Русская классика. Ру.../XIV Международный фестиваль «Русская классика»

Выпуск № 2-122/2009, Фестивали

Русская классика. Ру.../XIV Международный фестиваль «Русская классика»

 

Четырнадцатый год в подмосковном городе Лобня в театре «Камерная сцена» проходит Международный фестиваль русской классики, которая является школой актерского и режиссерского мастерства во всем мире. Трудно переоценить значение этого фестиваля, который состоит из двух частей. Первая – спектакли детских и юношеских коллективов – в каждой школе есть свой театр! Вторая – профессиональные театры России, дальнего и ближнего зарубежья.

Открывал фестиваль Лобненский театр «Камерная сцена» спектаклем «На всякого мудреца довольно простоты, или Записки подлеца, им самим написанные» в постановке Николая Круглова.

Глубоко ироничная пьеса Островского, написанная им в 1868 году в пореформенной России, не сходит с театральной сцены. Являясь подлинной комедией нравов, она не утратила своей актуальности. Глумова ярко, зло, с ядовитой насмешкой играет в Лобне Вячеслав Дьяченко. Его Глумов умен и изобретателен, хорошо умеет скрывать свои переживания, знает себе цену, чувствует дух времени. Он честен, только когда пишет свой дневник. Стареющей светской львице Клеопатре Львовне Мамаевой – Галине Лысенко необходимо увлекать и увлекаться, и она не прочь принять всерьез ухаживания Глумова. Сцены Мамаевой с Глумовым – лучшие в спектакле. Актеры органичны и обаятельны, без малейшего наигрыша ведут свои непростые партии в этой игре.

Наивному эгоисту Крутицкому — С.Огурцову нужен Глумов, подобострастно выслушивающий каждую глупость его «прожекта». А вот Мамаев у очень хорошего артиста Виталия Анисимова выпадает из спектакля. Он изображает комического старика и превращает его образ в прямолинейную карикатуру, граничащую с шаржем.

Спектакль лобненского театра звучит современно, давая понять в финале, что Глумов более опасен, чем все эти растерявшиеся мамаевы, турусины и крутицкие.

Давний и любимый друг фестиваля и всех лобненских зрителей – Омский театр «Галерка» под руководством Владимира Витько почти каждый год показывает здесь свои спектакли.

В 1990 году в Омске В.Витько создал свой театр, который все эти годы идет своим, особым путем в искусстве. Его творческое кредо – психологический театр, опирающийся на отечественную классику и современную русскую пьесу. «Я отрицаю искусство, способное разрушить гармонию, ввергнуть человека в уныние. Считаю самой большой бедой сегодняшней жизни – неприкаянность человеческой души. Храм божий и храм искусства должны идти рука об руку и нести людям веру, надежду, любовь», – говорит В.Витько.

Есть у этого красивого и импозантного человека, замечательного актера и режиссера, и свое «хобби» – открывать малоизвестные, порой нигде доселе не шедшие пьесы незаслуженно забытых авторов. И в Лобню в прежние годы он привозил «Студента» А.Грибоедова и «Замужнюю невесту» А.Шаховского, создателя русского водевиля.

На этот раз омичи представили два спектакля – «Не любо – не слушай, а лгать не мешай» А.Шаховского и «Что ни дело, то комедия» А.Островского. Оба спектакля отличаются изящной декорацией (от чего мы уже начали отвыкать, больше приучаясь к оголенной сцене или грубым деталям быта), великолепными костюмами (художник Олег Белов).

Красивые плетеные кресла и столы, легкие занавеси, элегантно спускающиеся яркие корзинки с цветами, замечательное музыкальное оформление, неназойливо вплетающееся в действие, – все это создает атмосферу настоящего водевиля, жанр которого выдержан до конца.

В постановке Шаховского покорил молодой герой Антон Зольников, легкий, пластичный, с прекрасным чувством юмора, создавший образ вдохновенного враля Зарницкого, предтечи Хлестакова.

Действие второго омского спектакля «Что ни дело, то комедия» (пьеса «Тяжелые дни» А.Островского шла на сцене Малого театра 140 лет назад и не появлялась в наших театрах до 1987 г.) выстроено стремительно и заразительно, с большим количеством режиссерских находок, придумок, поддержанных прекрасным актерским ансамблем.

Как и в предыдущей постановке, хотя природа этой комедии положений иная, режиссер точно работает с жанром, создавая особый стиль и особое очарование.

