Валерий Гергиев представляет "Пуритан"

Выпуск №7-267/2024, Мир музыки

Валерий Гергиев представляет "Пуритан"

На сцене Государственного академического Мариинского театра состоялась премьера редкой оперы Винченцо Беллини «Пуритане». Музыкальный руководитель постановки - Валерий Гергиев, режиссер Владислав Фурманов, художник по декорациям и художник по костюмам Галина Филатова. Это десятая и последняя опера Беллини, написанная на сюжет английской истории XVII века для Итальянского театра в Париже. Либретто оперы графа Карло Пеполи основано на французской драме «Круглоголовые и рыцари» Франсуа Ансело и Жозефа Ксавье Бонифаса, известного как Сентин.

Композитора заинтересовала возможность создать драматическую историю любви, в которой герои - Элеонора и Артур - представители враждующих лагерей - вопреки всем обстоятельствам все-таки соединяются друг с другом. Беллини писал оперу для труппы Итальянского театра, звездами которой тогда были сопрано Джулия Гризи, тенор Джованни Батиста Рубини, баритон Антонио Тамбурини, бас Луиджи Лаблаш и создал блистательные музыкальные номера именно для этих голосов - сопрано, тенор, баритон, бас. После исполнения премьеры, «пуританский квартет» еще долго путешествовал как труппа для исполнения этой оперы.

Через четыре года после премьеры в Париже на оперу Беллини обратили внимание в России. Ее премьера состоялась в 1839 году в Петербурге в Большом Каменном театре. А в Москве восстановленный после пожара Большой театр в 1856 году открылся именно премьерой «Пуритан». Но в ХХ веке отечественная оперная сцена осталась к шедевру Беллини совершенно равнодушна.

В нынешнем сезоне на Новой сцене Мариинского театра Валерий Гергиев одну за другой представляет премьеры раритетных музыкальных произведений - «Пуритане» Беллини и «Гугеноты» Мейербера, мировые премьеры которых прошли с разницей в год - в 1835 и 1836 в Итальянской и Парижской операх.

В труппу Мариинского театра в недавнем времени была принята Альбина Шагимуратова - уникальное лирико-колоратурное сопрано, звезда новых премьер, Эльвира в «Пуританах». Ее партнер по спектаклю - приглашенный корейский тенор, лауреат многих международных конкурсов Сон Чи Хун - Артур Тальбот. В эту «пуританскую четверку» Мариинского театра входят также баритон Владислав Сулимский (Ричард Форт) и бас Магеррам Гусейнов (Джордж Уолтон).

На каждую из ключевых партий - Эльвира, Артур, Форт и Уолтон назначено по 6-7 исполнителей. Мне удалось услышать и увидеть два состава - первый и второй, также представленный лауреатами многих конкурсов: Ольга Пудова - сопрано (Эльвира), Александр Михайлов - тенор (Артур Тальбот), Владислав Куприянов - баритон (Ричард Форт), Мирослав Молчанов - бас (Джордж Уолтон).

Краткую предысторию событий можно прочитать в прологе на занавесе-экране: «1649 год. Англия охвачена пожаром гражданской войны. Религия перестала нести мир, и стала очагом смуты. Согласие между королем и народом давно потеряно. Король казнен. Для роялистов война обернулась катастрофой, но осталось в живых королева Генриетта».

Сюжетные повороты неожиданны и не всегда оправданы. В замке предводителя пуритан лорда Уолтера Уолтена все готовятся к свадьбе его дочери Эльвиры, предназначенной храброму воину, другу лорда Уолтена сэру Ричарду Форту. Эльвира в отчаянии, ее сердце отдано роялисту Артуру Тальботу. Но отчаяние сменяется радостью - женихом неожиданно объявляют Артура. Не последнюю роль в этом играет дядя Эльвиры сэр Джордж Уолтон, его роль в опере весьма важна.

Во время предсвадебной суеты появляется неизвестная женщина в черном, это опальная королева Генриетта. Артур, спасая королеву, накрывает ее свадебным покрывалом своей невесты и выводит из замка. Ричард пытается его остановить, происходит поединок, но Генриэтте удается скрыться. Эльвира узнает о мнимой измене Артура с неизвестной женщиной и теряет рассудок.

Почти все второе действие оперы посвящено безумию Эльвиры. Джордж Уилтон уговаривает Ричарда спасти соперника ради исцеления Эльвиры. Сбежавший из тюрьмы Артур при свидании с Эльвирой объясняет свое исчезновение во время свадьбы тем, что он спасал королеву. К Эльвире возвращается разум, но являются солдаты Кромвеля. Артур схвачен и его должны казнить. Внезапно появляется гонец от Кромвеля, своеобразный deux ex machine. Заключено перемирие, Кромвель не хочет омрачить мир кровью, и Артур помилован.

