Ростов-на-Дону

Выпуск № 2-122/2009, В России

Ростов-на-Дону

 

Каким провидцем оказался П.И.Чайковский, в свое время предрекший «Кармен» Ж.Бизе судьбу «самой популярной оперы в мире»! Изумительные по красоте и запоминаемости мелодии, колоритно выписанные характеры, великолепная драматургическая основа. Не случайно новый Ростовский музыкальный театр, открывшийся ровно 10 лет назад, для первой постановки в 1999 году избрал именно шедевр Бизе. Спектакль, поставленный народным артистом Республики Беларусь Владимиром Экнадиосовым при участии совсем молодых солистов (многие из них были студентами Ростовской консерватории) и идущий на русском языке, был безоговорочно любим ростовскими меломанами. Но классика тем и уникальна, что дает возможность многовариантности трактовок. Первой премьерой прошедшего юбилейного сезона РГМТ стала вновь «Кармен», исполненная теперь уже на языке оригинала.

Народный артист России Юрий Лаптев принадлежит к тем режиссерам, которым претят авангардистские «навороты». Ростовские зрители – тому свидетели: в 2002 году Юрий Константинович поставил в РГМТ «Колокольчик» Г.Доницетти, а в 2006-м – «Риголетто» Дж.Верди (в 2007 году спектакль был выдвинут на «Золотую Маску» в трех номинациях, правда, высшей театральной награды России не обрел). Особенность режиссерского почерка Лаптева – в рамках достаточно традиционной в лучшем смысле этого слова постановки найти ряд собственных изюминок, внести свежие краски в привычное, казалось бы, зрительское видение. В «Кармен» мастер верен себе – он сохраняет и место, и время действия (Испания, 20-е годы XIX века). Лаптев работает с самыми выдающимися сценографами. В «Кармен» художником-постановщиком выступил почетный член Российской академии художеств Юрий Купер. Как писала газета Ростовского музыкального театра, «Юрий Купер – самый успешный русский художник, добившийся признания на Западе. Его произведения хранятся в крупнейших музеях мира – от Третьяковки до Метрополитен, в престижных собраниях – от коллекции Министерства культуры Франции до Библиотеки конгресса США». В 2007 году Ю.Л.Купер оформил нашумевший спектакль Большого театра «Борис Годунов» (режиссер Александр Сокуров). Юрий Лаптев работал в этом спектакле как солист. Тогда и произошла первая встреча создателей новой ростовской «Кармен».

…Открывается занавес, и нашему взору является суперзанавес, решенный в виде огромного веера. В арсенале Кармен – много элементов покорения мужских сердец, и веер – один из главных. На этом веере – несколько крупных капель крови, а в основании его – футляр для кинжала. Метафора Купера, с одной стороны, вбирает в себя всю судьбу Кармен, от первого появления до гибели, с другой – показывает, какова участь человека, привыкшего добиваться своего любой ценой. В заключительной сцене с Хозе Кармен после слов: «Ну что ж, убей скорей или дорогу дай!» складывает веер, получается кинжал в футляре. Сняв футляр, девушка вручает Хозе нож, которым тот ее смертельно ранит.

Берясь за постановку «Кармен», сложно уйти от штампов и поразить воображение зрителя. Ю.Лаптеву это удалось: в первом акте режиссер ввел бессловесный персонаж, которого нет в либретто оперы Бизе, – прежнего возлюбленного Кармен. Вместе с другими жителями Севильи стройный красавец ждет появления работниц табачной фабрики. Кармен – одна из них. Первый выход Кармен, обычно решаемый весьма эффектно, поставлен Лаптевым по-своему: девушка выходит из здания фабрики и долго плещется в стоящей рядом бочке, смывая с себя сигаретную пыль и обрызгивая водой своих воздыхателей. Красавица-цыганка не выделяется из толпы – во всяком случае, поначалу. Эпатажность ее поведения режиссер «наращивает» по мере развития действия. Возлюбленный Карменситы дарит ей цветы, которые она раздает поклонникам. Последний цветок из букета будет вручен Хозе. Так Ю.Лаптев сценически воплотил завязку драмы.

Дирижер-постановщик спектакля, главный дирижер РГМТ Валерий Воронин великолепно чувствует музыкальное время и пространство. Нет у него ни нарочито замедленных темпов, ни снисхождения к солистам – что-то приглушить, ежели голос не «прорезает» оркестровое звучание. В ростовской «Кармен» найдено счастливое слияние музыкальной и пластической динамики. Замечательно сделаны ансамбли, из которых я бы выделила исполнение труднейшего квинтета контрабандистов во втором акте.

Кому не знакомо выражение: короля делает его свита? В «Кармен» артисты хора и миманса – вовсе не фон для главной героини. Массовые сцены – один из «брендов» спектакля. Решенные динамично, колоритно, азартно (хореограф-постановщик – педагог-репетитор Санкт-Петербургского академического театра балета им. Л.Якобсона Александра Тихомирова), они позволяют артистам хора выявить свои актерские возможности, которые, как оказалось, беспредельны. Исполнители свободно и прекрасно танцуют, двигаются. Импровизационное сценическое самочувствие сочетается с замечательным в интонационном отношении пением артистов (хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств России, профессор Елена Клиничева).

