«Восторг души и любовь к искусству»/II Всероссийский фестиваль «Панорама музыкальных театров»

Выпуск 3-123/2009, Фестивали

«Восторг души и любовь к искусству»/II Всероссийский фестиваль «Панорама музыкальных театров»

Вечером 11 июня пасмурное небо Омска озарилось разноцветными огнями праздничного фейерверка. Грандиозное, сказочно красивое шоу своими залпами оповещало об окончании II Всероссийского фестиваля «Панорама музыкальных театров». Сыграл заключительный аккорд на этом масштабном музыкально-театральном форуме Центр фейерверков «Хан» из Калининграда, известнейший и лучший устроитель фейерверков на Каннских кинофестивалях. И это не случайно: второй фестиваль «Панорама музыкальных театров», продлившийся целых двадцать дней и уже ставший историей, останется в нашей памяти именно таким —феерическим.

Первый фестиваль по предложению губернатора, Председателя Правительства Омской области Л.К.Полежаева состоялся в Омске в 2006 году. Среди участников тогда, помимо российских, были коллективы из Италии, Казахстана, мастера из Молдовы и США. Афиша фестиваля познакомила публику с образцами классического и современного музыкального искусства всех жанров, всех видов исполнительского мастерства. Ассоциация Музыкальных Театров планировала проводить фестиваль в разных городах. Но Л.К.Полежаев принял решение и второй фестиваль провести в Омске. Организационный комитет возглавил министр культуры Омской области В.А.Телевной, исполнительным директором был утвержден директор Омского государственного музыкального театра Б.Л.Ротберг.

В адрес второго фестиваля и его оргкомитета пришли многочисленные приветственные письма: от Председателя Союза композиторов РФ В.Казенина, Президента Ассоциации Музыкальных театров Ю.Александрова, Председателя СТД РФ А.Калягина, знаменитых певцов, композиторов, руководителей музыкальных театров России и зарубежья.

Сразу на трех площадках города: на сценах Омского государственного музыкального театра, Омского академического театра драмы и в Органном зале Омской филармонии – происходило знакомство омичей с творчеством театров, ни разу не бывавших в городе на Иртыше и представлявших свои новые спектакли. Принимая эстафету от первого фестиваля, второй сохранил его лучшие традиции: каждый день был представлен новым именем, новым театром и новой сенсацией.

Открывал фестиваль 23 мая его почетный гость — легендарный тенор Владислав Пьявко. Знаменитый солист Большого театра России В.Пьявко привез на фестиваль две программы. Одна из них — гала-концерт оперной музыки «Страсть любви» — основывалась на кульминационных дуэтах главных героев из опер «Норма» В.Беллини, «Отелло» Дж.Верди, «Манон Леско» Дж.Пуччини, «Сельская честь» П.Масканьи. Женские партии исполнили солистка Саратовского академического театра оперы и балета Ольга Кочнева (сопрано), солистка Большого театра России Анна Викторова (меццо-сопрано), солистка Московского музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Мария Лобанова (сопрано) и солистка Красноярского театра оперы и балета Елена Авдеева (меццо-сопрано). Исключительной красоты музыка великих итальянских композиторов звучала в этот день в исполнении оркестра Омского государственного музыкального театра. Работа дирижера Омского музыкального театра Юрия Соснина дала исполнителям блестящую возможность проявить себя в выражении захватывающей любовной страсти, прописанной в партитурах классиков.

Следующий день был посвящен еще одному проекту, созданному под эгидой В.Пьявко, — «Параду теноров», собравшему на одной сцене не трех, как мы привыкли, а семерых обладателей высоких мужских голосов. Перед зрителями развернулось оригинальное действо – представление публике солистов ведущих оперных театров страны, снискавших звания победителей всероссийских конкурсов и завоевавших титулы лучших теноров на международных конкурсах в Италии, Франции, Германии. Это солисты Большого театра Николай Васильев, Екатеринбургского государственного театра оперы и балета Алексей Михайлов, Михайловского театра Алексей Волжанин, Фонда И.Архиповой Сергей Спиридонов, Московского театра музыки «Festa di voce» Михаил Акименко, Московской оперетты и Всероссийского Шаляпинского центра Петр Кокорев, каждый из которых исполнил арии из известных опер и оперетт, романсы, русские, украинские и неаполитанские песни. В.Пьявко взял на себя командование парадом, превратив его в хорошо срежиссированный спектакль.