Еще один постоянный и любимый зрителями участник фестиваля – Вологодский камерный драматический театр привез необычный и смелый спектакль под названием «Классика. РУ» по произведениям Достоевского, Пушкина и Лескова (режиссер Яков Рубин, см. «СБ, 10» № 1-121).

На длинном деревянном помосте, пересекающем всю сцену, три актера выстраивают непростой и не очень счастливый мир своих персонажей: от «Евгения Онегина» с письмом Татьяны действие переходит к встрече Настеньки – Елены Смирновой с Мечтателем – Александром Сергеенко («Белые ночи»), а затем – в пронзительный и страстный рассказ Домны Платоновны из «Воительницы» Лескова (ее играет замечательная актриса Ирина Джапакова).

Мы увидели хороший литературный театр с хорошими актерами, с модным, правда, не очень понятным музыкальным оформлением, но с очень затянутым и несколько однообразным действием. В результате становится трудно воспринимать даже такую хорошую литературу. Ведь еще Мейерхольд говорил, что монолог на сцене не может длиться более семи минут.

Подмосковный Королёвский драматический театр, существующий с середины прошлого века, заявил о себе как об интересно работающем коллективе с 2005 года, когда туда пришел главный режиссер Андрей Крючков, который стремится приобщить зрителей к лучшим образцам русской и зарубежной классики, высокой литературы.

«Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина в постановке и музыкальном оформлении Андрея Крючкова свидетельствует о культуре театра: актеры хорошо читают стихи (что редко и в столице), отлично работает свет, очень хорошо записана и органично включена в ткань спектакля музыка Моцарта.

Моцарт Дениса Кумохина очаровательно легкомыслен, в нем много детскости, наивности, солнечности. И это проявление непосредственности и свободы раздражает Сальери – Самира Кулиева, его поглощает злая, низменная страсть. Думается только, что Кулиеву-Сальери свойственно излишнее «клокотание страстей», в этой трепетной и поэтической истории он выглядит тяжеловато, рисуя своего героя одной краской.

Смоленский камерный театр, которым руководит Николай Парасич, приехал в Лобню впервые. Этому театру 20 лет, в нем много молодежи, да и сам театр считается молодежным, в его репертуаре много детских спектаклей.

«Записки сумасшедшего» режиссер Юрий Мельницкий поставил как импровизацию на тему Гоголя, как фантасмагорию с элементами гротеска. Интересна работа Николая Парасича в роли Поприщина. «У Гоголя есть слова о том, что театр – это кафедра, с которой можно сказать миру много добра, – говорит Парасич. – Человек ходит в театр за добром. Неважно, ставят ли при этом драму, трагедию или фарс…»

К сожалению, органичному актеру Парасичу очень трудно было в этом спектакле пробиться к трагедии маленького человека – через растянутый сюжет, нагромождение всякого хлама на сцене (табуретки, чайники, корзины), через режиссерские навороты, ненужные пустяки, шум и грохот.

Тенденция недоверия к автору прослеживается и в спектакле «Василь Василич и духи» по пьесе А.П.Чехова «Калхас» («Лебединая песня») в постановке Леонида Краснова.

В 1997 году творческая группа под руководством Л.Краснова выпустила спектакль «Бедный Гамлет» по мотивам трагедии Шекспира, вызвала интерес и через год получила статус театра. Официально он называется «Театр эмоциональной драмы», но местные жители Таганского района окрестили его «Театральным особняком». За эти годы театр выпустил 25 спектаклей, он предоставляет свою сцену и чужим постановкам – здесь играются камерные спектакли и самостоятельные работы актеров других театров, дипломные спектакли театральных вузов. «Театральный особняк» участвовал в российских и международных театральных фестивалях, неоднократно становясь их лауреатом.

Театр обращается к Чехову не впервые. На его базе режиссером Виктором Гульченко выпущены «Вишневый сад», «Дядя Ваня» и совсем недавно – «Чайка», о которой уже заговорили в Москве.

Василь Василич – Л.Краснов очень трогательно, тихо, с нежностью начинает трагический рассказ – воспоминание о своей жизни, о театральной судьбе. По ходу действия в него органично вплетаются отрывки из «Трех сестер», «Бориса Годунова», «Короля Лира», но массовые сцены с духами и их шабаш вокруг главного героя уничтожают смысл и содержание этого тонкого и пронзительного чеховского рассказа об одинокой старости.