Во время симфонического антракта к 3-му действию под звуки чарующей музыки Бизе танцует балетная пара (на первом премьерном спектакле это были лиричнейшая Елизавета Мислер и ее замечательный партнер Олег Сальцев). Танец задуман постановщиками как символ мечты Хозе о гармонии, которой он лишился, ввязавшись в чуждую для него игру.

Молодая певица Надежда Кривуша (Кармен) – сегодня первое меццо-сопрано ростовской оперной труппы. Она щедро одарена: теплый, «густой» по тембру голос с полетным верхним регистром, эффектная внешность. На премьерных спектаклях было ощущение, что актриса достаточно жестко и определенно существовала в предложенном режиссером рисунке, педалируя в своей героине в первую очередь провокационное, эпатажное начало. Казалось, что певице где-то даже некомфортно в заданных Ю.Лаптевым параметрах. Надежда Кривуша, думается, актриса иного природного и сценического темперамента и внутреннего нерва. Ростовчане были пленены ее Любашей в «Царской невесте» Н.Римского-Корсакова. Но по мере сценической жизни спектакля актриса преображалась: не изменяя режиссерскому заданию, она наполнила свою Кармен и шармом, и теплотой, и женской мудростью. Кармен Н.Кривуши – личность самодостаточная, и понятно, что союз с Хозе, да и с Эскамильо до добра ее не доведет.

Заложенное в драматургии «Кармен» противопоставление двух героинь – роковой цыганки и простодушной крестьянской девушки Микаэлы, невесты Хозе, удалось в спектакле. Обе исполнительницы роли Микаэлы, лауреаты международных конкурсов Елена Разгуляева и Наталья Дмитриевская, молоды, красивы, к тому же изумительные вокалистки. Обе явили нам пиршество искусства бельканто. Партия Микаэлы написана для лирического сопрано. Елена Разгуляева искусно «укрощает» свое лирико-драматическое сопрано. Безупречность интонирования, выразительность фразировки, мастерское владение нюансами пиано и пианиссимо делают пение артистки воистину завораживающим. Наталья Дмитриевская – обладательница лирико-колоратурного сопрано хрустального тембра и уникального, в три октавы, диапазона. Под стать голосам и разные характеры двух Микаэл: Н.Дмитриевской ближе хрупкость, женственность, жертвенность, Е.Разгуляевой – сила характера, решительность в борьбе за любовь.

Многие (в том числе, и автор этих строк) скептически относились к возможности исполнения ведущим тенором РГМТ Александром Лейченковым партии Хозе, написанной для драматического голоса. Обладатель легкого лирического тенора, А.Лейченков с помощью вокальных красок и актерской игры заставляет зрителя поверить в подлинность переживаний его Хозе. Артист играет человека, разрываемого внутренним конфликтом, – удел всякого, севшего не в свои сани. За такие нечестные игры с самим собой платят по самому высокому счету. В заключительной сцене постановщик упорно не дает героям остаться наедине друг с другом: рядом с Кармен находится «группа поддержки» (Фраскита, Мерседес, Данкайро, Ремендадо и еще несколько статистов), которая словно оттягивает Хозе от Кармен, буквально растаптывает его, все мизансцены бывшего возлюбленного неприступной красавицы – «ползающие». Ему не дают подняться в полный рост.

Остается непонятным, как ТАКАЯ Кармен, какой ее представили режиссер Ю.Лаптев и актриса Н.Кривуша, смогла увлечься Эскамильо (Петр Макаров). Бесстрашный тореро ходулен, схематичен, в нем нет полноты жизни. Скорее всего, такова задумка режиссера, ибо мы знаем П.Макарова как актера, которому на сцене подвластны страсти любой силы. Да и Кармен, если разобраться, тореадором не увлеклась: он для нее – еще одна покоренная «вершина», очередная ступень на пути самоутверждения.

В версии Ю.Лаптева в «Кармен» нет победителей, как нет и побежденных. Все зависит от расстановки сил в конкретной ситуации. Эскамильо, к примеру, «переиграл» Хозе в борьбе за сердце Кармен, но в ином любовном треугольнике он может быть растоптан другим соперником. Это «спектакль-предупреждение», по словам Ю.Лаптева. В ряду сегодняшних приоритетов (деньги, власть, карьера) любовь не значится. Кармен в спектакле олицетворяет, по замыслу Лаптева, «волевые способы достижения своих целей за счет подчинения себе других людей. Но всегда наступает момент расплаты, каким бы успешным человек ни казался».

Тема расплаты волнует Лаптева как режиссера и как личность: вспомним его спектакль «Риголетто» в РГМТ. Там по самым высоким счетам платит Риголетто, живущий двойной жизнью. В «Кармен» платят все, ибо здесь все, кроме Микаэлы, «заигрались». А представление о жизни как о вечном вихре наслаждений обманчиво. И тот, кто в этом потоке не способен остановиться и взять на себя ответственность за свои «игры», обречен на гибель.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.