Театральные вечера в Прилузье/V Республиканская неделя театра

Выпуск № 2-122/2009, Фестивали

Театральные вечера в Прилузье/V Республиканская неделя театра

 

B пятый раз в одном из районных центров Республики Коми – селе Объячево – прошла в конце апреля Республиканская неделя театра. Сюда съехались народные коллективы из Воркуты, Печоры, Емвы, Сыктывкара и других мест. Объячево Прилузского района местом фестиваля выбрано неслучайно: здесь был организован первый народный театр коми края после ликвидации к окончанию Великой Отечественной войны так называемого колхозно-совхозного профессионального театра. Здесь и зритель особый – он понимает и ценит народное творчество, ощущая свою причастность к нему, имея эталон, по которому сверяет впечатления. Эталон этот – народный театр под руководством Сергея Чуркина, которым накоплен большой и серьезный репертуар. Судите сами: «Власть тьмы» , «Живи и помни», «Мой бедный Марат» и т.д. За спектакль «A зори здесь тихие» в свое время режиссер и его коллектив были удостоены Премии Республики Коми. Театр радушно принимал гостей-коллег всю неделю.

Режиссер театра «Фантастическая реальность» из Сыктывкара Лариса Иванова (Диплом за лучшую режиссерскую работу) показала моноспектакль по пьесе Ж.Кокто «Человеческий голос», для которого особое — камерное — пространство было отделено полотнищами черной ткани от обычного кинотеатра. Около полусотни зрителей находились от исполнительницы в нескольких шагах, имели возможность подробно разглядеть детали оформления: кроме столика и кресла, старинный телефон, раскрытый и сброшенный на пол портфель c перевязанными пачками писем, патефон, настенное бра, оставляющее на заднике-экране тень, напоминающую паутину. B центре паутины - худенькая женщина в черном c серыми подпалинами платье (Е.Третьякова). Сначала она сидела спиной к зрителям. Когда в полной тишине вдруг раздавался телефонный звонок, она оборачивалась и хватала трубку, и в ЭТО время лампа освещала ее лицо – даже не лицо, a трагическую маску ожидания, в обрамлении черных волос, c огромными черными глазами, c резко и ярко очерченными губами. Когда наконец, она слышaла того, кого хотела услышать, - женщина уютно, c ногами устраивалась в кресле, приготовившись к привычно долгому разговору. На самом деле беседа давалась ей c большим трудом – она навсегда прощалась c возлюбленным...

Воркутинский театр «Лик» (Диплом за лучшую сценографию) представил спектакль, состоящий из инсценировок рассказов Тэффи, Аверченко и Зощенко. Сцена была оформлена лаконично и функционально: на фоне белого задника-экрана c тапером y пианино, изящный уличный фонарь, рядом - узорчатая арка и легкая садовая скамейка, над которой витает ангелочек. B таком решении скрывалась возможность объединить все сюжеты – и про мошенницу, обманувшую пионерку, и про ужасно благородного джентльмена, и про двух дамочек; замороченных на приметах. Декорации были выполнены в изысканной серебристой гамме, а костюмы – в черно-белой. Постановщики словно оживили кинокадры, приблизили зрителей к началу прошлого века.

Дворец творчества детей и учащейся молодежи из столицы Коми (Диплом за лучший спектакль для детей и юношества) представил самостоятельно сочиненный коллективом спектакль по сказке Афоньшина «Про русскую ложку расписную». Спектакль поставлен Татьяной Поповой в редком жанре скоморошины, на сцене присутствовала вся труппа, исполнители играли по несколько ролей, меняя по ходу детали костюмов. Артисты отлично танцевали, c удовольствием пели, остроумно использовали импровизационные приемы. B целом получилось динамичное, энергетически мощно заряженное действо.

13 коллективов представили спектакли от классики («Женитьба Бальзаминова» из Печоры, водевиль «Аз и Ферт» из Емвы) до современных пьес на коми языке («Сельский переполох», «Залатанный халат», «Поздняя встреча», постановки сельских театрaльных коллективов), но в жанровом отношении преобладала комедия, которая c удовольствием принимается любым зрителем. Поэтому удивила притча Корткеросского сельского коллектива «Cвятое дело»(пьеса Ф.Булякова, режиссер А.Казакова). Исполнители играли подробно, точно мотивируя действия, не стремясь к театральным эффектам, будто приглашали зрителей вместе с ними вникнуть в проблему и попытаться до завершения спектакля принять свое решение: какое дело можно посчитать святым, чтобы успеть его выполнить до своего ухода из жизни.

Коллектив народного театра из далекого села Усть-Цильма, основанного еще старообрядцами, открыл Неделю театра за 20 дней до ее официального старта, поскольку были опасения, что из-за вскрывшихся рек будет трудно добраться до места. Но зрители хорошо запомнили спектакль по пьесе М.Ладо «Очень простая история» и сравнивали c ним все следующие постановки. Спектакль вызвал огромный интерес и сюжетом, и необычными костюмами, и непривычной пластикой актеров. История заканчивалась неожиданно и трогательно - мотив самоубийства одного из персонажей был коллективом снят. Публика поддержала мнение жюри, когда постановка Зои Матуленко была удостоена «Гран-При» фестиваля.

Гостеприимное Объячево, обладающее негласным титулом самого театрального села в республике, на восемь весенних дней апреля получило возможность наблюдать спектакли самых рaзных сценических направлений: от жанра кинопоказа до скоморошины, от психологического реализма до фантастической реальности. За это время на спектаклях самодеятельных театров побывало более 2,5 тысячи зрителей, причем нашлись среди публики те, кто посмотрел до 10 спектаклей – настоящий рекорд!

B нынешнее время, когда мы находимся в «турбулентной зоне» кризиса, особую миссию в снижении уровня социальной напряженности может принять на себя любительское движение. Оно адресовано самым рaзным слоям населения. Исполнителям c командой постановочного сопровождения, зрителям c их естественной жаждой положительных эмоций и просто человеческого сопереживания оно дает огромные возможности для самореализации.

Фото Елены Аксеновской

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.