Впервые на фестиваль приехал московский театр «Бенефис» под руководством Анны Неровной и показал спектакль «Ангел» по пьесе Александра Вампилова «Двадцать минут с ангелом».

А.Неровная, обратившись к пьесе, написанной в 70-е годы XX века, решила посмотреть на проблемы, поставленные в ней, глазами современного человека и найти ответы на важные нравственные вопросы сегодня.

Действие разворачивается в гостинице провинциального городка. Художник Владимир Боер выстраивает сценическое пространство так, что жизнь персонажей идет одновременно на разных площадках – в разных номерах гостиницы. Очень подробно и точно воссозданы детали быта, в которые вписывается и точная игра всех актеров.

Двое командировочных – шофер – Алексей Рыжков и экспедитор – Григорий Анашкин, пропив все до последней копейки и безрезультатно пытаясь занять денег, маясь тяжелым похмельем, обращаются в зрительный зал с истошным криком: «Граждане! Кто даст взаймы сто рублей?». Из зала спокойно выходит человек, поднимается на сцену и дает собутыльникам сто рублей. Он и оказывается агрономом Хомутовым (Евгений Любимов), в искренность которого они не могут поверить и, мгновенно отрезвев, начинают допрос с пристрастием, чтобы вывести этого Ангела на чистую воду.

В спектакле хороший ансамбль, актеры тонко чувствуют друг друга, создавая яркую картину советского абсурда, где одновременно присутствуют горечь и боль за человека, не способного поверить в бескорыстие и добро.

Международная программа фестиваля была представлена спектаклем болгарского театра из города Враца «Бег» М. Булгакова (см. «СБ, 10» № 1-121) и «Повестью о Сонечке» Марины Цветаевой – моноспектаклем сербской актрисы из Белграда Веры Муйович.

Сонечка Голлидей была актрисой II Студии МХТ под руководством Евгения Вахтангова, впоследствии работала в разных российских театрах.

Ее знакомство с Цветаевой произошло зимой 1919 года в Москве. Цветаева пишет для нее несколько пьес, посвящает ей цикл стихотворений. Знаменитую «Повесть о Сонечке» создает уже после смерти актрисы, будучи в эмиграции. В России повесть впервые была опубликована только в 1989 году.

Известная сербская актриса Вера Муйович внимательно отобрала материал и создала замечательную композицию, сыграв в ней все, что отличало Сонечку Голлидей, – женственность, естественность и романтизм, нервную порывистость, мелодичность и гибкость интонаций, яркость метафор.

Весь цветаевский мир – мир любви и разочарований – выплескивает она на сцену с необыкновенным обаянием.

По итогам XIV Международного фестиваля «Русская классика. Лобня – 2009» жюри присудило следующие премии.

Лучший спектакль фестиваля – «Ангел» Московского драматического театра «Бенефис» п/р Анны Неровной.

Лучшая режиссура – В.Витько («Что ни дело, то комедия», Омский драматический театр «Галерка»).

Лучшая мужская роль – А.Зольников (Зарницкий, «Не любо – не слушай, а лгать не мешай»; Андрей, «Что ни дело, то комедия», Омский драматический театр «Галерка»); А.Попдимитров (Хлудов, «Бег», драматический театр г. Враца, Болгария).

Спецприз жюри – А.Бенкин, О.Симеонов (Голубков и Чарнота, «Бег», драматический театр г. Враца, Болгария);

Дипломы – В.Дьяченко (Глумов, «На всякого мудреца довольно простоты», Лобненский театр «Камерная сцена»); Д.Кумохин (Моцарт, «Моцарт и Сальери», Королевский драматический театр); Н.Парасич (Поприщин, «Записки сумасшедшего», Смоленский камерный театр); Л.Краснов (Василь Василич, «Василь Василич и духи», Московский театр «Театральный особняк»); Е.Смирнова (за дебют в роли Настеньки, «Классика.ру», Вологодский камерный театр; В.Муйович (моноспектакль «Повесть о Сонечке», Сербия, Белград; О.Белов (за костюмы и оформление спектаклей Омского драматического театра «Галерка»).

В будущем году у лобненского фестиваля хоть и не очень большой, но все-таки юбилей – 15 лет! Думается, что и театры, и зрители будут с нетерпением ждать новых встреч на этом ежегодном театральном празднике в Подмосковье.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.