Несовершенство либретто нисколько не смутило Беллини, а наоборот позволило создать музыкальное произведение, которое заставило бы слушателя «плакать, ужасаться, умирать». «Хорошая музыкальная драма - это нечто такое, что не имеет здравого смысла». Арии, дуэты, хоры здесь требуют виртуозного пения, что, несомненно, удается мастерам Мариинского театра.

Дирижируя оперой, маэстро Гергиев как всегда великолепен, оперное действо отличает необычайная эмоциональность и накал страстей, на сцене царит волшебное итальянское бельканто. Уникальное сопрано Альбины Шагимуратовой делает исполнение партии Эльвиры незабываемым. Выделяется и дуэт сопрано и баса - Эльвиры и сэра Джорджа Уолтона (Магеррам Гусейнов). Кстати, дуэты сопрано и баса в операх практически не встречаются.

Трогательность и мягкость Эльвиры привлекает в исполнении Ольги Пудовой, особенно в сценах безумия героини. Сложнейшая партия и роль достаются исполнителю возлюбленного Эльвиры - Артура. В первом акте, когда он оказывается в крепости пуритан, звучит эмоциональная ария «A te, o cara»: «Любовь направляла меня сквозь тайны и слезы, а теперь привела на вашу сторону», - ария, переходящая в ансамбль с участием других главных героев. Безупречно исполнение тенора Со Чи Хуна, особенно поражает его сложнейший дуэт с Эльвирой и арии в последние минуты на эшафоте, когда артист берет высокие ноты - ре второй октавы и даже фа третьей октавы, которые редко удаются даже самым звездным певцам. Сложнейший музыкальный материал одолевает и Александр Михайлов, может быть, с чуть заметным усилием, но он выглядит в этой роли весьма привлекательно за счет фактурности и великолепных внешних данных.

Нельзя не отметить и дуэт Ричарда Форта - (Владислав Сулимский, Владислав Куприянов) и Джорджа Уолтона (Магеррам Гусейнов, Мирослав Молчанов) - дуэт «Suoni la tromba» в конце второго действия в мощном исполнении баритона и баса, который сам Беллини называл «гимном свободе».

Режиссер спектакля Владислав Фурманов - дебютант в опере, хотя много ставит в драматическом театре и успешно работает в кино. Спектакль отличает выразительный и аскетичный, почти кинематографический визуальный ряд. Помимо занавеса-экрана на переднем плане, есть еще и задник-экран то с полыхающим пламенем, а то с угрожающе надвигающимся на нас войском.

Совместно с художником спектакля Галиной Филатовой режиссер разрабатывает монохромную черно-белую цветовую гамму спектакля с редким вкраплением бордового в некоторых костюмах героев, воспринимающимся цветовой диссонансной нотой. Вспомним историю и знаменитые «пуританские нравы». Пуритане носили скромную одежду, в основном черную, мужчины коротко стригли волосы, одно из их прозвищ было «круглоголовые». В начале спектакля хор, исполняя мощную героическую музыкальную тему Беллини, выполняет почти ритуальное «пострижение» пуританских воинов перед решающей битвой.

Роялисты, или как их еще называли, «кавалеры», - сторонники Стюартов носили длинные волосы и дорогие одежды. Таков Артур - белый рыцарь с длинными черными кудрями. Свадебное покрывало Эльвиры, которое помогает спасти королеву, здесь - бесконечный струящийся поток белой ткани. Сцена сумасшествия Эльвиры проходит на фоне изображения разных фаз луны: полной, ущербной, полумесяца, словно некое зримое раздвоение личности, в конце концов превращающейся в лишь размытый женский силуэт на экране - образ больной души героини.

Режиссер выстраивает крупные, средние и общие актерские планы, располагая героев на трех площадках как ступени, возвышающиеся друг над другом. Там же, на заднем плане, рамки, ограничивающие движение. Знак тех самых известных пуританских ограничительных рамок, которые сужают возможности свободного действия.

Блестящие шлемы воинов выстраиваются в строгие ряды, обрамляя действия. Копья в руках воинов то надвигаются на нас, то подпирают будущее брачное ложе. А истинной победительницей в «Пуританах» оказывается любовь, разрушившая эти пуританские рамки и правила, что и приводит действие к счастливому финалу.

 

Фото М. ВИЛЬЧУКА и Н. РАЗИНОЙ

предоставлено пресс-службой Мариинского театра

 

Фотогалерея