Следующим участником фестиваля стал Государственный камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера», показавший на сцене Омской драмы впервые осуществленную в России постановку оперы «Поругание Лукреции» Б.Бриттена. Написанное как протест на события Второй мировой войны, произведение получило современное звучание благодаря режиссерскому замыслу Ю.Александрова, отказавшегося от привязки к определенному историческому времени и месту, переставившего акценты в расстановке действующих лиц и нарушившему границы сцены и зрительного зала. О своем детище Ю.Александров говорит так: «Бриттен писал оперу, рассчитывая на вполне определенное время, зрителя, театральную труппу, которая не могла быть в послевоенное время огромной. «Поругание Лукреции» — это документ эпохи, дитя своего времени. Мой спектакль – это порождение нашего времени. Очень неустойчивого, неспокойного… История, произошедшая с Лукрецией, трагична, но я акцентировал внимание на жестоком мире, в котором жила Лукреция, жил Бриттен и сегодня живем мы с вами».

Еще одним ярким впечатлением стала комическая опера «Любовный напиток» Г.Доницетти Московского театра «Новая опера» им. Е.Колобова. Театр, в названии которого заявлена его художественная позиция, представил незамысловатый сюжет о волшебном любовном зелье в современной интерпретации. Занятые в спектакле Т.Печникова (Адина), Н.Бекмухамбетов (Неморино) и В.Ладюк (Белькоре), а также хор театра продемонстрировали прекрасный актерский ансамбль.

Если первые два оперных театра представили авангардные постановки, то Воронежский театр оперы и балета — классическую трактовку оперы Дж.Пуччини «Тоска». Занятые в спектакле ведущие солисты Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко И.Ващенко (Тоска) и Е.Поликанин (барон Скарпья), солист Челябинского театра оперы и балета Ф.Атаскевич (Каварадосси) продемонстрировали превосходную вокальную форму, тонкий психологизм и глубокий драматизм.

В рамках празднования 200-летия со дня рождения Н.В.Гоголя в фестивальной афише была заявлена опера М.Мусоргского «Сорочинская ярмарка» — постановка Московского театра «Русская опера», художественным руководителем которой является выдающийся бас Александр Ведерников, запомнившийся неповторимым, самобытным исполнением партии Черевика. Театр отдал дань памяти Н.В.Гоголю и М.П.Мусоргскому, юбилеи которых пришлись на 2009 год, весьма оригинально – дирижер А.Жиленков выходил в оркестровую яму в созданных гримерами и костюмерами образах писателя и композитора.

6 июня исполнилось 210 лет со дня рождения А.С.Пушкина. Ему был посвящен сольный концерт выдающегося оперного певца Леонида Сметанникова. Тонко чувствующий музыку старинных романсов и лирику пушкинских тестов, он начал свое выступление с проникновенного исполнения романсов на стихи А.Пушкина «Я вас любил» Б.Шереметьева и «В крови горит огонь желанья» М.Глинки, дал зрителям возможность насладиться образцовым академическим пением, исполнив арию Онегина из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского и каватину Алеко из одноименной оперы С.Рахманинова. В своем приветственном слове фестивалю Леонид Анатольевич написал: «Проводя такие музыкальные вечера, организаторы фестиваля каждый раз поднимают на новый уровень культуру, музыкальные знания, интеллект омичей, привнося в их жизнь радость, прекрасное настроение, восторг души и любовь к искусству. Такие фестивали всем нам очищают души, зрителям и исполнителям». Долгие аплодисменты в тот вечер подтверждали слова любимого исполнителя.

В один из дней фестиваля состоялся концерт солистки оркестра Мариинского театра и театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Елизаветы Александровой, виртуозно владеющей арфой. Обладательница многочисленных премий и званий, носящая с 1997 года титул «Муза Санкт-Петербурга», продемонстрировала в сольной программе «От классики до модерна» мировой уровень исполнительского мастерства.

Фестиваль «Панорама музыкальных театров России» дал уникальную возможность познакомиться с творчеством единственного в стране Московского хорового театра под руководством Бориса Певзнера. Специально к фестивалю коллектив подготовил мировую премьеру в жанре и стиле, не имеющих аналогов в мировой вокально-ансамблевой практике, — концерте в лицах под названием «Песни еврейского местечка. Долгое возвращение. Книга песен» на музыку М.Броннера. Каждый из артистов солировал в небольших тематических зарисовках-номерах. Они играли на музыкальных инструментах, танцевали – хор и театр слились воедино.

