амуре привез в Москву в Театр Наций спектакль «Папа» по пьесе М. Горького «Мещане». В последние годы она вновь стала популярной, кто и где ее только не ставил. После насаждения в советские годы драматургии Горького произошло отторжение его пьес, что, наверное, было вполне предсказуемо и объяснимо. Где можно увидеть театр Комсомольска-на-Амуре? Ехать туда долго, да и не каждый поедет, поэтому, когда появляется такой шанс, надо им пользоваться и идти на спектакль. Приезд театра с Дальнего Востока стал возможным благодаря его победе на Фестивале театров малых городов России, проводимого как раз Театром Наций.

Не знаю, как «встает» этот спектакль на других площадках, но ощущение такое, что ставился он именно для малой сцены Театра Наций в Петровском переулке Москвы. Зрители размещаются с двух сторон огромного, покрытого белой скатертью стола, составленного из нескольких столов поменьше. Сценическое пространство аскетично и красиво. У стола стоят стулья, на стене периодически возникает проекция лиц актеров, не занятых в той или иной сцене, но являющихся участниками, свидетелями разговоров на повышенных тонах персонажей спектакля (художник-постановщик Геннадий Скоморохов, видео Виктора Верзонина, видеоинженер Виталий Яунзем-Дигор). Таким образом, зрители становятся как бы соучастниками происходящего - драма в доме Бессеменова разворачивается в непосредственной близости и при немом созерцании публики.

Режиссер-постановщик спектакля Дмитрий Акриш усадил зрителей таким образом для того, чтобы они видели лица сидящих напротив, их реакцию, оценку, и, кроме прочего, чтобы складывалось ощущение переполненного дома. Большая и без того семья становится еще больше. Оттого все так нервны. Василий Бессеменов (Дмитрий Баркевич по своей психофизике, судя по всему, уравновешенный человек) вынужден повышать голос на домочадцев, нервничать и злиться. Вместе с тем есть в главном герое какая-то домашняя уютность. Он не от природы зол, а от обстоятельств. И спектакль поэтому называется не так, как пьеса у Горького. Вообще-то в мещанах ничего плохого нет, это всего-навсего городские жители. Но у этого слова за многие годы образовалась негативная коннотация. И еще, мещане - сословие, а папа - слово сугубо семейное.

Акулина Ивановна (Лариса Гранатова) - не то чтобы тень мужа, скорее, они одно целое. И единство семьи старается сохранить не меньше Бессеменова. Столы раздвигаются, расшвыриваются героями, чтобы пробиться через пространство на волю, а потом заботливо составляются, соединяются, накрываются скатертью. Петр (Анатолий Казанин), не желающий взрослеть и брать на себя ответственность, Татьяна (Ирина Лярская), давно и безнадежно влюбленная на свою беду в Нила, Поля (Евгения Новикова), Елена Николаевна (Елизавета Азаренкова) - в доме живет много народа, он избыточно населен. В том числе, а, быть может, прежде всего от этого и создается напряжение. И здесь возникает оммаж ко многим пьесам советского же, но более позднего периода.

У каждого персонажа своя правда, мало кто кого слушает. Нил (Евгений Бадулин) в спектакле однозначно отрицательный персонаж. В майке-«алкоголичке», с тоном и манерами гопника. Действительно, как можно сочувствовать герою, который бросает зло и с вызовом, да еще и хамски: «За хлеб-соль вашу я платил трудом». Ни слова благодарности, ни любви, ни признательности. И огромная нелюбовь в большой разобщенной семье. Донельзя социальный Горький дан бытово, по-семейному, можно сказать, по-отечески.

Ни один персонаж не имеет своих каких-то примет, отличий. Все говорят на повышенных тонах на протяжении всего спектакля, что, конечно, утомляет, но, видимо, режиссер этого и добивался. Герои одеты в костюмы черно-белой и зеленой гамм. Движения и паузы в спектакле красиво выверены графически. Вообще, надо сказать, визуально все сделано безупречно.

О чем спектакль? О войне в семье. Все зло начинается отсюда и затем выплескивается в мир. Семья - это слепок общества. Разве можно ждать мира на планете, если люди не могут достичь его в своем маленьком мирке.

 

Фото Игоря БУРМИСТРОВА


Фотогалерея