Театральные «колядки»/III Международный театральный фестиваль «Коляда-Plays»

Выпуск № 2-122/2009, Фестивали

Театральные «колядки»/III Международный театральный фестиваль «Коляда-Plays»

 

Театральные фестивали почти как дети: всегда похожи на родителей. Международный театральный фестиваль «Коляда-Plays», конечно, в первую очередь, это его создатель: драматург, режиссер, актер, руководитель «Коляда-Театра», одним словом, личность многоликая – Николай Владимирович Коляда.

Первый фестиваль прошел в Екатеринбурге в 1994 году, тогда на площадках города было показано более 20 спектаклей по пьесам мастера и его учеников, драматургов разных поколений. Что изменилось за эти годы? Безусловно, это надо признать, веское слово сказал финансовый кризис. Все стало скромнее. На сей раз не было уже столько именитых гостей из дальнего зарубежья, представителей столичных городов, театров Москвы и Санкт-Петербурга. Но, наверно, в этом есть и свой смысл. Все говорило о реальной ситуации театральной действительности нынешней России и ее провинции, на которой подчас все держится, где рождаются многие творческие идеи и проекты.

Не исчезло и то, что отличает «Коляда-Plays» – удивительная атмосфера, демократичная, домашняя, напрочь лишенная всяческой парадности и официоза. И это искренне греет театральное братство, не избалованное особыми благами, званиями и известностью. Жизнь на фестивале, как всегда, по-настоящему бурлила. По три спектакля каждый день, а еще творческие и острые обсуждения, встречи, разговоры, общение... И все-таки важно и нужно попытаться выделить самое-самое, оценить явление честно и объективно. Сделать это возможно только через какой-то интервал времени.

«Коляда-Plays» – не обычный фестиваль, это еще и смотр современной драматургии, школа, которая родилась именно в Екатеринбурге. Неслучайно здесь уже традиционно проходит международный конкурс драматургии «Евразия-2009», он стал составной частью фестиваля. Ученики Николая Коляды – сегодня уже сами обладают именем. В первых рядах Олег Богаев – драматург со своей яркой, индивидуальной интонацией. На сей раз Екатеринбургский театр кукол играл «Башмачкина», его пьесу по повести Н.В.Гоголя «Шинель». В фестивальной афише был «Детектор лжи» Василия Сигарева, автора, который ныне уже знаменит. Недавно занялся режиссурой кино и за свой фильм «Волчок» получил «Гран-При» «Кинотавра». Можно долго перечислять питомцев Коляды: Злата Демина, Владимир Зуев, Ярослава Пулинович... Последняя вместе с драматургом Павлом Казанцевым за пьесу «Мойщики» на прошлом конкурсе получила первую премию, а ныне по «Мойщикам» в Москве снимают полнометражный фильм.

Но больше всего играли пьесы самого Николая Коляды. Что-то стало радостным открытием. Тонкая и грустная «Носферату», которую представил хороший театр «Ангажемент» из Тюмени. В главной роли мы вновь увидели Леонида Окунева, актера, как говорится, одаренного Богом на редкость щедро. Интересно, что поставил этот спектакль артист Екатеринбургского ТЮЗа Олег Гетце, который все более уверенно заявляет о себе именно как режиссер. С какими-то произведениями Николая Коляды мы уже давно и хорошо знакомы: это «Канотье», «Уйди-уйди», «Старосветские помещики»... Последних сыграл театр «Эрмитаж» из Тулы. Полным светлого обаяния и юмора оказался спектакль студентов Ярославского театрального института «Ой-лю-ли, лю-ли», композиция по пьесам Коляды. Режиссер работы – известный педагог Александр Кузин.

Сразу несколько театров сыграли уже давно ставшие популярными пьесы «Персидская сирень» и «Старая зайчиха». По своим жанровым признакам пьесы эти – абсолютно выигрышные комедии, такие антрепризные козырные карты. В них завидно прописаны женские роли, для театров это притягательно, и играют их с удовольствием. Но мне кажется, как это часто бывает у Коляды, пьесы на самом-то деле сложнее, они с неким «секретиком», тоньше и многозначнее, собственно, как сама реальная жизнь. Да и улыбка в них всегда с грустинкой, хотя и очень доброй, даже сентиментальной. Театры же играют их сочно, но без богатства оттенков, как-то однопланово и грубовато.

На этот раз не порадовали наши земляки. Нижнетагильский драматический театр им. Д.Н.Мамина-Сибиряка сыграл комедии «Группа ликования» и «Старая зайчиха». Оба спектакля ставил артист театра Игорь Булыгин. Актерская режиссура – не всегда удача. По крайней мере, здесь обе работы оказались обидно скучными и тяжеловесными, и это при том, что игрались комедии.

Серовский театр им. А.П.Чехова представил свою «Персидскую сирень». Режиссер Юлия Батурина – человек профессиональный, но увлекающийся, и иногда она так далеко уходит в сторону от авторского замысла, что начинает заниматься неким формотворчеством. Хотя, надо признать ради справедливости, что в этом спектакле есть находки. Скажем, интересное, свежее музыкальное решение, хороша пластика молодых исполнителей, но дуэт главных героев, их тема незаметно уходит на третий план.

Фестиваль еще раз доказал, что есть «на театре» истины, которые заменить ничто не сможет. Спектакль «Детектор лжи» Пермского театра «У Моста» по пьесе В.Сигарева подкупал высокой сценической культурой во всех компонентах.

Чудо театра не зависит ни от масштабов, ни от внешних примет известности. Это блестяще доказал Драматический театр им. М.Горького из маленького города Кудымкар Пермского края. Его актеры играли трудную, горькую пьесу Коляды «Уйди-уйди», за что и получили «Гран-При» фестиваля. Всегда трудно понять, как делается настоящее пронзительное искусство, которое трогает, будит мысль.

Собственно, на этих постулатах держится и сам театр Николая Коляды, спорный, добрый и очень современный. Именно его спектаклями заканчивался каждый день фестиваля. И это залог того, что он будет и дальше жить, потому что он необходим.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.