Государственный музыкальный театр Кузбасса им. А.Боброва, который приехал из соседнего города Кемерова, показал оперетту-мюзикл «Дон Сезар де Базан» Е.Ульяновского – веселый, красочный, озорной спектакль.

Специально к фестивалю его гостеприимные хозяева — коллектив Омского государственного музыкального театра – подготовили сюрприз - премьеру оперетты «Бабий бунт» Е.Птичкина, написанной на основе рассказов Михаила Шолохова, с шуточным подзаголовком «с вилами против кризиса». Для осуществления омской постановки была приглашена молодая команда из Москвы во главе с режиссером Николаем Покотыло и балетмейстером Мариной Суконцевой. В творческом тандеме с дирижером Омского музыкального театра Виктором Олиным они создали веселый, озорной, колоритный спектакль, подарив зрителям встречу с лихими донскими казаками. Премьеру театр посвятил 80-летию со дня рождения драматурга и режиссера, главного режиссера Омского государственного музыкального театра с 1986 по 1990 гг., заслуженного деятеля искусств РСФСР Кирилла Васильева.

Уже традиционным на «Панораме» стало представление молодых талантов. В этом году «Будущее балета музыкального театра России» представляли воспитанники Бурятского государственного хореографического училища (Улан-Удэ), показавшие одноактный балет «Путешествие по оркестру» Б.Бриттена и хореографические номера, во время исполнения которых чувствовались прекрасная выучка, хорошая техника. С концертом выступили студенты Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова класса профессора Л.Сметанникова: баритоны М.Дауров и А.Корнеев, тенора В.Дунаев и А.Бабешков, сопрано В.Паньшина и Т.Кошелева. Сегодняшних студентов на большой сцене поддержали вчерашние выпускники Саратовской консерватории – солисты Омского музыкального театра — ученик Л.Сметанникова баритон Д.Окропиридзе, сопрано К.Чемирзова и бас А.Ватолкин. После этих двух вечеров ни у кого не осталось сомнения, что будущее у российских музыкальных театров есть.

Несомненным украшением фестивальной программы были вечера балета. Казахский государственный театр оперы и балета им. Абая (Алматы) представил постановку Юрия Григоровича «Легенда о любви» А.Меликова, спектакль, который в свое время стал манифестом новой эстетики в хореографии. Великолепные костюмы и декорации, колоритная музыка, красота и пластичность солистов вызвали восторг публики.

Новые краски в фестивальную палитру внес Санкт-Петербургский государственный театр «Мюзик-Холл», впервые приехавший в Омск с двумя работами своего главного балетмейстера Владимира Романовского. Это балет-шоу «Мата Хари», в котором партию женщины-легенды исполнила солистка Мариинского театра Юлия Махалина, и музыкально-хореографическое шоу «Сны белых ночей».

Большим сюрпризом для омичей стало выступление звезды Анастасии Волочковой. Прима ведущих театров страны, любимая миллионами поклонников, предстала не только как великолепная танцовщица, но и как талантливая актриса. В тот вечер раскрыться на сцене А.Волочковой помогли ее партнеры, с которыми она сотрудничает на протяжении многих лет, — солист Большого театра Ринат Арифулин и солист Мариинского театра Иван Козлов.

Великолепной кодой фестиваля стали два вечера хореографического искусства высочайшей пробы в исполнении Государственного театра «Кремлевский балет», который тоже показал свое искусство в Омске впервые. Коллектив привез два балета на музыку П.Чайковского — «Спящую красавицу» и премьерный спектакль «Снегурочка» в постановке художественного руководителя театра Андрея Петрова, сохранившего в своих работах каноны классической хореографии. Мастерство солистов, их великолепная пластика выразительно проявилась на фоне потрясающих декораций, выполненных по эскизам С.Бенедиктова. Действительно, привезенное из столицы роскошное зрелище глубоко впечатлило и стало достойной финальной точкой II Всероссийского фестиваля «Панорама музыкальных театров».

В дни фестиваля Омск собрал на своей земле более 900 участников и около 20 гостей. Его сильной стороной стал не только высокий уровень организации, но и серьезное отношение к участию коллективов. Это позволило сделать все, чтобы театры показали свои спектакли в их первозданном виде – с полными актерскими составами и полноценными декорациями.

«Панорама музыкальных театров России», не знающая ни территориальных, ни жанровых границ, вновь доказала свое право на существование и продолжение. По словам министра культуры Омской области В.А.Телевного, III Всероссийский фестиваль вновь состоится в Омске через два года. Отсчет времени уже начался…

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.