Будь настоящим! Стань будущим!/ Молодежный фестиваль «Будущее театральной России»

Выпуск № 2-122/2009, Фестивали

Будь настоящим! Стань будущим!/ Молодежный фестиваль «Будущее театральной России»

 

«Уверен: будущее у театральной России есть!» – подвел черту под Молодежным фестивалем «Будущее театральной России» (БТР), прошедшим в конце апреля в Ярославле, один из его директоров Борис Мездрич. Театральный форум с такой боевой аббревиатурой трижды проходил на родине первого русского театра. Но его география ограничивалась двумя столицами и Ярославлем. И вот после пятилетнего перерыва фестиваль возродился к жизни. Причем, как и следует по законам жанра, возродился в преображенном виде – гораздо более масштабным и феерическим проектом. В деле возрождения участвовали Волковский театр, Ярославский театральный институт, Министерство культуры РФ и правительство Ярославской области.

Театральные школы всех федеральных округов России, представленные на фестивале, не соревновались за право называться лучшими, а вели своеобразный творческий диалог. Мастера сцены, приехавшие на форум, не раздавали премий и наград, а просто играли. Играли на той же самой сцене, на которой по-ученически старательно представляли свои дипломные спектакли выпускники театральных вузов.

27 спектаклей в течение 7 дней. 500 участников. 23 вуза и театра страны. Впечатляющая для регионального события арифметика! Но вся эта цифирь не в силах передать тех эмоций и глубины эстетического впечатления, которые оставил фестиваль. Пунктиром – о некоторых из них…

Молодые актеры, конечно, увлечены современным постановками. Жаждут не столько успеха, сколько творческого самовыражения. Экспериментам и новой драматургии привержены больше, чем классике. А в классику стремятся внести новое звучание, новую форму.

Вот, скажем, в спектакле «Носъ» Щукинского института Гоголь предстает больше похожим на Достоевского… Потеря носа городским чиновникам выросла в полуторачасовую трагедию потери личности, потери самости.

В течение всего действа актеры втягивают в эту историю и зрителей. Начинается процесс еще до третьего звонка: войдя в зал, пришедшие обнаруживают, что кресла установлены прямо на сцене в несколько ярусов. На протяжении спектакля герои то обращаются к зрителям с вопросами, то рассказывают о своих житейских проблемах. В финале они и вовсе оставляют сцену, уходя… в обычную жизнь. Кулисы распахиваются – и актеры машут рукой оставшимся сидеть на сцене. Есть в этом и что-то от детского восторга: «Как классно мы завернули!», и от попытки донести давно известную аксиому: настоящий театр – это как раз наша жизнь, а подлинное – оно лишь на сцене… Но юные артисты делают все это с такой отдачей, что ирония в их адрес кажется неуместной.

Открытие фестиваля для многих стало безусловным художественным открытием. Студенты самой что ни на есть академической школы – Школы-студии МХАТ – представили… хореографический спектакль «Стравинский. Игры».

Спектакль страстный! Даром, что без единого слова. Яркий! Даром, что все актеры – исключительно в черном, и только белые платки у девушек контрастом врезаются в этот цвет. Говорить о любви молодым интересно только всерьез! От избытка эмоций в спектакле зашкаливает. Здесь влюбленность оборачивается неистовой страстью. Любовный треугольник разрешается в смертельный поединок. Долгая разлука с любимым становится адским мучением. И все это – в бешеном ритме. В танце, от которого перехватывает дыхание. Поставила спектакль Алла Сигалова – блестящий современный режиссер и хореограф, больше ценимый в узких театральных кругах, к сожалению. Для широкой публики ее имя ассоциируется с проектом «Танцы со звездами». В постановке «Стравинский. Игры» нет и тени от вышеназванной телетанцевальной жвачки. Современная хореография оказалась даже чересчур сложной для тех, кто привержен традиционному искусству. Неудивительно, что многие начинающие актеры признавались, что переваривали «Стравинского» несколько дней.

В шутливой и в то же время наполненной серьезным содержанием Конституции фестиваля, розданной всем «бэтээровцам», звучал призыв к молодым: «Будь настоящим! Стань будущим!» Будущее очень тревожит театральных педагогов. Президент фестиваля – известный театровед, ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский – несколько раз высказал свои опасения, выступая перед участниками форума. Будущее – это и мало читающая молодежь, и актеры, которых (по выражению Анатолия Мироновича) так часто тянет на «тухлятину», и зрители, свистящие и улюлюкающие в театрах…

Такими же переживаниями делилась и актриса Юлия Рутберг. Ее мастер-класс меньше всего был похож на обучающий тренинг. Скорее, его можно назвать мастер-классом жизни. Жизни вообще и жизни в искусстве. Что делать, оказавшись не в самом лучшем театре? Как не скатиться в пошлость? Как устоять перед соблазнами? Записка из зала: «Давайте вместе менять наше телевидение!» – как некий ответ артистке. Слезы в глазах пришедших, когда Рутберг рассказывала о последнем спектакле великой Раневской, – как надежда на возрождение культуры, загнанной сегодня почти в подполье…

Финальный спектакль студентов из Екатеринбурга тоже стал неким ответом на сегодняшние тревожные вопросы. В своем «Просто хорошем концерте» ребята показали блестящее владение актерской профессией. Отличные вокальные данные! Замечательную хореографическую подготовку! Но главное – потрясающий юмор в созданных ими пародиях! Порой чувство меры изменяло юным актерам, и пародии превращались в пустой стеб. Но зритель, в том числе «не юный», прощал молодым крайности, понимая: трудно сохранять вкус, когда бесконечным потоком отовсюду льется пошлость. Вообще, этот концерт вызвал даже некоторое удивление. Сегодня, когда многим театрам приходится думать не о творческих открытиях, а об элементарном выживании, когда кажется, что умного тонкого зрителя давно не осталось, когда людей посредством телемыла превращают в безликую серую массу, – в молодых людях вдруг появляется такое противостояние пошлости и примитиву. Словно при рождении им сделали прививку от мерзостей нашей жизни…

Фестиваль, безусловно, дает повод для оптимизма. Если у нас такое театральное будущее, значит будущее есть у России в целом.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.